Поведение мужчин и женщин в конфликтных и фрустрирующих ситуациях

Уже в раннем детстве девочки послушнее мальчиков в отношении просьб и требований родителей, а в более позднем возрасте — и учителей (Feingold, 1994). Стараясь убедить поступить так, как им хочется, девочки используют тактичные и вежливые предложения, в то время как мальчики чаще применяют требовательные и контролирующие стратегии (Leaper et al., 1999; Strough, Berg, 2000).

Женщины хуже справляются с эмоциональными проблемами и возникающими трудностями, сильнее переживают семейные и личные конфликты (Березовская Р. А., 2001; Грошев И. В., 1996). У женщин-менеджеров по сравнению с мужчинами-менеджерами ярче выражена негативная симптоматика переживаний стрессовых состояний (Леонова А. Б., Качина А. А., 2006). По данным Темрес с соавторами (Tamres et al., 2002), женщины по сравнению с мужчинами оценивают стресс-факторы как более жесткие.

Как уже было отмечено, женщины, испытывая подавленность, стремятся думать о возможных причинах своего состояния. Эта реакция «тщательного обдумывания» приводит к навязчивому фокусированию на проблеме и увеличивает уязвимость женщины по отношению к стресс-фактору (Noelen-Hocksema S., 1990). Мужчины, наоборот, пытаются отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируясь на чем-то другом, например, осуществляя физическую активность, чтобы таким способом разрядить возникшее негативное напряжение.

И. В. Грошев (1996) тоже выявил, что мужчины и женщины по-разному разрешают конфликтные ситуации, возникающие в семейном и домашнем кругу. Женщины проявляют больше терпимости и стремления к компромиссному примирению интересов. Мужчины в этой ситуации чаще прибегают к «крепким» выражениям и ругательствам, а женщины скорее готовы заплакать.

М. А. Круглова (1999), изучая стратегии поведения при психологической защите, выявила, что у женщин разрыв между тремя видами стратегии (избегание, агрессия и миролюбие) минимален, в то время как у мужчин наблюдается либо избегание (стремление уйти от конфликта), либо агрессия. Миролюбие у них выражено значительно меньше, чем у женщин.

По данным И. М. Никольской (2001), сравнивавшей копинг-стратегии мальчиков и девочек I-V классов в трудных и неприятных для них ситуациях, мальчики в 2 раза чаще, чем девочки, обращаются к стратегии «борюсь, дерусь» и в 1,5 раза чаще — к стратегии «дразню кого-нибудь». Таким образом, и эти данные подтверждают, что мальчики чаще склонны прибегать к стратегии, связанной с проявлением агрессии. Девочки достоверно чаще мальчиков используют стратегии «обнимаю, прижимаю, глажу», «плачу, грущу». Это указывает на их большую потребность в тесной привязанности, в эмоциональной разрядке через слезы и жалость к себе и другим, на трудности самораскрытия.

Ю. М. Чуйковой (2001) установлено, что при преодолении конфликтов у мужчин больше выражены соперничество и особенно компромиссы, а у женщин — приспособление и сотрудничество. Стратегия избегания, по ее данным, была выражена у мужчин и женщин одинаково.

Юноши связывают фемининность с копинг-стратегией поиска социальной поддержки и с приспособлением, а маскулинность не привязывают ни к какой конкретной стратегии, тогда как девушки связывают фемининность с избеганием проблем, а маскулинность - со стратегией решения проблем. Таким образом, можно сказать, что девушки ожидают от юношей умения решать проблемы, тогда как настоящая женщина, на их взгляд, наоборот, не стремится этого делать и более склонна к избеганию неприятностей и уходу от проблем, следовательно, нуждается в посторонней помощи. Полученные результаты укладываются в традиционную схему взаимоотношений полов: настоящий мужчина опекает и заботится о женщине, женщина рассчитывает, что мужчина оградит ее и от проблем, и от их решения. Но в современном мире такая картина скрывает в себе потенциальные конфликты: юноши не связывают мужественность с какой-либо определенной совладающей стратегией, тогда как девушки ждут от них умения решать все проблемы. Юноши считают, что женственным девушкам свойственно прибегать к помощи других людей, тогда как девушки расценивают женственность как слабость и нежелание решать проблемы вообще, уходить от них. Таким образом, с точки зрения девушек, чтобы добиться успехов, нужно избирать мужскую линию поведения и отказываться от своей природной женственности или, наоборот, отказываться от активных способов адаптации, чтобы сохранить женскую половую идентичность.

Чижова Е А., 2005, с. 147.

Е. А. Фау (2006) отмечает, что при выборе механизма психологической защиты женщины чаще пользуются механизмом реактивного образования, а мужчины — вытеснением. После переживания «потрясения» (болезнь, смерть близкого, предательство, потери) женщины в большей степени склонны к позитивным изменениям, чем мужчины (в 58 и 42% соответственно). Отрицательный исход встречается в основном у мужчин (в 71% случаев против 29% у женщин). Е. А. Анненкова (2007) выявила, что для юношей более характерно использование проблемно-ориентированных стратегий совладания, для девушек — копинг, ориентированный на эмоциональное реагирование. Однако в ситуации предательства друзей юноши могут использовать эмоционально-ориентированные стратегии, а девушки при провале на экзаменах прибегают к проблемно-ориентированным способам совладания.

По данным Ю. Ли (2009), полученным на китайских подростках, мальчики используют более мобильные, продуктивные, гибкие способы поведения, они более активны и озабочены целенаправленным разрешением проблем. Девочки же чаще искали поддержку. Они более озабочены возможностью регулировать стрессовые эмоции. В трудных ситуациях девочки в большей степени проявляли беззаботность, вытеснение, оказались менее компетентными и умелыми.

Ю. Ли отмечает, что мальчики и девочки сильно различались в выборе тако* го способа совладания, как интернальное преодоление: данную стратегию мальчики выбирают гораздо чаще, чем девочки. То же различие выявилось и в отношении стратегий преодоления с социальной поддержкой и избегания проблем. Это свидетельствует о том, что, сталкиваясь с проблемами, мальчики, с одной стороны, активно решают проблемы (обращение за поддержкой социума, когнитивное проигрывание решения), а с другой — более склонны к физической разрядке.

Во время семейной ссоры, как отмечает И. В. Грошев, женщины чаще вспоминают старые грехи и ошибки, допущенные супругом в прошлом. Мужчины же больше придерживаются проблемы, из-за которой возникла ссора.

Женщины при разрешении конфликтов больше ориентируются на чужое мнение, что объясняется, по мнению И. В. Грошева, их большей конформностью, а потому при разрешении конфликта с участием женщин велика роль посредника. Поэтому, пишет Р. А. Березовская, женщины чаще обращаются за помощью к другим людям, психологам, врачам, психотерапевтам, пытаясь в разговоре снять психическое напряжение. При этом, как показано И. В. Грошевым, мужчины выбирают посредника по его деловым и статусным параметрам, а женщины придают значение и его внешности. И. М. Никольская (2001) отмечает, что женщины в трудную минуту больше нуждаются не только в какой-то реальной значимой фигуре, но и в «воображаемой» (в том числе и Бога), чтобы опереться на ее силу и мощь. Например, девочки, как отмечает И. М. Никольская, часто используют такие приемы, как «говорю сама с собой», «молюсь». Это объясняет, как мне кажется, большую религиозность женщин, а также мужчин с выраженным фемининным личностным профилем. Л. Френсис и П. Пирсон (Francis, Pearson, 1993) выявили, например, что у регулярно посещающих церковь мужчин фемининный личностный профиль обнаруживается значительно чаще, чем у других мужчин, и пришли к выводу, что религиозность мужчин более гармонично сочетается с фемининным мировоззрением.

Мужчины всегда правы, а женщины никогда не ошибаются.
Эльзасская пословица

Половые различия в производственных конфликтах, по данным И. В. Грошева, выражаются в следующем. Мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с трудовой деятельностью. Для женщин характерна тенденция к большей частоте конфликтов в связи с их личными потребностями. По данным Р. А. Березовской (2001), мужчины значимо чаще используют такие стратегии, как анализ ситуации и систематизация рабочего времени.

Изучение типов и направленности фрустрации в группах мужчин и женщин И. А. Юровым (1981) показало, что в частоте проявления типов реакций (О-D — подчеркивание наличия препятствий, N-P — акцентирование на достижении результата) особых различий нет; по направленности реакций у мужчин несколько чаще встречается вариант Е (внешнеобвинительные реакции), а у женщин — вариант М (безобвинительные реакции) (табл. 13.1).


В социально фрустрирующей ситуации женщинам более присуща интрапуни-тивная направленность реакции, связанная с самообвинением (Винокуров А. И., 1996). Сходные данные получены и Е. А. Чижовой (2005): юноши более склонны к экстрапунитивной форме фрустрации, а девушки — к интрапунитивной (импунитивная форма встречается у тех и других одинаково часто). Реакция с фиксацией на препятствии выражена у юношей и девушек примерно одинаково, а реакция с фиксацией на удовлетворении потребности чаще проявляется у девушек.
 

В ходе исследования были получены результаты, свидетельствующие о наличии значимых различий между мужчинами и женщинами в плане готовности [при фрустрации. - £ И.] одних (мужчин) использовать новые революционные методы, в то время как другие (женщины) предпочитают действовать привычными, знакомыми методами. Кроме того, можно сказать, что фактор пола оказывает влияние на поведение человека и в конфликтной ситуации, в частности на выбор стратегии поведения. Женщины, например, в силу большей эмоциональности по сравнению с мужчинами чаще выбирают соперничающие стратегии поведения в конфликте. Мужчины проявляют большую склонность к компромиссу и избеганию, предпочитая сохранить отношения и не переходить на личности. В ситуациях, когда в конфликте принимают участие представители обоего пола, мужчина чаще отдает «руководство» ситуацией женщине, а она принимает на себя эту роль. В ситуации фрустрации женщины чаще проявляют склонность к поведению самообвинения. Причиной тому может быть чувство вины, которое, возможно, появляется из-за чрезмерной эмоциональности женщин. Готовность женщины проявить инициативу в разрешении конфликтной ситуации, вероятно, можно объяснить большей эмпатичностью, способность сопереживать дает ей возможность поставить себя на место другого и представить его переживания по данному поводу, в данный момент.

...Значимым оказывается не только пол человека, реагирующего на фрустрацию, но и пол второго человека, «создающего» фрустрирующую ситуацию. Так, в своих реакциях на ситуацию, где в качестве фрустратора и фрустрируемого выступали представители мужского пола, мужчины демонстрировали готовность принимать участие в решении проблемы, брать на себя ответственность в преодолении трудности, в то время как в ситуациях, где пол участников был разный, мужчины предпочитали перекладывать ответственность за решение на другого. Женщины в конфликтной ситуации проявляли склонность к самозащите, с принятием на себя ответственности за решение проблемы, причем данное поведение проявлялось независимо от пола участников ситуации.

Белевцова Е. Е., 2005, с. 11-12.

Половые различия в выраженности видов психологической защиты. По данным Е. Ф. Рыбалко и Т. В. Тулупьевой (1999), имеются достоверные различия между юношами и девушками по выраженности некоторых видов психологической защиты (табл. 13.2).  


 
У девушек больше выражен защитный механизм по типам: компенсация, реактивное образование, регрессия и проекция; у юношей: вытеснение и отрицание. Поскольку реактивное образование подразумевает подмену негативного импульса или чувства на социально одобряемый, то можно полагать, что девушки чаще скрывают от самих себя мотив собственного поведения. У юношей этот вид защиты имеет наименьшее значение, в то время как у девушек на последнем месте в качестве способа защиты стоит вытеснение.

М. Д. Петраш (2001) в своем исследовании работников скорой помощи выявила во многом сходные факты. Женщины чаще, чем мужчины, предпочитают такие защитные механизмы, как проекция, регрессия, реактивное образование, а мужчины чаще, чем женщины, — вытеснение и интеллектуализацию (рис. 13.1).


Когда марсианин расстроен, он никогда не скажет, что его беспокоит. Он ни за что не станет обременять другого марсианина своими проблемами, кроме тех случаев, когда дружеская помощь необходима. Вместо этого он становится очень тихим и замыкается в себе, чтобы обдумать свою проблему и найти решение.... Если он не может найти решение, то пытается забыть о проблеме, читая газету или играя в какую-нибудь игру. Перестав думать о проблеме, он может постепенно расслабиться. А если стресс очень тяжелый, то марсианину необходимо заняться чем-то серьезным, например покататься на машине, принять участие в состязании или заняться альпинизмом.

Расстроенная или подавленная обитательница Венеры, чтобы почувствовать облегчение, находит кого-то, кому доверяет и рассказывает о своей проблеме в мельчайших подробностях. Когда женщина делится переполняющими ее чувствами, ей становится легче (с. 483).

...Чем дольше и эмоциональнее они (женщины) говорят, тем лучше им становится. Так действуют женщины, и ожидать от них другого - значит просто не признавать то, что они - женщины... Тогда как мужчина в стрессовой ситуации сосредоточивается на одной проблеме и забывает обо всем остальном, женщина склонна перегружать себя всеми проблемами разом... Обсудив одну проблему, она остановится на минутку и затем перейдет к следующей. Таким способом женщина продлевает разговор о проблемах, тревогах, разочарованиях и трудностях. Причем все это логически не связано и рассказывается абсолютно беспорядочно. Если женщина чувствует, что ее не понимают, она расстраивается еще больше - ведь к ее проблемам добавилась еще одна (с. 484).

...Мужчины сразу начинают предлагать решения, когда женщины говорят о своих делах. Когда женщина простодушно делится с мужчиной своими горестями или бурно рассказывает о проблемах дня, мужчина ошибочно воспринимает это за потребность в совете компетентного человека. Он надевает шляпу Мистера Всезнайки и принимается давать советы, причем это является способом... искреннего желания помочь.

...Однако та все равно расстроена - и мужчине очень трудно слушать ее, потому что предложенное им решение отвергнуто и он чувствует себя бесполезным. Он даже не представляет, что может оказать поддержку просто интересом и сочувствием. Он не знает о том, что на Венере разговоры о проблемах не являются просьбой дать совет (с. 480).

Грей Дж., 2001.

По данным Е. Поляковой (2003), реактивное образование несколько чаще используется мужчинами, а рационализация достоверно более чаще используется женщинами.

Возрастные изменения стратегий совладающего поведения. Начиная с К. Юнга ученые высказывают предположение, что стили совладающего поведения у мужчин и женщин с возрастом изменяются по-разному. Мужчины в старости переходят от активного стиля к пассивному. После того как они почти всю жизнь несли ответственность за других, содержали семью и принимали решения, они, вероятно, чувствуют себя вправе выразить всю сложность своей личности, включая и те ее черты, которые принято считать женскими. Чем старее они становятся, тем больше продвигаются от активного к пассивному стилю, названному Д. Гутманном (Gutmann, 1975) «магическая власть»; при этом стиле они отбивают атаки реальности с помощью множества приемов, таких как проекция и искажение. Женщины с возрастом начинают в большей мере проявлять «мужские» черты: властность, агрессивность и практичность.

По данным А. К. Канатова (2000), мужчины обладают более гибким поведением, чем женщины (табл. 13.3). Правда, с возрастом это различие уменьшается.


Ключевые слова: Конфликт, Пол, Дифференциация
Источник: Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Материалы по теме
Круг общения (социальная сеть) у женщин и мужчин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Гендерные особенности разводов
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Психологический пол и возраст
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Мужской и женский стили общения
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Половые различия в играх детей
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Психологический пол и особенности личности
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Показатель заболеваемости мужчин и женщин по полу
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Различие в отношении к противоположному полу у мальчиков и девочек
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Оставить комментарий