Поведение человека в аварийных ситуациях

Аварийная ситуация - это осложнение условий трудовой деятельности, которое делает невозможным ее выполнение по ранее намеченному плану ввиду угрозы аварии. По данным Всемирной организации здравоохранения, смертность от трудового травматизма занимает третье место в мире.

Различают три вида опасностей:

  • неизвестные;
  • известные, но которых можно избежать;
  • известные и неизбежные.

В зависимости от типа опасной ситуации работник использует различные стратегии поведения. В первом случае он пытается расширить свое знание о ситуации и перевести ее в категорию известных. Во втором - организует свое поведение для выхода из данной ситуации. Третий вид ситуаций является самым сложным. Для их решения работник должен определить для себя степень риска. Ситуация считается относительно безопасной, если информированный работник рассматривает сопряженную с ситуацией опасность как приемлемую для себя. Нередко человек просто не знает, как избежать опасности, но, получив соответствующую информацию и приложив усилия, может это сделать.

По мере развития технических устройств и прогрессивных технологий разработчики пытаются уменьшить степень риска в трудовых процессах, однако полностью его исключить невозможно. Информация работника о возможной опасности не должна вызывать паники. Знание позволяет человеку принять разумное решение в аварийной ситуации с допустимой долей риска. Главным виновником аварийных ситуаций, как показывает анализ, является сам человек. Из 100 американских летчиков, попавших в аварию, лишь 8 погибают из-за неисправности самолета, остальные - из-за собственных ошибок.

Основные причины аварийности и травматизма распределяют по следующим группам:

  • напряженность труда, нетипичность ситуации, особенности технического обеспечения;
  • отрицательное воздействие санитарно-гигиенических уловий;
  • социально-психологические условия.

Психологический анализ направлен на изучение причин, связанных с человеческим фактором. Это совокупность причин, которые сами по себе не провоцируют аварийных ситуаций, но влияют на поведение работника таким образом, что он сам создает аварийные ситуации. Данную совокупность, в частности, могут составлять:

  • плохая организация работы;
  • недостаточное освещение;
  • противоречивость инструкций;
  • введение новых обозначений сигналов;
  • шум от скопления народа в помещении и т.п.

Вкупе все это нередко провоцирует возникновение ошибок в работе человека, что порой заканчивается аварийными ситуациями на производстве. Современный подход позволил выделить глобальные причины возникновения аварийных ситуаций, связанных с человеческим фактором:

  1. В ходе эволюции некоторые качества человека ухудшились. У него снизилась способность противостоять опасностям. С развитием техники количество самых разнообразных видов опасности растет быстрее, чем человеческое противодействие им.
  2. Рост цены ошибки. Ошибки современного человека обходятся ему гораздо дороже, чем его предку.
  3. Адаптация человека к опасности. Человек настолько привык к технике, что забывает о ее потенциальной опасности. Нередко из-за текущих мелких выгод человек пренебрегает техникой безопасности и повышает вероятность возникновения аварийной ситуации. Так, стремясь быстрее добраться до места назначения, водитель превышает скорость, идет на обгон в местах и случаях, когда это запрещено правилами дорожного движения. В результате вероятность возникновения аварийных ситуаций и непосредственно аварий возрастает. Отражается на количественных показателях аварийности возраст и уровень профессионализма работников.

Помимо общих причин, на аварийность влияют и субъективные, индивидуальные факторы. Психолог К. Марбе предложил объяснительную теорию, согласно которой ранее полученные травмы порождают новые аварийные ситуации. Он считал, что личность проживает «плохие» и «хорошие» периоды. Люди в «плохие» периоды с большей вероятностью попадают в аварийные ситуации, совершают ошибки и получают травмы. По закону К. Марбе, это порождает новые опасные ситуации и т.д. Такие личности предрасположены к ошибкам и травмам. Эта предрасположенность — природная. Специальным обучением ее можно уменьшить, но не устранить. Некоторые личностные свойства способствуют «плохим» периодам. Это агрессивность, нетерпимость, тревожность, импульсивность. Существуют исследования, доказывающие то, что изолированность рабочих мест, максимальная самостоятельность сотрудников в решении задач ослабляют контроль за их работой и снижают безопасность труда. Отрицательно на безопасности труда работников сказываются семейные ссоры, социальные конфликты, нестабильность рабочих групп.

Отдельно стоят причины, связанные с непригодностью человека по физическим, физиологическим или психическим признакам к выполнению той или иной работы, определенных функций. Установлена связь между частотой травм и уменьшением скорости и точности движений.

В результате исследований установлено, что при прочих равных условиях у женщин травматические ситуации возникают реже, чем у мужчин, хотя нарушений и ошибок они допускают больше. Вместе с тем женщины работают более надежно и безопасно только в нормальных условиях. В экстремальных условиях их надежность уменьшается. Это связано с тем, что женщины по своей природе стремятся предугадать, подстраховать опасную ситуацию, избежать ее. Такая поведенческая стратегия женщин способствует тому, что они реже создают опасные ситуации. Мужчины менее дальновидны и более рискованны, а поэтому вероятность травматических ситуаций у них выше, но в условиях экстрима они более устойчивы и надежны, чем женщины.

В развитие рассматриваемой темы целесообразно проанализировать понятие «ошибка работника». Ошибка работника -любое конкретное действие человека в процессе трудовой деятельности, которое выходит за некоторые допустимые границы и становится неадекватным. Большинство ошибок возникает в результате непреднамеренных действий работника, но могут быть и ошибки, допущенные умышленно, когда работник выполняет сознательные действия, которые считает правильными, но на самом деле они являются ошибочными. Трудности мотивационного или эмоционального плана вызывают ошибки непроизвольного характера. Не все ошибки связаны с повреждением системы. Некоторые действия после совершения могут быть исправлены прежде, чем приведут к аварийной ситуации. Вероятность успешного выполнения задачи определяется как надежность.

Наиболее распространенные причины ошибок в деятельности оператора:

  • пропуски функционально-изолированных действий;
  • неадекватный учет неявных условий;
  • другие виды пропусков;
  • неадекватный учет побочных эффектов;
  • ошибки альтернативного выбора;
  • низкий уровень бдительности;
  • ожидания, предположения вместо наблюдения за ситуацией;
  • малые вариативность и точность движения рук;
  • слабая пространственная ориентация;
  • привычные ассоциации;
  • рассеянность.

Любое несоответствие способностей человека и требований задачи увеличивает возможность возникновения ошибки. Для повышения надежности работы человека нужно оценить степень несоответствия. В этом плане следует учитывать важность ошибки. Важность ошибки - функция частоты ее возникновения, возможностей исправления, тяжести вероятных последствий и стоимости мероприятий по устранению неполадок. При организации трудового процесса определяется вероятность потенциальных ошибок и планируются рекомендации по их профилактике. Системы, устойчивые к ошибкам, относятся к категории безопасных. Такие системы обладают корректирующими устройствами, блокировкой и дублированием звеньев, четкими правилами безопасности. Разработаны программы формирования устойчивости к ошибкам. В их рамках отрабатываются модели поведения, позволяющие человеку управлять собой в аварийных ситуациях. Управление реализуется на трех уровнях:

  • сенсомоторных образов и поведенческих реакций (навыков);
  • общих альтернатив целесообразного поведения;
  • использования целесообразного знания.

На основе психологического анализа разработаны различные классификации ошибочных действий и систематизации правил их предупреждения. Основное внимание всех мероприятий по профилактике аварийности и ошибок на производстве уделяется оптимизации согласования требований работы и возможностей человека. Выделяют следующие группы возможностей предотвращения ошибочных действий:

  • целенаправленные мероприятия по повышению уровня квалификации;
  • мероприятия по оптимизации распределения функций между человеком и машиной;
  • мероприятия по оптимальной организации труда (аварийная сигнализация, информация об опасных случаях и т.п.);
  • вспомогательные мероприятия в рамках психологии обучения (обучение моделям безошибочного поведения, алгоритмам действий в аварийных ситуациях, тренировка стрессоустойчивости и т.п.);
  • мероприятия по повышению мотивации к деятельности;
  • выделение и прогноз опасных точек, т.е. конкретных технических и технологических позиций, при соприкосновении с которыми наиболее возможно возникновение аварийной ситуации;
  • специальный отбор работников для выполнения особо опасных и особо ответственных заданий.

Реализация безопасности на производстве обеспечивается детальным изучением условий деятельности и человеческого фактора, разработкой рекомендаций по профилактике ошибок, выработкой устойчивости к ошибкам.

Ключевые слова: Поведение, Стресс
Материалы по теме
Стереотипия поведения в фрустрирующих и стрессовых ситуациях
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Стресс и фрустрация
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Характерологические и патохарактерологические реакции
Исаев Д.Н. - Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у...
Острая реакция на стресс (F43.0)
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Внимание и особенности гиперактивного поведение младших школьников
Дубровина И.В., Младший школьник
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Динамика эмоционального стресса
...
Основные стратегии и стили конфликтного поведения
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Оставить комментарий