Понятие стратегии организации

Общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы, получила название управленческой стратегии (греч. стратегия — искусство полководца). Стратегия помогает сосредоточиться на главных проблемах и отбросить второстепенные.

Стратегия представляет собой систему управленческих решений, направленных на реализацию миссии организации и ее преобразование в новое состояние. Эти решения, имеющие долгосрочный характер, определяют:

  • направления формирования и развития организационного потенциала;
  • способы осуществления деятельности на рынке для достижения конкурентных преимуществ.

На среднем и низовом уровнях управления стратегия дополняется и конкретизируется тактикой (краткосрочной стратегией). Последняя представляет собой совокупность управленческих решений, отражающих оптимальный вариант решения стратегических задач в существующих условиях или с учетом новых и непредвиденных обстоятельств.

Стратегия включает в себя несколько элементов:

  • во-первых, систему целей, в которую входят миссия, генеральная цель, общеорганизационные и специфические цели;
  • во-вторых, приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов и осуществления действий;
  • в-третьих, правила, регламентирующие процесс реализации стратегии, например формирования организационной структуры, осуществления внутреннего взаимодействия, выполнения специальных операций и т. п.

Ресурсы можно, например, в первую очередь направлять на решение наиболее важных и насущных для организации проблем; выделять пропорционально потребностям, а в идеале в полном соответствии с ними; предоставлять всем подразделениям поровну, если те близки по размерам и занимаются сходными видами деятельности. Первый подход в большей степени целесообразен в переломные моменты жизни организации, когда силы нужно концентрировать на решающих ее направлениях. Второй и третий - в период спокойного развития.

В любой момент внутри организации и вне ее возникают новые непредвиденные обстоятельства, которые в концепцию стратегии не укладываются. Они могут, например, открыть новые направления деятельности или заставить отказаться от прежних; способствовать развитию или, наоборот, замедлить его.

Чтобы не менять в связи с этим стратегию в целом, организация при необходимости может ставить и реализовывать дополняющие и развивающие ее стратегические задачи (однако если ситуация меняется коренным образом, стратегию приходится обновлять тоже).

При их формулировке учитывается возможность:

  • приближения к главной цели организации (если от движения к ней пришлось в той или иной степени отступить);
  • решения дополнительно возникших проблем;
  • получения наибольшей выгоды или избежания ущерба.

К стратегии предъявляются следующие требования:

  1. реальность, выполнимость;
  2. соответствие потенциалу организации, политике руководства, опыту и навыкам персонала, культуре, системе мотивации;
  3. этичность (в процессе реализации стратегии допустимы только «правильные», соответствующие нормам морали и права действия);
  4. внутренняя целостность, непротиворечивость элементов, например долгосрочных и краткосрочных целей;
  5. совместимость со средой, позволяющая эффективно с ней взаимодействовать (формировать среду или изменяться под ее влиянием);
  6. обеспеченность ресурсами;
  7. оправданная рискованность.

Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий. К ним относятся:

  • генеральная, отражающая способы осуществления миссии и главной цели организации;
  • специальные для отдельных особых случаев, например стратегия банкротства;
  • функциональные, которые определяют пути достижения специфических целей, стоящих перед отдельными подразделениями и службами.

Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на который она направлена (маркетинг, производство, финансы и проч.). Если этот объект представляет собой нечто не разделенное на отдельные части, то говорят о концентрированной стратегии. Если разделение объекта существует и в задачу стратегии входит обеспечение независимого развития частей на основе взаимной поддержки, речь идет о диверсифицированной стратегии. * •

По мнению одного из ведущих западных исследователей данной проблематики Б. Карлофа, существует ряд основных факторов, которые влияют на стратегию любой организации и придают ей специфические свойства:
• миссия организации. При ее пересмотре, происходящем в результате изменения общественных приоритетов и потребностей, стратегия должна корректироваться. Степень соответствия стратегии миссии и целям организации получила название ревалентности (последняя может быть полной, частичной или вообще отсутствовать).

Конкурентные преимущества, которыми организация обладает в своей сфере деятельности по сравнению с соперниками или к которым стремится (считается, что они оказывают на стратегию наибольшее влияние).

Речь идет, например, о значительной рыночной доле, высоком качестве и техническом уровне продукции и услуг, об их соответствии общественным запросам, о низких издержках, финансовых и технологических возможностях, об удобном географическом положении, обладании важной маркетинговой информацией, о профессионализме менеджеров и персонала, динамичном бизнесе и т. п.

Конкурентные преимущества любого типа обеспечивают более высокую эффективность использования ресурсов фирмы. Но они рано или поздно исчезают под натиском соперников, поэтому возникает потребность в поиске новых;

  • характер выпускаемой продукции, особенности ее сбыта, послепродажного обслуживания, рынки и их границы;
  • организационные факторы (структура компании и ее возможные изменения, система управления, степень интеграции и дифференциации внутренних процессов и проч.);
  • располагаемые ресурсы (материальные, финансовые, информационные, кадровые и др.). Чем они больше, тем масштабнее может быть стратегия;
  • потенциал развития, совершенствования деятельности, расширения масштабов, деловой активности, инноваций;
  • культура и компетентность управленцев, уровень притязаний и предприимчивости руководства, способность последнего к лидерству, внутренний климат в коллективе.

Например, знающий, опытный и современно мыслящий персонал позволяет осуществлять при прочих равных условиях новаторскую и смелую стратегию, интегрирующую последние достижения науки и практики.

Кроме моментов, перечисленных Б. Карлофом, на стратегию влияет также степень рискованности деятельности, зависимости организации от внешней среды и ранее принятых на себя обязательств и т. п.

Стратегия лежит в основе курса действий — системы ориентиров, которых организация придерживается в повседневной жизни. Он ограничивает область принятия решений, обеспечивает их соответствие целям, придает единство разным типам планов. В то же время курс действий должен предоставлять и определенную свободу.

Курс действий, дополняемый практическими ограничениями, чаще всего официально не объявляемыми, составляет содержание политики как общего руководства к принятию решений в той или иной сфере жизни организации.

Например, политика может ориентироваться на повышение качественного состава персонала и при этом предполагать дискриминацию при приеме на работу по возрастному, национальному, половому признакам.

Нормы и порядок поведения (последовательность и способы выполнения действий) в конкретной ситуации предписывают правила. Управлять с их помощью легче, чем рассматривать каждый случай в отдельности, ибо они уменьшают разногласия между людьми, обеспечивают автоматизм поведения в стандартных условиях.

Число правил обычно бывает ограниченным, поскольку их разработка для всех случаев жизни невозможна, и исполнители должны иметь определенную свободу решений. Кроме того, излишняя регламентация порождает бюрократизм.

Набор правил, выполняемый в определенной последовательности, называется процедурой. Примером ее является сдача экзамена, посещения врача и т. п.

Ключевые слова: Организация
Источник: Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 504 с
Материалы по теме
Международные организации как арена дипломатической деятельности
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Проектирование организационных структур
Н. И. Кабушкин.. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Управление переменами
Питер Ф. Друкер, Задачи менеджмента в XXI веке
Организация как функция менеджмента
Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС,...
Планирование развития организаций
Сборник бизнес-планов реальных организаций: практ. пособие / Ред. Ю. Н. Лапыгина, 2009
Классификация организационных культур
Менеджмент. Учебное пособие
Управление организационной культурой
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Реорганизация кредитной организации в форме выделения
Рождественская Т.Э. - Банковское право - 2010
Оставить комментарий