Понятие поведения в психоанализе

Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов, затем превратился в психологическую теорию, а впоследствии - в одно из важных направлений философии XX в Основывается на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.

Термин «психоанализ» употребляется в трех основных смыслах:

  • теоретическое направление в психологии;
  • особая методология исследования психики;
  • психотерапевтический метод.

Представителями классического психоанализа являются - Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг. Психоанализ используют также: Карен Хорни, Эрик Берн, Николай Козлов (теория социального психоанализа эмоций).

Родоначальником данного направления психологии является З.Фреид. Психоанализ - это первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности, поэтому данную теорию часто называют психодинамической. З.Фрейд после длительных наблюдений за пациентами пришел к выводам, которые значительно изменили представления о психике. Он утверждал, в частности, что поведение в большой степени подчиняется влиянию подсознательных сил, названных им влечениями. Они обусловлены инстинктами, но прежде всего - подавленными желаниями, удовлетворение которых «запрещено» на уровне сознания, отчего они вытеснены в область бессознательного. Эти желания продолжают действовать без ведома сознания, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, оказывая влияние на выбор профессии и творчество.

Поведение - это результат борьбы и компромиссов между мотивами, потребностями, влечениями и конфликтами. В поведении мотив может содержаться прямо или замаскированно, скрыто. Одно и то же поведение может удовлетворять у одних людей одни мотивы, а у других — иные или множество различных мотивов одного и того же человека. Именно эта особенность поведения составляет главный пункт психодинамической теории личности. Поведение имеет разные уровни осознанности: люди могут в большей или в меньшей степени осознавать те силы, которые стоят за их разнообразными действиями.

Когда Фрейд занялся исследованием психики, то попытался выразить свои идеи на языке строгой науки, заимствовав у основателя психофизики Г.Т. Фехнера (1801-1887) понимание психики как гомеостатической системы и продолжив ее разработку в духе модели физической энергии. Как писал Фрейд, «в психических функциях следует выделять нечто, обладающее всеми характеристиками количества — степени аффекта или порции возбуждения, которые могут возрастать, убывать, смешиваться и разряжаться, его можно описать по аналогии с электрическим зарядом».

В рамках выстраиваемой им системы психического аппарата Фрейд постулирует стремление к сохранению стабильного состояния, то есть правило инерции, как принцип регуляции с целью сохранения гомеостаза или динамической стабильности в рамках системы. Фрейд вводит два тесно связанных между собой принципа работы психического аппарата — принцип инерции и принцип постоянства. Согласно принципу инерции психический аппарат стремится сохранить степень своего возбуждения на возможно более низком уровне, второй же принцип говорит о тенденции к сохранению степени возбуждения постоянным.

В основе учения Фрейда о работе психического аппарата лежало представление о взаимодействии двух противоположно направленных переменных величин с противоположными знаками заряда и трех регуляторов. Разработав данную концепцию вначале для нейрофизиологической модели работы психического аппарата, где функцию двух переменных величин выполняли экзогенное и эндогенное раздражение, а функции регуляторов - система нейронов - ф-система, система «психических» нейронов - \|/- система и третья система нейронов - ш-система, связанная с порождением сознательных ощущений.

3. Фрейд остался верен данной модели до конца своей жизни, с тем только изменением, что в рамках топологической модели роль противоположно направленных переменных величин была отведена влечению «Я» к самосохранению и сексуальному влечению, а роль регуляторов - бессознательному, предсознанию и сознанию.

Первая неврологическая модель работы психического аппарата вскоре была оставлена Фрейдом, потому что не помогала в исследовании тех психологических проблем, с которыми он сталкивался в своей клинической практике. Это происходило вследствие взаимной несовместимости физиологических и психологических концепций на уровне клинической теории, так как в их основе лежали разные эмпирические данные. В частности, предметом неврологических исследований являлись биохимические реакции, протекающие в пределах нервной системы, строение нейронов и т.д.

Ключевые слова: Поведение, Психоанализ
Материалы по теме
Основы психоанализа
Карен Хорни, Новые пути в психоанализе
Психические и поведенческие расстройства послеродового периода
...
Психоаналитические концепции культуры Юнга
Монина Н.П., Культурология
Характерологические и патохарактерологические реакции
Исаев Д.Н. - Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у...
Карен Хорни и неопсихоанализ
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Внимание и особенности гиперактивного поведение младших школьников
Дубровина И.В., Младший школьник
Психоанализ Жака Лакана
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий