Понятие общения с позиций деятельностного подхода

Общение относится к базовым категориям психологии наряду с сознанием, деятельностью и личностью. Несмотря на то что эта категория выделилась в качестве самостоятельного обг^екта изучения сравнительно недавно (чуть более двух десятилетий назад), она быстро овладела вниманием многих научных психологических школ. Поток научной и учебно-методической литературы по тематике общения продолжается до настоящего времени. Толкование общения как понятия определяется теми теоретическими позициями, которые занимают представители тех или иных школ.

Самое общее понимание общения состоит в восприятии его как формы жизнедеятельности. В этом смысле общение является средством передачи форм культуры и общественного опыта от поколения к поколению, от человека к человеку. Через общение субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение помогает людям познать личностные и деловые характеристики друг друга, организовать взаимодействие в процессе совместной деятельности, установить межличностные отношения и многое другое.

Более узкое понимание общения порождает множество определений. В отечественной психологической науке, опирающейся на деятельностный подход, имеется несколько определений общения.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение - взаимодействие субъектов, осуществляемое знаковыми средствами (словами, жестами и т. п.), вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях собеседника.

Общение - специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, вызванная потребностями совместной деятельности.

Впервые вопрос о роли общения в психическом развитии человека был рассмотрен В. М. Бехтеревым. Вплоть до конца 60-х годов прошлого столетия понятие «общение» использовалось различными психологами в теоретических исследованиях психики человека в качестве объяснительного социального фактора, обусловливающего ее развитие (Л. С. Выготский,' С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев). Лишь начиная с 70-х годов это понятие становится объектом самостоятельного исследования, перерастает в относительно автономную научную проблему. Ныне общение представляет собой широко разветвленную область психологии, изучаемую на теоретическом, эмпирическом и прикладном уровнях. Исследованию подлежат: психологическая структура и механизмы общения; взаимосвязь общения с психическими процессами, свойствами и состояниями человека; процессы интерперсонального восприятия; особенности ситуативного общения. Научную базу получают различные виды общения: общение в конфликтных ситуациях, управленческое общение, фактическое общение (общение ради общения в целях поддержания самого процесса) и др.

Общение выполняет множество функций, классификация которых требует отдельного рассмотрения. Так, лишь по критерию цели общения различают функции:

  • контактную (установление контакта с собеседником как состояния готовности к поддержанию взаимосвязи);
  • информационную (обмен сообщениями, мнениями, намерениями, принятыми решениями и др.);
  • побудительную (стимулирование действий собеседника в определенном направлении);
  • координационную (согласование действий партнеров при их совместной деятельности);
  • понимания (взаимное восприятие собеседниками друг друга);
  • эмотивную (обмен эмоциями между собеседниками);
  • установления отношений (определение своего места в системе связей той социальной среды, в которой человеку предстоит находиться);
  • влияния (воздействие на поведение и состояние собеседника).

Анализ этих функций с позиций деятельностного подхода позволяет выделить в общении три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона отражает обмен информацией (идеями, позициями, сведениями) между собеседниками с учетом отношений между ними и их индивидуально-личностных характеристик (установок, целей, намерений, интересов). Другими словами, с рассматриваемой стороны общение представляет собой не простой формальный процесс приема-отправления информации, как это имеет место в технических устройствах. Обмен информацией в процессе общения - процесс активный, учитывающий субъективную значимость информации для обоих собеседников, возможность влияния се на поведение и состояние партнера.

Средствами коммуникативного процесса выступают вербальные и невербальные знаковые системы. Элементами вербальной знаковой системы являются язык и речь. Речь - это система фонетических знаков (естественный звуковой язык) в действии. Элементная база невербальной знаковой системы включает:

  • мимику, жесты, позы;
  • паралингвистику и экстралингвистику (тон, громкость, тембр, диапазон звуков, паузы, смех, покашливание и др.);
  • проксемику (пространственно-временные параметры общения);
  • визуалистику (хараКТеристики контакта глаз собеседников).

Интерактивная сторона общения отражает межличностное взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности. Оно направлено на управление поведением партнера через систему психологических приемов влияния с учетом социальных норм и общественных ценностей, характерных для данного сообщества. В процессе совместной деятельности взаимодействие людей может строится согласно ряду стратегий: соперничества, сотрудничества, компромисса и др. Общение успешно, когда поведение людей соответствуют ожиданиям друг друга.

Перцептивная сторона общения отражает процесс формирования образа собеседника, восприятие его как личности, что без такого взаимного познания немыслима успешная совместная деятельность. Психологический образ собеседника формируется на основе его поступков поведения харизмы, внешних Характеристик, взглядов, целей. Механизмы перцептивного общения основаны на возможности осознания себя через другого человека и выражаются в явлениях идентификации и рефлексии.

Идентификация - способ собеседника через попытку поставить себя на его место («Я бы на его месте сделал так...»).

Рефлексия - явления осознания человеком того, каким он представляется собеседником или слушающей его аудиторией. В процессе двустороннего общения рефлексия порождает шесть образов отображающих личностные, эмоциональные и когнитивные особенности каждого из собеседников:

  • образ «Я», каким он видит себя;
  • образ «Я», каков он есть на самом деле;
  • образ «Я», каким он представляется собеседнику.

Другими словами, в общении как бы участвуют одновременно шесть собеседников. Если подобные представления касаются их совместной деятельности, то речь идет об особой форме рефлексии, а именно о предметно-рефлексивных отношениях.

Следствием рефлексии могут быть несколько феноменов: каузальной атрибуции, аттракции, эффекта ореола и стереотипизации. Каузальная атрибуция (от лат. causa - причина и attribuo - придаю, наделяю) состоит в выяснении и приписывании собеседнику причин его поведения. И хотя часто внешнего наблюдения оказывается недостаточно для надежных выводов, собеседник все же использует вероятные причины для объяснения поведения партнера по общению («Наверно, он...»). Естественно, что такие выводы оказывают влияние и на его собственное поведение, и, следовательно, на характеристики совместной деятельности.

Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) — явление возникновения привлекательного образа собеседника как результата субъективного отношения к нему, порождаемого, в частности, рефлексией.

Эффект ореола - влияние общего первого впечатления о человеке, сформированного в условиях дефицита информации о нем, на его дальнейшие поступки, поведение и деятельность. Эта оценочная пристрастность мешает видеть действительные характеристики партнера по взаимодействию: позитивный ореол вызывает переоценку партнера в положительную сторону, а негативный - недооценку положительных качеств личности. (Не потому ли известный советский полководец маршал В. И. Чуйков предлагал награждать каждого командира полным комплектом орденов еще до начала боевых действий с расчетом их постепенного изымания по мере допущения промахов в руководстве войсками?)

Стереотипизация (от греч. stereos - твердый и typos - отпечаток) - устойчивый и упрощенный образ собеседника (группы собеседников), возникающий в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и предвзятых представлений, принятых в данном обществе.

При анализе и проектировании совместной деятельности все перечисленные выше явления и феномены подлежат обязательному учету во избежание получения ошибочных результатов.

Ключевые слова: Общение, Деятельность
Материалы по теме
Деятельность и общение
Брушлинский А.В., Мышление и общение
Соотношение категорий общения и деятельности в психологии
...
Общение как деятельность
Лисина М.И., Общение, личность и психика ребенка
Единство общения и деятельности
Андреева Г.М., Общение и межличностные отношения
Личность в общении и деятельности
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В двух томах. Том 2
Совещательный и командный диалог
Волков А. А. - Курс русской риторики - 2001
Вынужденное общение
Куделин А.С., Геращенко А.В., Гипноз. Практическое руководство
Проявление темперамента в деятельности
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Оставить комментарий