Понятие и классификация социальных групп

От рождения до смерти каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах -дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, на занятиях    спортивной секции,    среди    дорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона и т.д. Люди в группах трудятся и отдыхают, ведут семейную жизнь и воспитывают детей. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними - помогают друг другу или, наоборот, конкурируют. Порой люди в группе переживают одни и те же психические состояния, и это определенным образом влияет на их деятельность.

Для того чтобы разобраться в понятии «социальная группа» необходимо выяснить причины объединения людей в группы:

  1. Человек - существо социальное и стать личностью может лишь в обществе себе подобных, взаимодействуя с ними, усваивая опыт предыдущих поколений, язык и культуру. Как пример, вспомните детей, найденных в разных частях земного шара, которые с раннего детства воспитывались среди зверей в результате чего они не были похожи на человека в психическом плане.
  2. Объединение с другими людьми позволяет выполнять сложные виды деятельности, достичь больших результатов труда. Деятельность нескольких человек приносит большие результаты, чем индивидуальный труд.
  3. Только в общении с другими людьми человек может удовлетворить различные потребности, в том числе высшие (в общении, в статусе, в самореализации).
  4. Только группа дает чувство безопасности и защиты. Когда человек чем-либо напуган, испытывает чувство страха, неуверенности, дискомфорта, у него возникает желание поделиться с кем-нибудь своими проблемами, выговориться. Обращаясь за помощью к другим, он тем самым избавляется от страхов и обретает относительное спокойствие.

Основой объединения становится совместная деятельность, в ходе которой происходит распределение ролей и статусов членов группы и формируются различные отношения:

  • производственные (по поводу того, что и как делается);
  • управленческие (руководитель-подчиненный);
  • межличностные (симпатии, антипатии, взаимная зависимость).

Таким образом, социальная группа - общность людей, объединенных едиными целями, потребностями, совместной деятельностью и составляющая элемент социальной структуры общества.

Можно дать и другое определение группы. Группа - это существующее в едином пространстве и времени объединение людей, взаимодействующих в совместной деятельности и вступающих в определенные деловые и межличностные отношения.

Структура различных социальных групп достаточно схожа:

  • лидер, руководитель,
  • сублидер,
  • исполнители,
  • аутсайдеры.

В каждой есть управляющее звено, т.е. один или несколько человек, наиболее четко представляющие себе цели совместной деятельности и способные организовать других на их достижение. Необходимо отметить, что существуют несколько уровней целей, цели высшего уровня осознаются не всеми членами группы, а лишь ее ядром.

Три основных теоретических подхода к пониманию лидерства:

  • «теория черт», согласно которой лидером может быть лишь тот человек, который обладает определенным набором личностных качеств, определенных психологических черт, среди которых инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность и др.;
  • на смену этой теории пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства»,  что лидер лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц);
  • третий вариант был представлен в «синтетической теории лидерства», во главу угла ставятся не просто ситуации, но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Видимо сторонники всех трех теорий по-своему правы, и истина лежит посередине: лидером может быть человек, обладающий определенными чертами характера, умеющий использовать их в конкретной ситуации и, безусловно, имеющий влияние на других членов группы.

Следует разделять такие понятия как лидер и руководитель. Если в основе управления лежат документы (инструкции, положения, уставы), речь идет о руководстве; если межличностные отношения (симпатии-антипатии), - о лидерстве. Руководитель назначается, а лидер является неформальным руководителем группы. В реальной группе (например, учебной) есть руководители и лидеры, которые могут не совпадать в одном лице. Подобное совпадение - идеальный вариант, но это бывает очень редко.

Поговорим о различных стилях управления группой, т.е. о совокупности средств психологического воздействия, которыми пользуется лидер (руководитель) для оказания влияния на других членов группы, среди которых он имеет высокий статус. Традиционно принято различать три основных стиля лидерства:

  • авторитарный, который характеризуется выраженной властностью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем за действиями подчиненных, для такого лидера идеальный подчиненный -дисциплинированный исполнитель;
  • при демократическом стиле лидер обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой, такой лидер особенно ценит тех подчиненных, кто самостоятелен инициативен, творчески подходит к работе, он уделяет большое внимание не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе;
  • либеральный лидер фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы, т.е. он является лидером лишь номинально.

Поначалу считалось, что наилучшим стилем лидерства является демократический, т.к. в нем больше привлекательных черт, в группе создается самая благоприятная атмосфера для творческой работы, этот стиль способствует решению группой наиболее сложных задач.

Но нередко предпочтительнее оказывается авторитарный стиль лидерства или даже либеральный стиль. Поэтому на практике самым удачным является не какой-либо один из трех перечисленных стилей, а комбинированный стиль лидерства, при котором лидер, умея вести себя по-разному, гибко меняет стиль своего поведения в зависимости от сложившейся в группе обстановки.

Другой элемент внутригрупповой структуры - сублидер, находящиеся в тени, но при необходимости способные взять на себя управление группой, как правило - это «мозговой центр» группы. Чаще всего сублидер находится в оппозиции к руководству группой, такое положение необходимо для развития группы.

Исполнители - следующий элемент группы, это те, кто полностью поддерживает лидеров и выполняет основную часть совместной деятельности. Это самый многочисленный слой группы.

Последний элемент группы - «аутсайдеры», члены группы с самым низким статусом, среди которых могут находиться с одной стороны оппозиционеры лидеру, с другой стороны, «добровольные» шуты, не осознающие до конца своего места в группе. Аутсайдеры нужны для эмоциональной разрядки и для внутренней устойчивости группы.

Знание структуры группы необходимо для того, чтобы лучше понимать роли и статусы членов группы, воздействовать на тех, кого группа слушается и правильно выбирать методы влияния на группу.

Ключевые слова: Группа
Источник: Мусатова О.А. Психология: Учебное пособие. - М.: РУТ (МИИТ), 2017. - 94 с.
Материалы по теме
Формирование внутригрупповых отношений
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Роль и ролевое поведение индивида в группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Понятие и виды больших социальных групп
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Феномен группового давления
Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка
Группа и индивид
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Межгрупповые конфликты
Шейнов В.П., Управление конфликтами
Структура малой группы
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Глобальные социальные группы (общности)
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Оставить комментарий