Понятие и формы недобросовестной конкуренции

Поставив перед собой цель обеспечить благоприятный климат на товарном рынке, законодательство РФ предусматривает не только нормы, направленные на недопущение и ограничение монополистической деятельности как антипода конкуренции, но и нормы, призванные защитить предпринимателя от недобросовестной конкуренции. Этому посвящен раздел 4 Закона о конкуренции.

Недобросовестная конкуренция — любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.
(Ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»)

Анализ законодательного определения позволяет выявить следующие признаки недобросовестной конкуренции.

  1. Недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями; возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена.
  2. Действия рассматриваются как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости.
  3. Субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, т.е. российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели.
  4. Целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. (Напомним, что цель монополистической деятельности -недопущение, ограничение или устранение конкуренции.)
  5. В результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. При этом законодатель допускает, что достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.

Действия, подпадающие под определение недобросовестной конкуренции, весьма разнообразны. Закон о конкуренции называет наиболее характерные проявления правонарушения данного вида:

  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителя в заблуждение относительно изготовителей товара, его характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • продажа, обмен или иное введение в оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг;
  • получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или охраняемую законом тайну.

Перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в ст. 10 Закона о конкуренции, не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае антимонопольный орган, оценивая действия субъекта, должен исходить из общего определения понятия «недобросовестная конкуренция».

Кроме того, не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. Принятое в целях пресечения такого правонарушения, решение антимонопольного органа (в части индивидуализации продукции, работ, услуг) направляется в федеральный орган исполнительной власти в области патентов и товарных знаков (в настоящее время - Роспатент) для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении действия регистрации объекта исключительных прав или о признании регистрации этого объекта недействительной в установленном законодательством порядке.

Так же как на товарном рынке, на рынке финансовых услуг в качестве правонарушения законодатель рассматривает осуществление недобросовестной конкуренции.

Недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг — действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
(Ст. 3 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»)

Перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в ст. 15 Закона о финансовом рынке, не является исчерпывающим.

Ключевые слова: Конкуренция
Источник: Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Материалы по теме
Понятие конкурентного преимущества
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Ценовые и неценовые факторы
А.С.Булатов, Экономика
Влияние конкуренции на коррупцию
Левин М.И. и др. Лекции по экономике коррупции - 2011
Предпосылки усиления конкуренции
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Экономическое значение конкуренции
Липсиц И.В., Экономика
Формы несовершенной конкуренции
Бернанке Б., Фрэнк Р. - Экономикс. Экспресс-курс
Формирование инновационных стратегий
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Понятие конкуренции
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Оставить комментарий