Помогающая деятельность учителей и воспитателей

Сущность деятельности педагогов (воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей, коррекционных педагогов [35 - Коррекционные педагоги имеют дело с детьми с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии: дефектологи работают с детьми, имеющими задержки в психическом развитии, логопеды сосредоточены на исправлении дефектов речи, сурдопедагоги работают со слабослышащими детьми, тифлопедагоги - со слабовидящими и незрячими детьми, олигофренопедагоги - с умственно отсталыми детьми.]) состоит в помощи ребенку сформироваться как личности, получить образование. Поэтому, по мнению М. В. Ерховой (2002), возникла необходимость выделения в профессиональном поведении учителя особого вида поведения, интегрирующего в себе ролевые и личностные возможности педагога и направленного на оказание помощи ребенку в его безопасной адаптации и дальнейшем личностном развитии. Такое поведение определено ею как помогающее поведение учителя. Помогающее поведение учителя М. В. Ерховарассматривает как одно из средств педагогической поддержки школьников.

Помогающее поведение учителя, интегрирующее в себе, с одной стороны, помогающее отношение к учащимся и педагогические действия, а с другой - ролевые и личностные возможности учителя, позволяет расширить спектр педагогического влияния на личность ребенка, способствует развитию активной и рефлексивной позиции школьника. Такой подход позволяет не только развивать ролевое и личностное взаимовлияние учителя и школьника, но и обучать педагогов актуализации своих личностных и ролевых возможностей в целях гуманизации отношений с учащимися.

Помогающее поведение учителя, по мнению М. В. Ерховой, может стать индивидуальным стилем его профессионального поведения, направленного не только на поддержку ребенка в проблемной ситуации, но и на развитие глубинного общения с ним, на эффективную трансляцию общественных ценностей, на профилактику антисоциального поведения и др. Помогающее поведение учителя создает условия для безопасных, конструктивных, партнерских отношений с учащимися и при этом активизирует активность ребенка в решении возникших проблем.

Профессиональное поведение учителя, отмечает М. В. Ерхова, становится помогающим, если:

  • у учителя сформированы установки на позитивное принятие себя и ученика, на независимость в поступках и суждениях, на открытость окружающему опыту;
  • учитель овладел приемами помогающего поведения, выражающими интеграцию его индивидуально-личностного и ролевого потенциалов.

Особенности личности педагогов. Особенностям личности учителя посвящено большое количество исследований (Еоноболин Ф. Н., 1975; Кузьмина Н. В., 1967; ЖучеваЕ. Н., 1983; Журавкова М. В., 1995; Митина Л. М., 1994, 1998, Рогов Е. И., 1996; Баранов А. А., 2002, и др.).

Ф. Н. Еоноболин (1975) одним из первых умозрительно описал некоторые психические качества личности учителей. Прежде всего, он выделяет дидактические способности, которые необходимы для отбора нужного материала из книг и других источников, его реконструирования, делая трудное для детей доступным их пониманию. Затем он выделяет экспрессивные способности, реализуемые в речи, мимике и других формах поведения, и организационные способности, обеспечивающие порядок и дисциплину в классе, продуктивное использование времени урока, создание сплоченного коллектива. К педагогическим способностям Ф. Н. Еоноболин относит педагогическую интуицию (проницательность, догадка без последовательного рассуждения), наблюдательность и внимание учителя, носящее многоплановый характер (способность сосредоточиться на учебном материале и в то же время держать в поле зрения весь класс). Важную роль играет способность учителя быстро ориентироваться в классе, быстро запоминать фамилии учащихся. Ф. Н. Еоноболин пишет также о суггестивных способностях учителя, т. е. способности к внушению, и академических способностях к занятиям тем предметом, который преподает учитель.

Автор выделил и желательные и нежелательные личностные качества учителя. Важными с точки зрения учащихся являются справедливость, человечность, честность, требовательность (но не приводящая к подавлению личности). Противопоказаны учителям раздражительность, нетерпеливость, поспешность делаемых выводов.

Л. А. Регуш (1989) уделяет особое внимание такой педагогической способности, как прогнозирование.

Несмотря на то что изучению психологических особенностей учителей, их профессиональноважным качествам, стилям педагогической деятельности посвящено немалое количество исследований, многие из них страдают одним недостатком: изучаются люди, выбравшие профессию учителя, а не те, кто имеет успехи в педагогической деятельности. Поэтому нет четких критериев, кого следовало бы ориентировать и отбирать в педагогическую профессию и нужно ли вообще в нее отбирать людей.

По данным Р. Ф. Уринг (1983), у учителей выражены следующие факторы (по Р. Кеттеллу):

  • A (ригидность поведения),
  • I (реалистичность и независимость),
  • N (адекватность самооценки),
  • Q2 (склонность к индивидуальным занятиям)
  • Q4 (уравновешенность, спокойствие).

Изучение Н. А. Аминовым (1988, 1997) психофизиологических и психологических предпосылок педагогических способностей показало, что для имеющих высокий уровень развития педагогических способностей характерны коллективистская направленность, социабельность, смелость, доминантность, социальная адаптированность, эмоциональная устойчивость, самоуверенность и флегматичность. У лиц с высоким уровнем педагогических способностей отмечается слабая и лабильная нервная система. Обладающие низким уровнем педагогических способностей имеют противоположные характеристики: выраженный индивидуализм, самодостаточность, робость, конформность, они социально дезадаптированы, эмоционально нестабильны, склонны к чувству вины, холеричны.

Особенности эмоциональной сферы педагогов. Среди различных особенностей личности учителей лучше всего изучена их эмоциональность. И это не случайно. Как отмечает М. И. Педаяс (1979), эмоциональность учителя является важнейшим фактором воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе; от нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность. В связи с этим учитель должен обладать не только эмоциональной устойчивостью (Митина Л. М., 1992; Баранов А. А., 2002), но и эмоциональной гибкостью (Митина Л. М., Асмаковец Е. С., 2001).

Т. Г. Сырицо (1997) выявлено, что самая высокая эмоциональность выявлена у учителей начальных классов, что можно связать с особенностью контингента учащихся, с которым они работают, его отзывчивостью и непосредственностью в выражении своих чувств.

Выявлены различия между учителями, преподающими разные предметы. У учителей физкультуры, трудового обучения и пения общая эмоциональность выражена больше, чем у учителей, преподающих гуманитарные и естественные дисциплины, что может зависеть от необходимости более строгого, точного и «сухого» изложения учебного материала.

По данным Н. А. Аминова (1988), эмоциональная устойчивость является профессионально важным качеством учителя.

В исследовании А. А. Баранова (2002) было установлено, что успешные учителя по сравнению с неуспешными обладают меньшей депрессивностью, раздражительностью, застенчивостью, эмоциональной лабильностью (тревожностью) и большей психологической устойчивостью.

Учителя - классные руководители. Р. Л. Кричевский и М. Р. Битянова (1988) в качестве критерия успешности работы классных руководителей выбрали удовлетворенность учащихся старших классов коллективом. Выявлено, что эта удовлетворенность тем выше, чем более выражены у классного руководителя такие личностные характеристики, как развитый интеллект, рассудительность и серьезность, доверие и открытость в общении, гибкость в отношениях, адекватность восприятия действительности, уверенность в себе, отсутствие стремления к авторитарности, приверженность к коллективному принятию решений, умеренный контроль за собственными эмоциями и поведением, невысокая эмоциональная напряженность, адекватность самооценки.

Опрос абитуриентов и студентов педагогического института, проведенный И. М. Юсуповым (1993), показал, что среди многих профессионально важных для учителя качеств они ставят эмпатийность на первое место. У молодых учителей со стажем до пяти лет значимость этой эмоциональной характеристики учителя возрастает еще больше. Лишь у опытных учителей со стажем шесть лет и больше эмпатия занимает второе место, уступая по значимости профессиональным знаниям и интеллекту.

Эмпатия. По данным С. П. Ивановой (2000), уровень эмпатийности у учителей - практических психологов к родителям, старикам и животным выше, чем у учителей-предметников; по отношению к детям и литературным героям - одинаковый, а по отношению к незнакомым людям -ниже (рис. 8.2). Учителя, получающие второе образование практического психолога, по отношению ко всем объектам имеют более высокую эмпатийность, чем учителя-предметники. Меньше всего эмпатийность выражена у студентов и выпускников педагогического вуза.

Важным профессиональным качеством педагога является проницательность.

А. А. Борисова (1982) выявила, что это качество связано с эмоциональной сферой человека. Лица с низкой проницательностью чаще всего бывают «гипоэмотивными», имеющими низкие баллы по всем трем модальностям (радость, гнев, страх), а также «боязливыми», имеющими высокий балл по эмоции страха, и «гневливыми», имеющими высокий балл эмоции гнева. Таким образом, данные А. А. Борисовой свидетельствуют о том, что для нормального функционирования психологической проницательности необходима достаточная выраженность эмоциональности.



Что касается структуры эмпатии по В. В. Бойко, то, по данным С. П. Ивановой, у учителей более выражен рациональный канал эмпатии, а у студентов - эмоциональный канал. Интуитивный канал выражен у тех и других приблизительно одинаково (рис. 8.3).

Недостатки в развитии эмоциональной сферы у тех же обследованных выражены тоже довольно явственно (рис. 8.4). У учителей по сравнению со студентами эмоции менее выражены, а студенты в большей мере склонны проявлять негативные эмоции и хуже умеют адекватно проявлять эмоции.



Успешность взаимодействия учителей с учащимися зависит не только от эмпатийности первых, но и от социального статуса и особенностей личности вторых. Среди трех типов педагогов, выделенных Р. Бушем (Busch, 1973), имеются учителя, ориентированные на личность учащихся. Их особенностью является высокая эмпатичность, коммуникабельность. Оказалось, что оптимальное взаимодействие этих учителей имеется только с отверженными учениками. С другими учащимися -активными и общительными, принятыми коллективом ит. п. - у этих учителей могут возникать не только не оптимальные, но даже конфликтные отношения (Zaborowski, 1973). Отсюда можно предположить, что эмпатичные нужны в основном страждущим, нуждающимся в сочувствии, поддержке, помощи. Других же высокая эмпатичность объекта взаимодействия, его чрезмерная заботливость, участливость может и раздражать.

Сотрудники детских домов. В исследовании А. X. Пашиной (1995) выявлено, что у большей части сотрудников детских домов доминируют отрицательные эмоции (печаль и страх). У 75 % от всей выборки уровень личностной и ситуативной тревожности оказался выше нормы. Отмечен высокий уровень проявления эмоциональности при общении с воспитанниками. Выявлена низкая способность к адекватному опознаванию вида эмоционального переживания человека по его голосу (т. е. слабо развит эмоциональный слух). Различия в эмоциональной сфере между сотрудниками детского дома и учителями школ, выявленные Пашиной, представлены в табл. 8.3.

Таблица 8.3. Количество лиц (%), показавших отклонения от нормы по ряду характеристик эмоциональной сферы


На фоне большей «эмоциональной глухоты» сотрудников детского дома у них проявляются и другие особенности в опознавании конкретных эмоций. Они реже по сравнению с учителями школ опознают радость, страх и особенно гнев, атакже нейтральный фон (табл. 8.4).

Таблица 8.4. Количество испытуемых (%), правильно опознавших предъявленные эмоции


С увеличением стажа работы в детском доме деформация эмоциональной сферы сотрудников возрастает. Примечательно при этом, что между сотрудниками детского дома и их воспитанниками обнаруживается большее сходство в эмоциональной сфере, чем между сотрудниками и учителями школы.

Ключевые слова: Педагог, Альтруизм
Источник: Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Материалы по теме
Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Поведение учителя в конфликтных ситуациях
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Мотивы проявления альтруизма
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Профилактика профессиональной деформации педагога
Овчарова Р.В., Технологии практического психолога образования
Педагогические умения и навыки
Петровский А.В., Возрастная и педагогическая психология
Технология организации развивающих видов деятельности школьников
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Альтруизм и агрессия
Слотина Т.В., Психология общения
Альтруизм как психологический механизм защиты
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Оставить комментарий