Политические взгляды Джона Локка

Джон Локк (1632-1704) — английский философ-просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания, стоял у истоков создания политической доктрины либерализма. Локк родился в г. Рингтоне (юго-западная Англии) в пуританской семье мелкого судейского чиновника. Еще в детстве проявил большие способности к учебе. После окончания Вестминстерской школы поступил в Оксфордский университет, по окончании которого преподавал там более 25 лет.

Локк вступал в самостоятельную жизнь и формировался как философ и политический мыслитель в период угасания революции и реставрации монархии, когда общество уже испытало на практике идеи революционного переустройства и стали востребованы идеи социально-политического равновесия, политической и общественной стабильности.

Продолжая политическую деятельность, Локк активно занялся политической наукой. После революции он опубликовал главное свое произведение «Два трактата о правлении» (1790), в котором сформулировал свое понимание места и роли государства в управлении общественными делами. Локк критически отнесся как к абсолютистскому пониманию неразделенной государственной власти, так и к утопическим представлениям радикальных уравнителей — левеллеров и анархистских отрицателей собственности — диггеров.

Локк исходил, как и многие мыслители того времени, из концепций естественного права, общественного договора, неотчуждаемых прав личности, предполагавших в том числе сопротивление всякой тирании и узурпации власти.

Согласно Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии и в своем взаимодействии с природой не зависели ни от чьей воли, то есть пользовались свободой и всеми естественными правами, включая право на собственность. Но в естественном состоянии, продолжал Локк, люди не имели гарантий в обеспечении своих прав и свобод, в том числе справедливом решении имущественных споров. Для того чтобы обеспечить такие гарантии, люди согласились заключить общественный договор о создании политического сообщества, или государства. Таким образом, государство, по Локку, — это объединившиеся люди, создавшие на основе договора орган власти и права для обеспечения прав и свобод, урегулирования социальных конфликтов и наказания преступников, для защиты общества от посягательств извне.

Подчеркнем, что люди у Локка выступают достаточно рационально мыслящими субъектами и весьма взвешенно отмеряют государству круг его полномочий. По крайней мере, право на жизнь, свободу и равенство перед законом, право на владение имуществом они государству не передали.

Добровольно передав некоторые (еще раз подчеркнем, не все) свои права и свободы, люди полагают, что они должны иметь право контролировать деятельность государства, давая ему возможность осуществлять свои и только свои, функции по обеспечению прав и свобод граждан и не давая ему возможности узурпировать всю власть над людьми.

Средством для четкого обеспечения выполнения государством своих функций, но без превышения полномочий, Локк считал:

  • выбор оптимальной для общества формы правления;
  • принятие разумных законов и соблюдение законности;
  • сохранение прав и свобод каждого гражданина, включая право на восстание против тирании;
  • разделение властей как гарантию против узурпации власти каким-либо одним политическим институтом.

Если говорить об Англии, то форма правления, согласно Локку, ею была выбрана во время Славной революции 1688 г. — это конституционная монархия. Обеспечение принятия разумных законов — это задача парламента. Сохранением законности, обеспечением прав личности должны заниматься суды и органы правопорядка. Для гарантии против узурпации власть в государстве следует разделить.

Теория разделения властей — наиболее известное достижение Локка — политического мыслителя. В своей теории он исходил из сложившегося в английском обществе исторического компромисса между королем, его камарильей и всей аристократией, с одной стороны, и парламентом, символизировавшим власть общин, власть тех, кто платит налоги, — с другой. В основе теории разделения властей лежат политические идеи античности. Вспомним, что Платон в соответствии с частями души: разумной, воинственной и вожделеющей — разделял все идеальное государство на сословия философов, воинов, земледельцев и ремесленников. Вспомним, как Полибий объяснял могущество Рима смешанной системой правления, в которой консулы олицетворяли монархическую власть, сенат — аристократическую и народное собрание — демократическую. Безусловно, все эти и другие идеи античности Локк прекрасно знал и использовал в своей теории разделения властей.

Власть в государстве, рассуждал Локк, если оно подобно разумному человеку, должна подразделяться на:

  1. власть разума (ведь каждый разумный человек сначала думает, потом действует; следовательно, государство сначала должно создать разумные законы);
  2. власть разумного собственного поведения;
  3. власть разумных взаимоотношений с другими людьми.

Отсюда вытекает, что власть, чтобы она не могла быть узурпирована ни одним из субъектов, по Локку, должна быть разделена на три независимые, но взаимосвязанные ветви:

  • законодательная власть, которая должна принадлежать парламенту;
  • исполнительная власть, которая должна принадлежать суду и армии (вообще-то полиции, но этот орган государства в то время еще не был достаточно развит);
  • федеративная власть (или власть внешних отношений), которая должна принадлежать королю и его министрам.

Как сторонник политического и правового равенства, независимости и свободы личности, действующей в системе естественных законов и общественного договора, Локк стал одним из основоположников либерализма, оказавшего существенное влияние на просветительское движение Англии, Европы и Америки.

Ключевые слова: Новое время, Политика
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Условия развития политической мысли в Новое время и эпоху индустриализма
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Гуго Гроция
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Бенедикта Спинозы
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Томас Гоббса
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Джона Мильтона
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Cтановление политики в Древней Греции
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Типы политических изменений
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Понятие, структура и функции политической власти
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Оставить комментарий