Политическая социализация как процесс

Проблема вхождения человека в политику и ее теоретическое осмысление. Осмысленное и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие у нее политических знаний, опыта, культуры. Они помогают ей эффективно осуществлять политические роли и функции, не становиться заложником политических игр различных сил. Индивиды не рождаются с заранее усвоенным политическим опытом и культурой, они приобретают их на протяжении всей своей жизни.

Процесс усвоения индивидом или группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы, называется политической социализацией.

Концепция политической социализации стала активно разрабатываться в США с конца 1950-х годов. Ее появление было вызвано кризисом традиционных институтов политической системы западного общества, которые не могли обеспечивать добровольное принятие новыми поколениями декларировавшихся тогда демократических ценностей. Кризис был реакцией индивидуального и массового сознания на растущую коррумпированность власти, ее неспособность удовлетворять новые группы интересов, появившихся в постиндустриальном обществе. Следствием возраставшего политического отчуждения индивида от системы были усиливавшееся недоверие к институтам власти, политический абсентеизм (от лат. absentia — уклонение; уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах) и, наконец, массовые выступления против официальной власти. Проявлениями кризиса системы политической социализации стал конфликт поколений, вылившийся в массовые молодежные выступления против политической системы западного общества в 1960-х годах. Затем развитые страны потрясли негритянские и другие расовые волнения 1970-х, а позже массовые антивоенные, экологические и феминистские движения 1980-х годов.

Нарушения в механизме передачи политических идеалов и ценностей от поколения к поколению были связаны с появлением новых групп интересов, которые игнорировались политическими институтами. Западное общество в 1960-х годах вступило в постиндустриальную стадию, повлекшую за собой изменения в образовании, культуре, образе жизни, системе ценностей групп населения, связанных с высокими технологиями. Насыщение материальных потребностей большинства групп населения промышленно развитых стран выдвинуло на первый план постматериальные ценности: возможность свободной самореализации личности, благоприятную среду обитания, гармонию человека и природы, солидарность. Формируются субкультуры, отвергающие традиционные материальные ценности господствующей культуры: личный успех, благосостояние, стремление к богатству. На основе этих субкультур появляются общественные движения, стремящиеся заявить о своих требованиях.

Наиболее ярким примером может служить движение хиппи в 1960-х годах в США, представлявшее собой разновидность богемной контркультуры. Его участники — дети преуспевающих политиков, бизнесменов, адвокатов — жестко критиковали социальный порядок за его неспособность создать условия для свободной самореализации личности, за отсутствие равенства и наличие различных форм дискриминации человека. Хиппи представляло собой особое восприятие жизни, основанное на полной свободе, отрицании ценностей, благосостояния, самодисциплины, самоограничения, пренебрежении к нормам господствовавшей морали и стандартам жизни. Свой протест против существующей системы они выражали в утверждении новых стандартов поведения: длинные волосы, экстравагантность в языке и одежде, употребление наркотиков и т.д. Правда, позже господствующая западная культура смогла ассимилировать отдельные элементы богемной культуры и включить их носителей в активную экономическую, социальную и политическую жизнь общества. Так, многие современные политики, бизнесмены, банкиры США когда-то были активными участниками движения хиппи.

Содержание и этапы политической социализации в различных теориях

В процессе политической социализации взаимодействуют личность и политическая система. Это взаимодействие обусловливается влиянием различных факторов — политических и социальных институтов (государство, партии, церковь, школа, работа, образ жизни, семья и т.д.), отдельных индивидов, социальных групп, способствующих политической социализации личности. Воздействие данных факторов неоднозначно на различные стороны поведенческой структуры.

На уровне общества, классов, наций на личность влияют такие факторы, как тип государственного устройства, политический режим, средства массовой информации, экономическая ситуация в обществе, материальное положение личности, принадлежность к социальной группе, классу и т.д.

Но политическая система влияет не только на условия существования личности, но и на ее социально-психологическое состояние. На социально-психологическом уровне политическая система через политическое просвещение и манипулирование способна внушать страх, повиновение власти или культивировать идеалы и ценности свободной личности, уважения человеческого достоинства, верховенства закона и т.д.

Наконец, на индивидуальном уровне вхождение человека в политику определяют его личностные мотивы, потребности, ценностные ориентации и установки.

Политическая социализация развивается как непрерывный процесс. С точки зрения осознанности и степени самостоятельности политического участия выделяются два качественно отличающихся друг от друга типа социализации — первичная и вторичная, соответствующие двум этапам, не совпадающим по времени. Первичная социализация характеризует процесс политического просвещения детей и юношества. Вторичная социализация проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ею ранее ценностных ориентаций и установок.

Теория «политической поддержки»
Наиболее распространенная в политологии версия процесса политической социализации изложена американскими политологами Д. Истоном и Дж. Деннисом в теории «политической поддержки». В их интерпретации политическая социализация рассматривается как процесс добровольного принятия индивидом ценностей и стандартов политического поведения, которые предлагает ему политическая система на различных этапах его жизни: в детстве, юношестве, зрелом возрасте. Политическая система воздействует на личность в целях создания у нее положительной установки на эту систему.

В работе «Дети и политическая система» Д. Истон и Дж. Деннис исходили из того, что первичная социализация (т.е. приобретенная в детстве) является определяющей в создании положительной установки. По аналогии с 3. Фрейдом они настаивали на том, что «базовые детские чувства труднее вытесняются и изменяются, чем те, что были приобретены позже в жизни». Политическая социализация ребенка (уже с трех лет) рассматривалась ими как последовательно сменяющиеся стадии политического развития, в результате чего происходит формирование положительной установки на систему. Ведущая роль в американской политической системе в создании и поддержании веры ребенка в справедливость власти принадлежит президенту и полицейскому, которые находятся на виду и легко узнаются.

Д. Истон и Дж. Деннис опросили 12 тыс. американских детей с целью определить их отношения к видимым атрибутам политической системы: президенту, полицейскому, государственному флагу и гимну. Характер реагирования детей на эти символы власти позволил авторам теории «политической поддержки» выявить четыре периода (стадии) социализации, охватывающие возраст с 3 до 13 лет:

  1. политизация — период, в течение которого у ребенка формируется осознание наличия политической власти как более важной, чем власть родителей;
  2. персонализация — период, когда политическая власть в сознании ребенка приобретает конкретно осязаемые черты через символизирующие ее фигуры — президента, полицейского;
  3. идеализация — период, в рамках которого ключевым политическим фигурам приписываются исключительно положительные качества;
  4. институциализация — период, когда ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, т.е. к восприятию власти через обезличенные институты (партии, суд, парламент, армию и др.).

Теория А. Першона. Американская версия политической социализации, по замыслу ее создателей, претендовала на универсальность, всеобщность, возможность использования во всех демократических обществах. Однако результаты эмпирических исследований, проведенных в европейских странах по методике Д. Истона и Дж. Денниса, опровергали теоретические положения концепции. Они указывали на то, что процесс усвоения политических целей и стандартов политического поведения в каждом конкретном обществе специфичен, поскольку обусловлен особенностями культурной среды, опосредован множеством факторов, в том числе случайных.

Так, исследования механизмов политической социализации французских школьников 4-, 5- и 6-х классов, проведенные французским политологом А. Першероном, показали ряд особенностей:

  1. наиболее значимые для американских детей стадии политического развития — персонализация и идеализация — не имеют такого значения для французских школьников, для которых гораздо более важна институциализация, т.е. восприятие власти как абстрактных и далеких от них институтов, обладающих значительным влиянием. Это связано с особенностями французского общества, отличающегося корпоративностью и культурно-религиозной неоднородностью. В таком обществе политическая социализация индивида осуществляется путем формирования ориентации на ценности той социальной группы, членом которой он является, а не политической системы в целом;
  2. сложность создания психологической положительной установки у индивида (у ребенка — особенно) на власть обусловлена особенностями французской политической культуры. Во Франции политическое и гражданское общество четко разделены и их отношения оформлены наличием правового государства. Обезличенный характер правил обеспечивает независимость существующих социальных и этнических групп, их защищенность от произвола властей. В основе отношений власти и гражданского общества здесь лежит стремление общества обезопасить себя от традиционно сильного и бюрократизированного государства.
Ключевые слова: Политика, Социализация
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Понятие и особенности политической социализации
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Модели (типы) политической социализации
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Политическая социализация
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Сущность политической социализации
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Основные способы и механизмы политической социализации
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Этапы политической социализации
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Значимые события жизненного пути
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш....
Политические идеи Владимира Мономаха
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Оставить комментарий