Сначала сформулируем понятие «метод». В нашей работе рассматриваются преимущественно методы осуществления какой-либо работы, функции или операции в области управления различными объектами. Метод — способ теоретического исследования или практического осуществления какой-либо всеобщей пли общей функции управления различными объектами (маркетингом, конкурентоспособностью, качеством, ресурсами, персоналом, производством, логистикой и др.).
Для повышения эффективности инновационного менеджмента необходимо применять не только общеизвестные методы анализа, прогнозирования, оценки, оптимизации, планирования, организации процессов, учета, контроля и мотивации, методы управления различными объектами, но и специфические методы инновационного менеджмента. К последним мы относим научные подходы, функционально-стоимостный анализ, системный анализ, экономико-математические методы оптимизации (методы исследования операций).
В рамках данной работы нет возможности подробно описать все перечисленные группы методов, им посвящено множество книг. Здесь приведем только группировку методов по их назначению и дадим определения важнейших методов. Методы анализа:
- методы сравнения;
- индексный метод;
- балансовый метод;
- метод цепных подстановок;
- метод элиминирования;
- графический метод;
- функционально-стоимостный анализ;
- факторный анализ;
- SWOT-анализ;
- системный анализ и др.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процесса, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять анализируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций существующего объекта.
Факторный анализ — это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект объекта, элементы совокупных затрат, производительность труда, фондоотдача и др.) с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.
Идея SWOT-анализа заключается в следующем:
- применение усилий для превращения внешних угроз в новые возможности и внутренних слабостей в силу;
- развитие сильных сторон, конкурентных преимуществ фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.
Системный анализ — комплексный анализ объекта как системы с позиций системного подхода, включающий:
- анализ уровня качества всех компонентов всех подсистем системы управления (менеджмента) организацией;
- анализ действия внешних и внутренних факторов, слабостей и конкурентных преимуществ своих и основных конкурентов;
- анализ конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке и организации в целом;
- анализ научного уровня управления различными социально-экономическими объектами.
Все рассмотренные выше методы анализа должны быть использованы при проведении системного анализа. Для повышения качества анализа рекомендуется применять следующие вспомогательные приемы анализа:
- сводки и группировки;
- абсолютных и относительных величин;
- средних и средневзвешенных величин;
- динамических рядов;
- сплошных и выборочных наблюдений;
- детализации и обобщения и др. Методы прогнозирования:
- нормативный;
- экспериментальный:
- параметрические;
- экстраполяции;
- индексный;
- экспертные;
- экономико-математические и др.
Методы исследования операций (или оптимизации):
- методы линейного программирования:
- симплексный метод;
- двойственная задача;
- транспортная задача;
- целочисленное программирование;
- теория игр и др.;
- методы (модели) нелинейного программирования:
- метод множителей Лагранжа;
- модели выпуклого программирования;
- модели динамического программирования;
- специальные модели исследования операций;
- модели сетевого планирования и управления;
- теория массового обслуживания;
- модели управления запасами и др.
Методы стратегического маркетинга:
- прогнозирование параметров рынка, новых потребностей, необходимых ценностей, изменения параметров товаров и условий производства;
- анализ и оценка;
- моделирование;
- уточнение потребностей и ценностей;
- стратегическая сегментация рынка;
- нормирование конкурентоспособности товаров на конкретных рынках:
- нормирование параметров стратегии организации. Методы (функции) тактического маркетинга:
- тактическая сегментация рынка;
- изучение потребностей потребителей;
- реализация в нормативно-методических документах маркетингового подхода — ориентации любой деятельности структурных подразделений организации на потребителя;
- изучение маркетинговой среды и конкурентов;
- уточнение нормативов конкурентоспособности товаров и организации;
- участие в разработке концепции товара, развития организации, выхода на рынок;
- ценообразование;
- выбор каналов распределения и сбыта;
- реклама;
- связь с общественностью (паблик рилейшнз);
- стимулирование увеличения доли рынка и ускорения продаж. Методы ценообразования:
- с ориентацией на собственные затраты и нормативы прибыли;
- с ориентацией на качество (полезный эффект) товаров — своего и конкурентов;
- с ориентацией на спрос на товар и силу конкуренции на конкретном рынке;
- на основе корреляционно-регрессионных моделей ценообразования;
- на основе договоров, аукционов, биржевых сделок и т. д.
Инструменты анализа (повышения) качества продукции:
- диаграммы зависимостей между организационно-техническими и экономическими факторами;
- логическая причинно-следственная диаграмма факторов улучшения результирующего показателя;
- диаграмма Парето — графический метод ранжирования факторов;
- корреляционные поля;
- гистограммы;
- контрольный листок;
- контрольная карта и др.
Методы управления персоналом — методы воздействия субъекта управления (руководителя) на объект (исполнителя) по практическому осуществлению стратегических и тактических целей управления. В зависимости от степени свободы работника как объекта управления методы управления персоналом предлагаем подразделить на три вида:
- методы принуждения, когда объект имеет ограниченную свободу действий и субъект управления принуждает его исполнять свою волю;
- методы побуждения, когда объект имеет большую свободу действий и субъект управления вынуждает искать обоснованные мотивы для побуждения (стимулирования, мотивации) объекта к выполнению задания;
- методы убеждения, когда объект имеет значительную свободу действий, а субъект управления должен формировать методы воздействия на объект с использованием психотехнологий, ставя во главу угла изучение психологического портрета личности, тенденции и мотивы ее развития.
Управление персоналом, нацеленным на инновации, конкурентоспособность, имеет следующие особенности:
- высокая неопределенность параметров внешней среды как для организации в целом, так и для отдельного индивидуума;
- необходимость постоянного повышения своей квалификации, эрудиции, укрепления здоровья. Знания — сила, залог успеха;
- постоянное ожидание более сильного конкурента. Конкуренция — стиль жизни, движущая сила развития;
- положительное отношение к новому;
- высокая адаптивность к ситуациям;
- новизна, сложность, неповторяемость выполняемых работ;
- широкий диапазон психологических характеристик личности;
- высокий риск инвестирования и неопределенность достижения конечных результатов деятельности;
- неопределенность параметров организации труда;
- большая текучесть кадров;
- возможность получения большого дохода;
- возможность реализации потребностей высшего уровня: социальных потребностей и потребностей в самовыражении, самоактуализации, достижении высоких творческих результатов.