Пенсионный фонд Российской Федерации

Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением и выступает страховщиком по обязательному пенсионному страхованию российских граждан.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, среди которых учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, назначение и выплата пенсий, назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам и т.д., персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования, а также управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании.

Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15.12.2001 N- 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного сгра* хового обеспечения.

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым выступает Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Пенсионный фонд РФ образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 N- 442-1 и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, созданным в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

В структуре Пенсионного фонда — 8 управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также отделения Пенсионного фонда РФ в г. Байконур (Казахстан) и почти 2500 территориалвных управлений во всех регионах страны. В системе Пенсионного фонда РФ работает более 133 000 специалистов.

Бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным и утверждается, как и отчет о его исполнении, ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом Б К.

Бюджет Пенсионного фонда РФ — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

В составе бюджета Пенсионного фонда РФ отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда РФ, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
В бюджет Пенсионного фонда РФ согласно ст. 146 БК подлежат зачислению следующие доходы:
1) налоговые доходы, распределяемые органами Казначейства России между бюджетами бюджетной системы РФ, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
2) неналоговые доходы:

  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
  • дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ;
  • взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ;
  • недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ;
  • доходы от размещения средств Пенсионного фонда РФ;
  • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

3) безвозмездные поступления:

  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ;
  • безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;
  • взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;
  • прочие поступления.

Доходы бюджета Пенсионного Фонда РФ:

  • страховые взносы;
  • средства федерального бюджета;
  • суммы пеней и иных финансовых санкций;
  • доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  • иные источники, не запрещенные законодательством РФ

Одной из ключевых государственных задач в сфере бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков.

В целях решения задачи по развитию пенсионного страхования и обеспечению сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования в долгосрочной перспективе должна быть проведена работа по подготовке комплексных предложений по обеспечению сбалансированности и совершенствованию пенсионной системы.

Начиная с 2013 г. бюджетные ассигнования федерального бюджета, направляемые до 2013 г. на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, передаются в бюджет Фонда в форме межбюджетного трансферта на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда. Названный межбюджетный трансферт на сбалансированность бюджета Фонда отражается в его доходах. При этом утвержденный размер дефицита бюджета Фонда будет покрываться, в том числе, за счет собственных источников и переходящих остатков.

Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях ЦБ РФ.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение и направляются на:

  • выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплении, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
  • доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
  • иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

Особенностью исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ в 2014 г. стало осуществление выплат за счет остатков межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2014 г., образовавшихся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2013 г., пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, предоставление материнского (семейного) капитала и другие социальные выплаты.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Фонда на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда РФ в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:

  • на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии;
  • на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии, исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Порядок использования временных свободных средств Пенсионного фонда РФ определяется федеральным законом.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

В структуру законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании входит также Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с законодательством РФ.

Право на трудовую пенсию по старости имеют:

  • мужчины, достигшие возраста 60 лет;
  • женщины, достигшие возраста 55 лет.

С 1 января 1997 г. в системе пенсионного страхования в Российской Федерации ведется персонифицированный учет в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Индивидуальный (персонифицированный) учет — организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ.

Это означает, что на территории РФ на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.

Индивидуальный лицевой счет — совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионном фонде РФ, а также иные сведения, учитывающие пенсионные нрава застрахованного лица.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: 

  1. трудовая пенсия по старости; 
  2. трудовая пенсия по инвалидности;
  3. трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

  1. базовой части;
  2. страховой части;
  3. накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит только из базовой и страховой части.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета.

Установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Пенсионные накопления — совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и дохода от их инвестирования.

Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 1560 руб. в месяц.

Пенсионный фонд РФ осуществляет деятельность по инвестированию средств пенсионных накоплений. Правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определены Федеральным законом от 24.07.2002 N- 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Инвестирование средств пенсионных накоплений — деятельность управляющей компании по управлению средствами пенсионных накоплений.

Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений Пенсионный фонд РФ получает в основном в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам и банковским депозитам. При этом законодательством установлено, что Пенсионный фонд РФ обязан использовать средства пенсионных накоплений исключительно в целях, установленных законодательством РФ.

Для управления средствами пенсионных накоплений Фонд заключает договоры с управляющими компаниями, отобранными на конкурсной основе.

Управляющая компания — акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданное в соответствии с законодательством РФ, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Управляющая компания обязана инвестировать средства пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц разумно и добросовестно, исходя из необходимости обеспечения принципов надежности, ликвидности, доходности и диверсификации. Управляющая компания несет установленную законодательством РФ и договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений ответственность за соответствие инвестирования пенсионных накоплений требованиям законодательства РФ.

Средства пенсионных накоплений также являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств.

Ключевые слова: Фонды, Бюджет
Источник: Афанасьев М. П. - Бюджет и бюджетная система, том 2 (Бакалавр и магистр. Академический курс) - 2016
Материалы по теме
Сущность и назначение внебюджетных фондов
В.В. Ковалев (ред.) - Финансы 2006
Целевые бюджетные фонды
Финансы и кредит. под ред Ковалевой А.М. Уч пос. 2005 - 512.
Правовой режим целевых бюджетных фондов. Резервные фонды
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Внебюджетные фонды
Киселев М.В., Михайлова Н.А., Шпаргалка по финансам
Правовой режим внебюджетных фондов как звена бюджетной системы
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Правовой режим целевых бюджетных фондов
Финансовое право - Химичева Н.И., Покачалова Е.В. - 2005
Организация и структура фондового рынка
Фондовый рынок. Учебник. Под редакцией Н.И.Берзона
Социально-экономическая сущность бюджета
В.В. Ковалев (ред.) - Финансы 2006
Оставить комментарий