Патопсихология детской шизофрении

Наиболее существенным изменением познавательной деятельности при шизофрении является нарушение избирательности в структуре широкого круга познавательных процессов.

У детей с благоприятно протекающей шизофренией отсутствуют сюжетные и ролевые игры, они не принимают социальных ролей, не отражают в играх реальные межличностные отношения (семейные). Содержание их игр в одиночку необычно.

Увлечения их односторонни (прослушивают одни и те же мелодии, читают одни и те же сюжеты), продукты их творчества однообразны. Увлечения оторваны от реальности, бессодержательны: сочинения бессмысленных стихов, вычерчивание маршрутов транспорта в вымышленных городах. Увлечения могут быть результатом рано проявившегося интереса к цифрам, шахматам, музыке. Односторонние способности могут достигать достаточно высокого уровня.

У детей раннего возраста отмечается глубокий познавательный дефицит за счет патологии речи или недоразвития репрезентативной и символических систем, а также тяжелое нарушение социального приспособления.

Отмечается также особая неравномерность нарушения интеллектуальной деятельности: трудности выполнения заданий наглядно-конкретного характера при достаточной сохранности вербального мышления и склонности этих больных к вербальным суждениям.

Затруднено овладение орудийными функциями предметов, т. е. у них страдает та сторона психического развития, которая в первую очередь связана с развитием социальных контактов и с усвоением социального опыта.

Асинхронно формируются различные сферы психической деятельности: гипертрофировано развитие абстрактных понятий и их недостаточное организующее влияние на формирование перцептивных обобщений.

Дети с шизофренией опережают здоровых сверстников во всех возрастах по уровню развития обобщения. Неравномерно развивается операционная сторона восприятия. Имеются затруднения в оперировании с предметными изображениями при сохранном оперировании с формальными геометрическими изображениями. Страдают те стороны предметного восприятия, которые формируются под воздействием предметной практики.

Избирательность мышления (актуализация знаний) на всех возрастных этапах значительно хуже, чем у здоровых детей. У больных формирование избирательности восприятия улучшается с возрастом, однако отстает от такового же у здоровых. У больных шизофренией по сравнению со здоровыми детьми меньшая избирательность познавательной деятельности. У них менее устойчивый характер связей и отношений, лежащих в основе формирования обобщенных образцов-эталонов, общих представлений и понятий.

Существует связь между «формализмом» и необычностью мышления, характерной для больных шизофренией. Суть формального подхода к анализу действительности состоит в игнорировании фактора значимости, в отсутствии иерархии, в рядоположенности свойств и отношений. Формальное понятие внутренне родственно псевдопонятию и комплексу. Любой формально общий признак может быть в основе обобщения предметов. Крайний вариант — «вербальный комплекс», когда предметы объединяются по чисто словесной общности, и при этом не учитывается, что одно и то же слово может иметь разные значения и обозначать разные признаки (плащ и ночь обобщаются на том основании, что «могут быть длинными»). Такой формальный подход создает впечатление необычности, оригинальности, чудаковатости мышления. Эти закономерности позволяют объяснить «формальную» сохранность интеллекта, склонность к схематизму, формально-отвлеченному мышлению, возможность выполнения довольно сложных видов мыслительных задач, требующих ориентировки в реальных жизненных отношениях, неадекватность обобщений и суждений, основывающихся на необычных, малозначимых, латентных свойствах и отношениях.

При детской шизофрении имеются сочетанные аномалии: низкий ИК, перцептивные и моторные нарушения, сходные с теми, что имеются у органиков (Birch & Walker, 1966), отклонения в развитии (Bender L., 1947), неврологическая симптоматика (Rutter М. [et al.], 1971).

Детская шизофрения — процесс нарушения созревания, связанный с энцефалопатией. Это психобиологическая сущность, определяемая наследственным предрасположением, ранний физиологический и органический кризис и неспособность создать адекватные защитные механизмы. Поражаются каждый уровень адаптивной функции, интеграция и поведение с тяжелым нарушением в идентификации отношений, телесного образа, ориентации во времени и пространстве и управлении побуждениями. Клиника психоза — формы попытки защитить себя от первичных нарушений. Классификации детской шизофрении (типы) основывают на формах защитных реакций:

  1. псевдодефективный, рано регрессировавший;
  2. псевдоневротический;
  3. псевдопсихопатический;
  4. психосоматический;
  5. психотическое состояние;
  6. латентная шизофрения (Bender L., 1947).

Социальная изоляция — последствия нарушений в простейшей перцептивной системе (Rechler & Schopler, 1971). P. Schilder тревогу считал основой шизофрении. Пытаясь защититься от этой тревоги, связанной с трудностями идентификации личности, ребенок регрессирует.

Дефект оперирования интермодальной перцептивной информацией — фундаментальный механизм, лежащий в основе детской шизофрении. Ребенок не схватывает пространственные отношения, представленные в различных сенсорных модальностях, т. е. в зрительных, кинестетических и гаптических (Birch & Hertzig, 1967).

Дефицит передачи между различными восприятиями может быть различен у разных детей. Лучше совершают действия, когда объект имеется, чем когда его нет. Нужен ясный телесный образ, для того чтобы совершить эту передачу, нужна адекватная зрительная память. Ребенок не может запомнить моторную активность родителей или не может соотнести ее с собственным телом. Он никогда не может понять свою ключевую ценность, не может никогда использовать ее для коммуникативных целей или для целей прекращения или предвосхищения (De Meyer М. [et al.], 1972).

Флюктуации на сенсорном входе нарушают или препятствуют стабильности образов, способности имитировать, различать себя от «не Я», приводят к нарушениям отношений и речи (Ornitz Е., 1971).

Имеются нарушения сенсорной и сенсомоторной интеграции, неспособность соотнести новый стимул с прошлым опытом, что связывается с аноксическим мозговым повреждением ретикулярной активирующей системы (РАС). Это тормозит сочетание сенсорных входов с предшествующим мозговым содержанием. Из-за данного повреждения возникает исключительная свобода ассоциаций (Rimland В., 1964).

Гиперактивность РАС приводит к реактивным усилиям уменьшить сенсорный поток посредством замкнутости, стереотипий, избегания взгляда (Hutt S., Hutt E., 1970).

Предсказание шизофрении у младенца зависит от обнаружения у него отклонений в психомоторном развитии, комбинаций отсталости и преждевременного развития (Fish B., 1966).

В младенчестве и в младшем дошкольном возрасте отмечается неадекватная интеграция ЦНС, которая нарушает растущую реактивность, мышечный тонус, вестибулярные функции, проприоцепцию, вегетативную стабильность и приводит к меняющимся и искаженным образцам развития. Психика шизофреника отражает меняющийся уровень интеграции ЦНС, связанный с колеблющимся вниманием и меняющейся активностью (Fish B., 1971).

Патопсихология детской шизофрении — недостаточная организация «эго», связанная с нарушениями внутрисемейных отношений (Goldfarb W., 1963).

По мнению L. Despert, дефектная сенсорная фаза приводит к недостатку сексуальных влечений в последующие годы и становится основой шизофрении.

У подростков-шизофреников возбудимость установки (по Д. Н. Узнадзе) заметно снижена как в тактильном, так и оптическом анализаторе. Фиксированная установка стойка, инертна, стабильна, константна в тактильном анализаторе и вариабильна в оптическом. Она груба, генерализованна и частично иррадиирова-на. Таким образом, установка характеризуется инертностью и интермодальной диссоциацией, что указывает на своеобразие психодинамической подвижности личности больных шизофренией в подростковом возрасте (Ментешашвили И. Т., Местиашвили М. Г., 1967).

Ключевые слова: Патопсихология, Шизофрения, Дети
Источник: Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб. : СпецЛит, 2013. — 481 с.
Материалы по теме
Шизофрения в детском и подростковом возрасте
Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та...
Дети с шизофренией
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142...
Патопсихология шизофрении
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Детская шизофрения
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Патопсихология эпилепсии у детей
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Патопсихологическая характеристика шизофрении
Фролова Ю.Г., Медицинская психология
Патологические привычки детского возраста
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Развитие воображения у детей
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Оставить комментарий