Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии для выявления причин, обусловивших необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета и установления способов регулирования и отражения в учете результатов инвентаризации. Инвентаризационная комиссия устанавливает наличие в организации материально ответственных лиц и уровень их ответственности, причины недостач и излишков. По фактам образования излишков или недостач комиссия требует подробные объяснения от материально ответственных лиц.

Для объектов, не пригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, составляется специальная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию, причин непригодности и предложений вариантов их списания.

По завершении инвентаризации в книге контроля выполнения приказов о проведении инвентаризации делаются итоговые записи, в которых указываются:

  • дата окончания инвентаризации по приказу и фактически;
  • окончательные суммы недостач и излишков;
  • дата утверждения руководством результатов инвентаризации;
  • дата принятия мер по недостачам: погашения либо передачи дела в суд;
  • отметка о погашении недостач или оприходовании излишков.

После подведения итогов инвентаризации составляется сводная ведомость ее результатов, содержащая наименования и номера счетов, по которым выявлены недостачи и излишки, их суммы, суммы установленных норм потерь и источники их списания.

Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной инвентаризации, проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей. В протоколе приводятся также сведения о ценностях, пришедших в негодность, с указанием причин порчи и виновных в этом лиц. На заседании инвентаризационной комиссии утверждается заключительный акт инвентаризации.

Заключительным этапом инвентаризации является отражение ее результатов в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете организации.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируют в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению.

Действующим налоговым законодательством установлено, что при исчислении налога на прибыль стоимость излишков товарно-материальных ценностей, выявленных при инвентаризации, относится к прочим доходам и отражается в бухгалтерском учете следующим образом.

Излишки основных средств, материальных ценностей и денежных средств отражаются проводкой:

ДЕБЕТ 07 «Оборудование к установке»

—    08 «Вложения во внеоборотные активы»;
—    10 Материалы»;
—    11 «Животные на выращивании и откорме»;
—    15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;
—    20 «Основное производство»;
—    21 «Полуфабрикаты собственного производства»;
—    23 «Вспомогательные производства» и др.;

КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы» (ст. 250 НК РФ).

Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества независимо от причин возникновения отражаются проводкой:

ДЕБЕТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
КРЕДИТ 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей, 50 «Касса» и др.

В зависимости от причины недостач их суммы будут учтены в затратах, перенесены на виновных лиц или списаны на финансовый результат. Недостачи в пределах норм естественной убыли в бухгалтерском учете относят на издержки производства или расходы на продажу. С этой целью организации пользуются нормами естественной убыли, утвержденными отраслевыми министерствами и ведомствами, и списывают:

Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли:

ДЕБЕТ 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и др.

Недостачи сверх норм естественной убыли относят на виновных лиц или списывают на финансовые результаты. Списание недостач и потерь сверх норм естественной убыли, а также превышения стоимости недостающих ценностей над излишками, возникающими при пересортице, относят на виновных лиц:

ДЕБЕТ 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» — рыночную стоимость;

КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — учетную стоимость;
КРЕДИТ 98 «Доходы будущих периодов» — разницу между рыночной и учетной стоимостью недостающих и испорченных материальных ценностей.

Возмещение материального ущерба виновными лицами отражается в учете как удержание суммы недостачи из заработной платы работников организации:

ДЕБЕТ 50 «Касса» — при внесении суммы возмещения в кассу организации; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — при удержании суммы недостачи из заработной платы на основании заявления виновного материально ответственного лица;
КРЕДИТ 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

После погашении общей суммы задолженности разница между рыночной и учетной стоимостью недостающих и испорченных материальных ценностей списывается записью:

ДЕБЕТ 98 «Доходы будущих периодов»;
КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие доходы».

Отнесение суммы недостачи на прочие расходы осуществляется при отсутствии виновников и (или) отказе суда во взыскании вследствие необоснованности иска:

ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы»;
КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Списание недостач и потерь, являющихся результатами стихийных бедствий:

ДЕБЕТ 99 «Прочие доходы и расходы»;
КРЕДИТ 01, 03, 07, 08, 10, И, 50 и др.

Результаты инвентаризации могут быть учтены при составлении годовой бухгалтерской отчетности только при ее проведения не ранее 1 октября отчетного года.

Ключевые слова: Бухучет, Инвентаризация
Источник: Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 284 с. — (Серия: Профессиональное образование).
Материалы по теме
Инвентаризация - прием периодического учета и контроля
Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд...
Методика подготовки и проведения инвентаризации
Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд...
Международная гармонизация и стандартизация учета и отчетности
Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд...
Основные требования к ведению бухгалтерского учета
Теория бухгалтерского учета, Захарьин В.Р. Учебник
Необходимость и сущность документирования в бухгалтерском учете
Бородина В.В., Родионова Н.П. - Теория бухгалтерского учета (Высшее образование)
Права и обязанности главных бухгалтеров
Пошерстник Н.В. - Бухгалтерский учет на современном предприятии - 2007
Виды хозяйственного учета и учетных измерителей
Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд...
Сущность, классификация и характеристика бухгалтерских документов
Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд...
Оставить комментарий