Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии для выявления причин, обусловивших необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета и установления способов регулирования и отражения в учете результатов инвентаризации. Инвентаризационная комиссия устанавливает наличие в организации материально ответственных лиц и уровень их ответственности, причины недостач и излишков. По фактам образования излишков или недостач комиссия требует подробные объяснения от материально ответственных лиц.
Для объектов, не пригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, составляется специальная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию, причин непригодности и предложений вариантов их списания.
По завершении инвентаризации в книге контроля выполнения приказов о проведении инвентаризации делаются итоговые записи, в которых указываются:
- дата окончания инвентаризации по приказу и фактически;
- окончательные суммы недостач и излишков;
- дата утверждения руководством результатов инвентаризации;
- дата принятия мер по недостачам: погашения либо передачи дела в суд;
- отметка о погашении недостач или оприходовании излишков.
После подведения итогов инвентаризации составляется сводная ведомость ее результатов, содержащая наименования и номера счетов, по которым выявлены недостачи и излишки, их суммы, суммы установленных норм потерь и источники их списания.
Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной инвентаризации, проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей. В протоколе приводятся также сведения о ценностях, пришедших в негодность, с указанием причин порчи и виновных в этом лиц. На заседании инвентаризационной комиссии утверждается заключительный акт инвентаризации.
Заключительным этапом инвентаризации является отражение ее результатов в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете организации.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируют в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению.
Действующим налоговым законодательством установлено, что при исчислении налога на прибыль стоимость излишков товарно-материальных ценностей, выявленных при инвентаризации, относится к прочим доходам и отражается в бухгалтерском учете следующим образом.
Излишки основных средств, материальных ценностей и денежных средств отражаются проводкой:
ДЕБЕТ 07 «Оборудование к установке»
— 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
— 10 Материалы»;
— 11 «Животные на выращивании и откорме»;
— 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;
— 20 «Основное производство»;
— 21 «Полуфабрикаты собственного производства»;
— 23 «Вспомогательные производства» и др.;
КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы» (ст. 250 НК РФ).
Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества независимо от причин возникновения отражаются проводкой:
ДЕБЕТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
КРЕДИТ 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей, 50 «Касса» и др.
В зависимости от причины недостач их суммы будут учтены в затратах, перенесены на виновных лиц или списаны на финансовый результат. Недостачи в пределах норм естественной убыли в бухгалтерском учете относят на издержки производства или расходы на продажу. С этой целью организации пользуются нормами естественной убыли, утвержденными отраслевыми министерствами и ведомствами, и списывают:
Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли:
ДЕБЕТ 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и др.
Недостачи сверх норм естественной убыли относят на виновных лиц или списывают на финансовые результаты. Списание недостач и потерь сверх норм естественной убыли, а также превышения стоимости недостающих ценностей над излишками, возникающими при пересортице, относят на виновных лиц:
ДЕБЕТ 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» — рыночную стоимость;
КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — учетную стоимость;
КРЕДИТ 98 «Доходы будущих периодов» — разницу между рыночной и учетной стоимостью недостающих и испорченных материальных ценностей.
Возмещение материального ущерба виновными лицами отражается в учете как удержание суммы недостачи из заработной платы работников организации:
ДЕБЕТ 50 «Касса» — при внесении суммы возмещения в кассу организации; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — при удержании суммы недостачи из заработной платы на основании заявления виновного материально ответственного лица;
КРЕДИТ 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
После погашении общей суммы задолженности разница между рыночной и учетной стоимостью недостающих и испорченных материальных ценностей списывается записью:
ДЕБЕТ 98 «Доходы будущих периодов»;
КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие доходы».
Отнесение суммы недостачи на прочие расходы осуществляется при отсутствии виновников и (или) отказе суда во взыскании вследствие необоснованности иска:
ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы»;
КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Списание недостач и потерь, являющихся результатами стихийных бедствий:
ДЕБЕТ 99 «Прочие доходы и расходы»;
КРЕДИТ 01, 03, 07, 08, 10, И, 50 и др.
Результаты инвентаризации могут быть учтены при составлении годовой бухгалтерской отчетности только при ее проведения не ранее 1 октября отчетного года.