Основные виды социальных конфликтов

Относительно классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. В настоящей работе виды конфликтов определяются в зависимости от того, что берется за основание классификации. Так, если основанием служат особенности сторон, то можно выделить межличностные конфликты, конфликты между личностью и группой, внутригрупповые конфликты, конфликты между малыми и большими социальными общностями, межэтнические и межгосударственные конфликты; если сферы общественной жизни, в которых проявляется конфликт, то можно говорить о политических, экономических, идеологических, социальных, юридических, семейно-бытовых, социокультурных конфликтах и т. д.

В зависимости от мотивации исследователи выделяют три блока социальных конфликтов:

  1. по поводу распределения властных полномочий и позиций, имеющихся в иерархии властных или управленческих структур;
  2. по поводу материальных ресурсов;
  3. по поводу ценностей, важнейших жизненных установок.

Один и тот же вид конфликта может вовлекать в противоборство самые различные уровни сторон. Например, конфликты по поводу властных полномочий, материальных ресурсов или ценностных ориентаций могут возникать на уровне и межличностного, и межгруппового, и межгосударственного взаимодействия людей. В процессе своего возникновения и развития один вид конфликта может накладываться на другой, образуя сложные конфликты, состоящие из нескольких их видов. Существуют также сложные конфликты, в которых одновременно взаимодействуют (содействуют, противодействуют) интересы разных сторон и разных типов конфликтов.

В зависимости от форм, методов и интенсивности противодействия социальные конфликты подразделяют на насильственные и ненасильственные, более интенсивные и менее интенсивные, открытые и закрытые (латентные); в зависимости от времени протекания выделяют затяжные и быстротечные конфликты; в зависимости от масштабов распространения — локальные и широкомасштабные конфликты.

С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий конфликтной ситуации выделяют следующие виды конфликтов:

  • ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для конфликта нет;
  • потенциальный конфликт — существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из них или обе стороны, в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную;
  • конструктивный конфликт — конфликт, возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;
  • случайный конфликт — конфликт, возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;
  • смещенный конфликт — конфликт, возникший на ложном основании, когда истинная причина конфликта скрыта. Например, студент, недовольный низкой оценкой своих знаний, ищет любой повод, чтобы вступить в конфронтацию с экзаменующим его преподавателем;
  • неверно приписанный конфликт — конфликт, в котором истинный виновник, его субъект, находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие отношение к конфликту (например, человека обвиняют в преступлении, которое он не совершал).

Если за основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делят на рациональные и эмоциональные. В зависимости от целей конфликта и его последствий конфликты подразделяют на позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные.

Ключевые слова: Социальность, Конфликт
Источник: Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Материалы по теме
Причины социальных конфликтов
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Социальные конфликты: сущность, характеристики, этапы
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Социология конфликта
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Западная социология конфликта
Анцупов А.Я., Конфликтология
Социальные функции конфликта
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Понятие социально-психологического климата коллектива
Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999
Психосоциальные стадии развития личности
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Формы производственных конфликтов
Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001. — 496 с...
Оставить комментарий