Основные теоретические подходы к исследованию личности

Бихевиористский (поведенческий) подход. Здесь фактически ставится под вопрос необходимость употребления понятия «личность». Представители теории убеждены, что человек не наследует личностных свойств: личность порождается воздействиями окружающей среды. Реагируя на эти внешние воздействия, человек обучается, т. е. приобретает навыки поведения в среде, а также определи ные рефлексивные реакции. Другими словами, человек рассматривается бихевиористами как чистый лист бумаги, на котором с помощью специально составленной программы подкреплений и наказаний за выполненный им поведенческий акт можно «нарисовать» личность с любыми свойствами. «...Я гарантирую, что выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля - врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором, карманником - вне зависимости от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков», -писал в своей книге «Бихевиоризм» основатель подхода Джон Уотсон (1878-1958).

Появлению бихевиоризма способствовали учение Ивана Павлова (1849-1936 гг.) об условных рефлексах, законы научения Эдварда Ли Торндайка (1874-1927 гг.), открытие Владимиром Бехтеревым (1857-1949 гг.) сочетательных рефлексов, отдельные работы представителей функционализма в психологии.

В рамках бихевиоризма выявились два альтернативных варианта: операциональный и социальный бихевиоризм.

Операциональный бихевиоризм исходил из позиции: в личности подлежат изучению только те процессы, которые можно представить через набор операций, объективно их описывающий. Другими словами, если психолог сумеет найти поддающиеся измерению операции, относящиеся к изучаемому психическому процессу, то он может точно описать и сам процесс. Например, силу голода человека следует определять не через какие-то интроспективные наблюдения голодающего субъекта, а через точное количество часов лишения его пищи. Операционализм в психологии представлен работами Эдварда Толмена (1886-1959), Кларка Халла, Берреса Скиннера.

По мнению Э. Толмена, личность формируется не по классической форме бихевиоризма «стимул - реакция», а по формуле «стимул - организм - реакция». Составляющая «организм» вводится через так называемые «промежуточные переменные» - ненаблюдаемые, но предполагаемые факторы организма, которые фактически обусловливали определенное поведение личности. Задача психолога состоит в нахождении их связи, с одной стороны, со стимулами (независимыми экспериментальными переменными), а с другой -с поведенческой реакцией организма. Примером промежуточной переменной может служить голод, а операциями для его измерения -продолжительность лишения человека пищи. Толмена считают представителем «целенаправленного бихевиоризма», утверждающим, что поведение человека «пахнет целью», т.е. всегда направлено на достижение какой-либо цели. И хотя это порождало противоречие (ведь целеобразование возможно лишь при наличии сознания), он настойчиво повторял, что для его исследований понятия «сознания» не требуется.

К. Халл рассматривал психику личности человека через призму привития ему определенного набора условных рефлексов. По его мнению, к личности следует относиться как к «самоподдерживающемуся роботу». Он высказывал удивление сходством человеческого организма с умной машиной («и все же только машиной»).

По мнению Б. Скиннера, любое поведение (моторное, вербальное) личности является заученным, т. е. психическая жизнь человека обусловлена единственным всемогущим стимулом - системой подкреплений. Сформулированный им закон подкрепления (психологический рисунок поведения закрепляется тем быстрее, чем чаще в повседневной жизни личности используются положительные подкрепления определенного характера) направлен на развитие оперантного поведения личности. Индивид должен получать подкрепление лишь в том случае, когда он самостоятельно выполнит то, что от него требуется. Крыса получит порцию пищи лишь после того, как, побегав по ящику, нажмет специальный рычажок, находящийся внутри (первый раз это может быть случайное нажатие, но впоследствии такие действия реализуются на базе быстро формируемых условных рефлексов).

Социальный бихевиоризм проявил интерес к когнитивным процессам в поведении человека. Так, А. Бандура отрицал прямую связь между стимулом и реакцией, включив между ними когнитивные процессы личности. Научение личности может осуществляться не только путем прямых подкреплений, непосредственно направленных наличность, как это представлено в схеме классического бихевиоризма. Источниками изучения моделей поведения других людей могу также выступать средства массовой информации, литературные герои, повседневные наблюдения на улице и др.

Джулиан Роттер утверждал, что основным фактором научения человека является социальный опыт наблюдения за взаимодействием других людей.

Гештальт-психологический подход. Психика человека и ее высший уровень - способности отражения сознания могут быть поняты, если их рассматривать как структурное и неделимое целое (гештальт). Эта исходная позиция представителей гештальт-психоГИИ была вызовом сторонникам структурной психологии (В. Вундт, Э. Титченер), доказывающим возможность расчленения сознания на отдельные элементы с последующим построением из них психических образований любой сложности. Если не заниматься изучением сознания человека, то психология превратится в науку о животных.

У истоков данного подхода стояли Макс Вертхеймер (1880-1943), К. Коффка( 1886-1941), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Левин (1890-1947). Психическая деятельность человека обусловлена воздействием психологического поля («годологического пространства»), впитавшего в себя все прошлое, настоящее и даже хранящее события будущего. Личность человека есть одновременно источник и продукт такого поля. Это относится не только к индивиду, но и к группе (К.Левин). Сознательный опыт человека постоянно был в центре внимания психологов - гештальтистов.

Классический психоаналитический подход. При взгляде на личность основными объектами внимания здесь стали конфликт между бессознательным и сознанием, а также бессознательная мотивация поведения. Эта теория исходит из того, что только небольшая часть активности человека обусловлена сознанием и «рассудок не является хозяином в собственном доме». Рассудочная, сознательная сфера психики отражает лишь поверхностную часть личности (верхушку айсберга»). Главную же область психики («подводную часть айсберга») составляет сфера бессознательного, наполненная биологически обусловленными инстинктами. Именно они определяют личность человека, его поведение. Эта обусловленность проявляется в том, что инстинкты стимулируют высвобождение накопленной в психике энергии (либидо, от лат. libido - влечение, желание). Основное содержание энергии заключалось в сексе и агрессии. Человек должен как бы «разрядиться», «заземлить» эту энергию через действия и мысли, доставляющие ему наслаждение. Этот процесс имеет характер внутреннего конфликта между отдельными компонентами психики, составляющими ее психологическую структуру. Обращение к сфере бессознательного позволяет исследователю выявлять многие корни нарушений психики, создать соответствующие психотерапевтические процедуры их устранения (метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и оговорок, прием установления близких личных отношений между психотерапевтом и пациентом). Психоанализ критикуют обычно за его недостаточную научную обоснованность, чрезмерную ориентацию на личные воспоминания и субъективные высказывания пациентов по поводу их сновидений, оговорок и др. Главным пациентом З.Фрейда был он сам, а главным критерием научной истины - его интуиция. Психоанализ объясняет особенности поведения человека, но не может предсказать их. По всей вероятности, это связано с тем, что З.Фрейд работал исключительно с контингентом неврастеников.

Неофрейдисты (К. Юнг, К. Хорни, А. Адлер, Э. Эриксон и др.) не соглашались с 3. Фрейдом в том, что поведение человека полностью обусловлено психосексуальными факторами, а включали в этот состав и ряд социальных потребностей, мотивов, условий жизни.

Позиция Карла Юнга (1875-1961), автора аналитической психологии, отличалась от классического психоанализа следующими положениями:

  • энергия либидо проявляется не только в сексуальных инстинктах, но и во всем, что в текущий момент значимо для данного человека (карьера, деятельность, образование и др.);
  • психика человека обусловлена не только детскими переживаниями, но и ожиданиями будущего;
  • сфера бессознательного неоднородна, она состоит из компонентов, различающихся по содержанию, времени накопления жизненного опыта и возможности восстановления этого опыта в сознании.

Альфред Адлер (1870-1937) также пытался освободить теорию 3. Фрейда от полной биологизации. В своей системе, названной им «(индивидуальной психологией», он утверждал, что человек рождается с «социальным интересом», определяющим его взаимодействие с другими людьми и способы достижения цели жизни. Именно цели, а не инстинкты объясняют повседневное поведение человека. Человек, стремящийся попасть в рай, ведет себя не так, как тот, кто никогда не задумывался об этой стороне своей жизни. Основной, фактически врожденной целью личности является стремление к превосходству и самоутверждению. Какие способы человек выбирает для достижения цели, это зависит от «стиля жизни». Стиль жизни, по Адлеру, отражает поведенческий рисунок или набор приемов решения значимых для него жизненных задач. Если же это не удается, то у человека появляется «комплекс неполноценности», для преодоления которого он постоянно ищет способы компенсации (через творчество, занятия спортом и др.).

Карен Хорни (1885 - 1952) считала, что движущие мотивы поведения человека проявляются в феномене «базальной тревожности» -чувстве одиночества и беспомощности. Базальная тревожность есть результат авторитарного, жесткого, пренебрежительного отношения родителей и воспитателей к ребенку. Порожденные такой ситуацией страх и беспокойство стимулируют человека на поиск путей к безопасности. Собственно, вся жизнь человека, его деятельность, поведение и поступки - это попытки уйти от того, что составляет суть беспокойства и тревоги. Именно на этом пути человека подстерегают различного рода неврозы.

Э. Эриксон (1902 - 1994) рассматривал жизнь человека как постоянный поиск собственной идентичности. Идентичность понималась им как субъективное представление индивида о себе, как процесс опознания у себя того качества, на основе которого личность может отнести себя к какому-либо типу, группе и т.п. («кто есть я, кем и каким я хочу стать»). По его мнению, жизнь человека периодически прерывается остро переживаемыми утратами ощущения собственной идентичности. В эти периоды, получившие название «кризисов идентичности», индивид может испытывать чувство потери постоянства своей личности. Сильное чувство идентичности подготавливает индивида к преодолению любых жизненных сложностей, слабое - разрушает такую способность.

Гуманистический подход к личности. Здесь приоритет отдается изучению сознательного опыта человека, его высших потребностей. Личность следует рассматривать не как бихевиористский ящик, способный лишь реагировать на входные стимулы, а как целостное с природой образование. Человек не запрограммирован своим прошлым (как это представляют сторонники психоанализа), а открыт для самосовершенствования.

Такая позиция в значительной мере была подготовлена работами Г. Олпорта (1897-1967), который утверждал, что психически нормальный человек находится не столько под влиянием бессознательного, сформированного (по 3. Фрейду) в детском возрасте, сколько обусловлен мотивами текущей и будущей деятельности. В этой связи он ввел понятие функциональной автономии, отражающее независимость поведения личности от детских «фрейдовских» переживаний («взрослое дерево уже не зависит от того семени, из которого оно выросло»).

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) считал наивысшей врожденной потребностью человека потребность в самоактуализации. Этим он подчеркивает роль самого индивида в построении своей личности. По его мнению, любой человек рождается с потребностью делать только добрые дела.

Сторонником взгляда на личность как продукт влияния сознательных оценок повседневных ситуаций был также Карл Роджерс (1902 -1987). Он рассматривал личность с позиции изменяющегося представления индивида о себе. Индивид постоянно сравнивает себя с другими людьми, чтобы получить ответ на вопрос: «Кто я?». Позитивный характер ответа способствует адаптации личности к окружающему миру, негативный же вызывает внутренние конфликты, депрессию и, как результат, не позволяет человеку реализовать в полной мере его возможности.

Когнитивный подход к личности. Представители этого подхода видели свою задачу в доказательстве решающей роли знания в поведении человека. В центре внимания теории - процессы переработки человеком информации обо всем, что его окружает (в том числе и о себе) на основе системы приобретенных знаний. Для данного направления интересны механизмы познания, которые задействуют все познавательные процессы, не ограничиваясь бихевиористской схемой «стимул - реакция». Когнитивный подход находится «на марше», привлекая в свои ряды все большее число сторонников. Будет справедливо отметить заслуги Ж. Пиаже (1896 - 1980) в этом направлении. Ведь в центре внимания его исследований оказании, когнитивные стадии развития детей.

Дж. Келли (1905 - 1967) считал главной детерминантой поведения личности человека его стремление предвидеть развитие событий в своей жизни. Человек решает эту задачу благодаря имеющемуся у него специфическому образованию - системе личностных конструктов, выполняющих функции всех познавательных и социально-психологических процессов. Формируя субъективный взгляд индивида на реальный мир, эта система определяет его судьбу.

У. Найсер (1928 г. р.) утверждает, что познание присутствует в любом акте человеческой деятельности: в ощущениях, восприятии, памяти, мышлении, представлении, воображении и др. В связи с чем личность должна изучаться во всех этих измерениях.

П. Жане (1859-1947), назвав свой подход к личности «поведенческим», акцентировал внимание на роли саморегуляции. Саморегуляция рассматривалась им как результат постоянных контактов индивида с окружающими людьми, приобретения навыков мысли-1 ельной деятельности, эмоционального поведения и др. Именно этот опыт позволяет индивиду регулировать свое поведение и накапливать все новые и новые свойства личности. В рамках этой позиции автор выделил семь уровней поведения:

  • простейшие рефлекторные акты;
  • отложенные во времени перцептивные действия, включающие фазы их подготовки и завершения;
  • элементарные социальные акты типа имитации, подражания;
  • элементарные интеллектуальные акты;
  • манипуляция реальными объектами;
  • мыслительная деятельность как процесс интериоризации;
  • созидательная трудовая деятельность.

Когнитивная психология не осталась в стороне от развития информационно-компьютерных технологий. Это заметно даже по иногда употребляемым терминам, заимствованным оттуда: «схема», «алгоритм», «объем данных», «программа».

Диспозиционный подход к личности. Основная идея этого подхода, развиваемая рядом зарубежных психологов, заключается в том, что личность человека рассматривается с позиций его предрасположенности к определенному поведению, действиям, поступкам. Такую устойчивую готовность индивида различные психологи связывают с его многообразными характеристиками и свойствами. Так, еще древнегреческие врачи-мыслители Гиппократ (460 -377 гг. до н. э.) и Гален (129-199) увязывали личностные свойства человека с наследуемыми характеристиками морфологии и физиологии.

Э. Кречмер (1888-1964) и У. Шелдон стремились описать личность через телесное строение (конституцию организма) человека или соотношение компонентов телосложения. Выделенные Э.Креч-мером по этому критерию типы личностей, по его мнению, имеют не только существенные различия в поведении, но и предрасположены к определенным психическим расстройствам.

Г. Айзенк (1916 г. р.) объясняет интровертный или экстравертный типы личности соотношением возбуждающих и тормозных влияний ретикулярной формации на активность коры больших полушарий головного мозга. Низкая активность коры, характерная для экстравертов, восполняется на уровне подсознательных процессов усилением контактов человека с внешней средой, высокая же компенсируется сокращением подобных контактов.

В некоторой мере идее врожденной предрасположенности подчинен тестологический аспект деятельности Д. Кеттелла (18601944), связанный с изучением черт личности. Черта как устойчивая характеристика личности означает предрасположенность индивида к той или иной манере поведения, а набор черт данного индивида обусловлен его психофизиологическими свойствами. Конечно, стабильность проявления черт неодинакова. В этом плане автор классифицировал их на базовые (свойственные только данному человеку), общие (характерные для большинства людей) и вторичные (наименее устойчивые).

Ученых, внесших вклад в развитие названных подходов к исследованию личности, значительно больше перечисленных. Некоторых просто трудно отнести к представителям той или иной позиции, из-за сложного переплетения в их взглядах различных подходов. Необходим исторический взгляд на ситуацию, в которой эти подходы возникали и взаимодействовали, что составляет предмет изучения истории психологии.

Деятельностный подход к личности. Здесь личность, ее формирование и развитие рассматриваются с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно этому подходу, внутренне богатство личности онределяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, которым наполняет он эти виды деятельности.

Для понимания сущности деятельностного подхода к личности важно отметить, что:

  • эта форма активности для отдельно взятого человека не является генетически наследуемой, а появляется у него в результате появления социального опыта, жизни среди людей;
  • деятельность предметна, она воплощается в ее продуктах, в ней отражаются знания, умения, язык, ценности, накопленные человечеством;
  • деятельность субъектна, так как подчинена потребностям, мотивам и целям индивида (субъекта);
  • средством освоения деятельности является не бихевиористский рефлекс типа «стимул - реакция», а процессы интериоризации - экстериоризации, т. е. процессы взаимной замены внешних (практических) и внутренних (мыслительных) действий.

Основной акцент в деятельностном подходе уделяется социальной сущности личности. Иначе говоря, личность рассматривается как совокупность социальных характеристик (свойств, качеств), Которые человек приобретает в предметной деятельности, выполняя полезную общественную роль с позиций своего положения в обществе. Социальная среда, в которой живет человек, занимаясь ественнополезной деятельностью, вступая в деловые и межличностные отношения с другими людьми через общение, есть источник становления его личности. Единство взглядов на личность с пошипи деятельностного подхода не исключает разнообразия точек фения отечественных психологов на отдельные важные моменты проблемы. Основные разногласия касаются вопросов соотношения биологического и социального начал личности, самого понятия личности, его соотношения с понятиями «индивид» и «индивидуальность», «психологическая структура личности», процессы ее формирования и развития.

Так, соотношение психического, биологического и социального начал в личности рассматривается со следующих позиций:

  • эти начала совершенно независимы, что же касается психического, то оно имеет неземное происхождение и поэтому обсуждение процессов его формирования и развития лишено всякого смысла (психика в виде души вдыхается в биологическую оболочку человека во временное пользование на планете Земля);
  • психическое следует за биологическим в рамках естественного эволюционного воспроизводства человека как вида (из семени банана вырастает банан, из семени человека - человек);
  • психическое представляет собой надуманное и реально несуществующее начало, ибо все психические процессы можно объяснить с позиций физиологии (личность человека, принявшего излишнюю дозу алкоголя, изменяется на глазах не из-за каких-то психических процессов, а вследствие взаимодействия химических, физических и электрических процессов в организме человека);
  • психическое есть прямое следствие исключительно социального в рамках процесса развития общества, воспроизводства социальных отношений между людьми (даже если человека не обучать грамоте, профессии, нравам и ценностям, он, живя среди людей, сам решит эти задачи);
  • биологическое начало есть предпосылка психического, но последнее реализуется лишь через социальное (в отличие от сказочных, реальные «воспитанники джунглей, «маугли», внешне ничем не отличались от человека, но не стали личностями).

И хотя эти разногласия не являются антагонистическими, взаимоисключающими, они тем не менее должны быть известны каждому психологу в интересах формирования собственной научной позиции по данной проблеме.

Считается, что в отечественную психологию термин «деятельность» впервые ввел М.Я. Басов (1892- 1931). По его убеждению, деятельность первична относительно важнейших психических процессов и, в частности, условных рефлексов. До этого проблема деятельности практически выпадала из поля научных интересов (и не только в психологии). Яркое подтверждение этому - отсутствие в Большой Советской Энциклопедии (первое издание) статьи «Деятельность».

Глубокую разработку деятельностный подход получил в работах С. Л. Рубинштейна (1889-1960) и А. Н. Леонтьева (1903-1979). Исходной для них являлась трактовка деятельности К. Марксом, согласно которой, изменяя внешний мир, человек изменяет и собственную психическую природу. В этом проявляется принцип единства сознания (психики) и деятельности. Были, конечно, и различия во взглядах этих ученых. Так, С. Рубинштейн, отвергая саму деятельность как предмет изучения психологии, говорил, что предмет психологии - это психика в деятельности, а не психика и деятельность. Леонтьев же, настаивал на том, что сама деятельность должна непосредственно входить в предмет психологии своим особым содержанием.

Культурно-исторический подход к личности. Здесь личность рассматривается как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Автор подхода, Л. С. Выготский (1896-1934) нашел «ключ ко всей психологии», позволяющий проводить объективный анализ высших психических функций личности в значении слова. По его мнению, именно слово-знак первично как относительно практического действия, так и относительно мышления. Он даже повторил чей-то афоризм: «речь думает за человека». Оперируя с этими «культурными» знаками-словами, индивид строит свою личность.

Вначале человек был неотделимой частью окружающей природы, которая «шлифовала», по выражению автора, его «натуральные» (врожденные, не требующие волевых осознанных усилий) свойства, позволявшие ему выживать, просто приспосабливаться к среде. Затем он сам стал воздействовать на природу через орудия труда, вырабатывая у себя высшие психические функции («культурные»), позволявшие ему осуществлять осознанные действия (например, осознанно запоминать ситуацию, явление, предмет), полезные с точки зрения создания благоприятных условий своего существования. В качестве орудий воздействия в данном подходе рассматривались не те, которые имеют материальную основу (камень, палка, топор и т. п.), а так называемые психологические знаки. Знаком могла служить палка, воткнутая человеком в землю и указывающая направление движения. Это могли быть зарубки на деревьях или сложенные человеком определенным образом камни, напоминающие ему о чем-то важном и т. д.

Исторические корни подобных знаков находятся в совместном (руде. На первых порах это были звуки - команды, исходившие от тугого человека и носившие условно сигнальный характер. С течением времени человек научился отдавать подобные команды себе И с помощью их управлять своим поведением. В процессе дальнейшего культурного развития человека звуки-знаки вытеснялись словами знаками. Человек овладевал собственной психикой. Этот процесс трансформации внешних средств-знаков (палок-указателей, зарубок, чужих звуков) во внутренние (внутренняя речь/образы представления, образы воображения) получил название интериоризации.

Таким образом, в деятельностном подходе личность изучается через призму активности человека в совокупности длительностей в которые он включен. Культурно-исторический подход в качестве «производящей причины» выбрал знак, слово, символ, речь, труд. Термин же «деятельность» здесь хотя и использовался, но не был нап0лнен тем психологическим содержанием, которое характерно для деятельностного подхода.

Ключевые слова: Личность
Материалы по теме
Личность в психоанализе
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Иерархическая структура диспозиций личности
Белинская Е.П., Социальная психология личности
Понятие о направленности личности
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Ролевые теории личности
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Личность и социальные движения
Фролов С.С., Основы социологии
Понятие личности в юридической психологии
Петруня О.Э., Юридическая психология
Структура психологического портрета
Ушатиков А.И., Аудиовизуальная психодиагностика
Гуманистическая психология и психологическая структура личности
...
Оставить комментарий