Опросник родительской любви и симпатии (Р. В.Овчарова)

Часть I Цель: выявление преобладающего чувства у родителя по отношению к ребенку (симпатия или любовь).
Инструкция. Ниже даны 20 утверждений. К каждому утверждению подберите вариант ответа, который, по вашему мнению, соответствует сложившимся отношениям с вашим ребенком. Помните, неправильных или плохих ответов не существует. Варианты ответа:

  • 4 – да, это так;
  • 3– вероятно, это так;
  • 2– вряд ли это так;
  • 1 – нет, это совсем не так.

Список утверждений
1. Я считаю, что я и мой ребенок можем абсолютно доверять друг другу.
2. Когда мы вместе, у нас схожее настроение.
3. Я считаю, что знаю достоинства и недостатки моего ребенка и принимаю его таким, каков он есть.
4. Мой ребенок очень умный.
5. Ради моего ребенка я готов на любые жертвы.
6. В большинстве случаев мой ребенок нравится людям сразу же после знакомства.
7. Я испытываю радость, когда нахожусь рядом с моим ребенком.
8. Я думаю, что мы с ребенком во многом похожи.
9. Я чувствую ответственность за то, чтобы ребенку было хорошо и комфорт‑но со мной.
10. Мне хотелось бы, чтобы мой ребенок был похож на меня.
11. Я часто прощаю моего ребенка, признавая за ним право на ошибку, слабость и несовершенство.
12. Мой ребенок самый лучший из всех известных мне детей.
13. Мне будет очень тяжело, если придется жить без моего ребенка.
14. Я уверен, что мой ребенок хорошо ко мне относится.
15. Между мной и ребенком существует эмоциональная близость.
16. Я принимаю активное участие в жизни моего ребенка: во всем помогаю, контролирую, регулирую.
17. Я стремлюсь больше отдавать своей любви ребенку, чем получать от него.
18. Мне нравится быть с моим ребенком потому, что мне хорошо с ним.
19. Каждый из нас (и я, и мой ребенок) обладает независимостью.
20. От ребенка я жду любви столько же, сколько даю ему я.

Обработка данных. Складываем полученные баллы:

  • шкала любви: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19.
  • шкала симпатии: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.


В зависимости от того, какая сумма баллов выше, можно судить о том, какое чувство в отношениях с ребенком преобладает. Каждая сумма должна превышать 20 баллов, лишь в этом случае можно говорить о том, что в отношениях родителя и ребенка преобладает любовь или симпатия.

Часть II Цель : определение компонентного состава и типологии родительской любви.

Инструкция. Прочтите каждое из утверждений, выберите какое из них, по вашему мнению, наиболее характерно для вас, отметьте его знаком «+». Помните, неправильных ответов не существует.

Список утверждений 1. Когда в моей семье появился ребенок, у меня возникло ощущение сопричастности и желание быть с ребенком.
2. Я испытываю удовольствие от общения с моим ребенком.
3. Я полагаю, что знаю, какими способами выражается родительская любовь.
4. Я принимаю активное участие в жизни моего ребенка, помогаю, даю советы, при этом каждый из нас обладает относительной свободой и автономностью.
5. Я испытал чувство облегчения, удовлетворения и радости, когда завершились роды.
6. Я переживаю о душевном покое моего ребенка.
7. Я считаю, что достаточно хорошо и отчетливо представляю образы «любящего отца» и «любящей матери». 8. Я проявляю нежность и ласку по отношению к моему ребенку посредством поцелуев, теплых объятий, ласковых взглядов… (допишите свое).
9. Когда я впервые увидел ребенка, у меня пробудилось чувство жалости к нему, сочувствие и желание помочь.
10. Я доволен своей ролью родителя.
11. Я достаточно хорошо знаю личностные особенности моего ребенка.
12. Я считаю, что создаю благоприятную семейную атмосферу для ребенка: он знает, что я всегда рядом, чувствует психологическую поддержку и защищенность с моей стороны.
13. Мне было приятно чувствовать: а) для матери : как шевелится плод во время моей беременности; б) для отца : как шевелится плод во время беременности моей жены.
14. Я испытываю чувство радости, когда нахожусь рядом с моим ребенком.
15. Я могу предвидеть реакции и поступки моего ребенка.
16. Считаю, что мои взаимоотношения с ребенком можно назвать открытыми, искренними и доверительными.
17. Считаю, что между мной и ребенком с момента рождения существует тесная связь, которую порой я не могу объяснить словами.
18. Я испытываю потребность быть рядом с моим ребенком.
19. Я думаю, что знаю интересы моего ребенка.
20. Я принимаю моего ребенка таким, каков он есть, признаю и уважаю его индивидуальность.
21. Во время беременности: а) для матери : я чувствовала нежность к будущему ребенку; б) для отца : моей жены я чувствовал нежность к будущему ребенку.
22. Мне грустно во время разлуки с моим ребенком.
23. Думаю, что я знаю потребности и желания моего ребенка.
24. Я «жертвую собой» ради моего ребенка, стараясь отдавать ему все физические и душевные силы.
25. Беременность а) для отца : моей жены; б) для матери : моя была желанной и запланированной.
26. Я испытываю гордость за моего ребенка.
27. Я думаю, что знаю, каким образом я могу контролировать проявление своей родительской любви.
28. Я часто прощаю моего ребенка, признавая за ним право на ошибку, слабость и несовершенство.

Таблица 1 . Консультационное исследование семейных ценностей


Обработка результатов
Наибольшая сумма баллов («+» – 1 балл), набранная человеком при выборе наиболее близких ему утверждений, укажет на доминирующий компонент в родительской любви, а вместе с этим и на ее тип. Если равным количеством баллов будут отмечены два и более компонента, следует говорить о смешанной типологической принадлежности. Если наряду с доминирующим компонентом какой‑либо другой компонент наберет достаточно высокий балл, также следует говорить о смешанной типологической принадлежности, хотя не столь явно выраженной, как в предыдущем случае. Информативно и отсутствие баллов по тому или иному компоненту.

Компоненты родительской любви входят в структуру составляющих родительской любви. В целом глубокий анализ результатов данного исследования дает возможность выявить фундаментальные установочные ориентации родительской любви и впоследствии корректировать и развивать другие компоненты родительской любви (компоненты, набравшие незначительное количество баллов).

Биологическая составляющая  
I. Биологический ( инстинктивный ) компонент. Это природный базис, предполагающий наличие у человека имманентной, биологически обусловленной способности любить своего ребенка.

Психологическая составляющая  
II. Эмоционально‑чувственный компонент. Это сфера глубоких личностных, субьективно‑психологических переживаний родителя по отношению к ребенку, которые характеризуются удовольствием – неудовольствием, комфортом – дискомфортом, стеничностью – астеничностью; сфера воспоминаний, предчувствий родителя по поводу ситуаций взаимоотношений с ребенком. Данный компонент включает: инстинктивно‑аффективные состояния (переживания, предчувствия); эмоции (восторг, радость, страх, гнев и др.); чувства, отличающиеся отчетливостью и осознанностью (наслаждение, симпатия и др.). Он обеспечивает налаживание эмоциональных взаимоотношений родителя и ребенка, а также способов ориентировки в его переживаниях; включает переживание или осознаваемое «ощущение родительской любви», процессы, происходящие в нервной, эндокринной, сердечно‑сосудистой, дыхательной системах организма, а также поддающиеся наблюдению комплексы эмоций. Благодаря эмоционально‑чувственному компоненту происходит аффективная (эмоциональная) преднастройка к активному контакту родителя с ребенком еще до начала взаимодействия с ним (до рождения ребенка). Кроме того, у родителей происходит выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта с ребенком

III. Когнитивный компонент ( рациональный ). Включает представления (когнитивные репрезентации) о том, что такое родительская любовь, каковы ее проявления – способы выражения, контроля, регулирования. Кроме того, он включает знание интересов ребенка, его желаний, потребностей, особенностей поведения и в целом личности ребенка.

Социальная составляющая  
IV. Поведенческий компонент. Проявление родительской любви (как субъективного отношения) в реакциях, действиях и поступках родителя. При этом родительская любовь обнаруживает свою объективность, индивидуально‑психологическое родителя становится социально‑психологическим.

Ключевые слова: Методики, Семья
Источник: Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Материалы по теме
Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Опросник «Сознательное родительство» (Р. В. Овчарова, М. О. Ермикина)
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Методика «Представления об идеальном родителе» (Р. В. Овчарова, Ю. А. Дегтярева)
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Методики определения психологического и социального возраста
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Признаки функциональной и дисфункциональной семьи
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Конфликты родителей и детей
Анцупов А.Я., Конфликтология
Лабораторные методы исследования в психиатрии
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Оставить комментарий