Определения и классификации отклоняющегося поведения подростков

Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России  Я.И.Гилинский ввел в употребление сам термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение» (Краснова М.А., 2005).

Девиантное поведение (ДП) на сегодняшний день  понятие весьма размытое. Так, под ДП понимаются:

  1. поступки, действия, не соответствующие «официально установленным» или «фактически сложившимся» в данном обществе нормам и ожиданиям;
  2. социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих тем же критериям (Гилинский Я.И., 2000).

Я.И.Гилинский констатирует, что социальные отклонения могут иметь для общества двоякое значение. Одни из них  позитивные – служат общественному прогрессу и развитию личности в целом: например, такое девиантное (отклоняющееся) поведение, как высокая социальная активность на благо общества, талант, гений, одаренность – это тоже социальные отклонения от нормы. Другие же  негативные – нарушают существование или развитие общества (Гилинский Я.И., 2000). Можно сказать, что основной причиной социальных отклонений является противоречие между требованиями нормативной системы  и интересами действующих субъектов. Как пример социального отклонения можно рассматривать моральнонравственную позицию субъекта с глубокими религиозными убеждениями, но находящегося в обществе воинствующих атеистов (Васкэ Е.В., 2000). 

Таким образом, критерии ДП оказываются приложимыми к чрезвычайно широкому кругу поведений и социальных явлений, а критерий позитивности/негативности носит настолько субъективный характер, что одно и то же поведение/явление можно с равными основаниями оценить и как позитивное, и как негативное. Быстро подхваченный педагогикой, психиатрией и медицинской психологией термин ДП стал обретать новые оттенки. Так, появилось понятие патологических вариантов ДП. Причем, для одних это – такие формы девиантности как суицид, преступность, разные формы наркотизации, сексуальные девиации, к которым относят и проституцию; для других девиантное поведение при психических расстройствах; для третьих  поведенческие девиации, достигающие по силе и тяжести патологического уровня. Не более определенно и мнение о соотношении ДП и делинквентного, асоциального и антисоциального поведения, социальной и психологической дезадаптации.

Есть несколько определений социальной нормы. С точки зрения социальной философии, социальная норма – неотъемлемый элемент общественного управления, одно из средств ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях и средство контроля со стороны общества за их поведением (Васкэ Е.В., 2000). Также  «норма социальная» определяется как обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретноисторических условиях жизни общества, основными свойствами которого являются:

  • объективность отражения действительности;
  • однозначность (непротиворечивость);
  • историчность (преемственность);
  • обязательность воспроизводства;
  • относительная устойчивость (стабильность);
  • динамичность (изменчивость);
  • формальная определённость (внешняя завершённость);
  • степень распространённости, обращённость в будущее;
  • оптимальность;
  • возможность её измерения;
  • организующая, регулирующая способность;
  • превентивность;
  • коррекционно  воспитывающая способность (Клейнберг Ю.А., 1997).

Усвоение индивидом социальных норм, например, моральных, проходит ряд последовательных стадий. Но при этом может и не быть достигнуто полное соответствие между нормативными позициями личности и требованиями социальных норм. Необходимо учитывать, что нормы в целом относительно стабильны, а жизненные ситуации, опыт личности и т.п., значительно изменчивей и разнообразней. Субъект может быть несогласен с рядом социальных норм в силу своей незаурядности, нешаблонности мышления, одаренности, в силу более высоких требований, которые он предъявляет как к самому себе, так и к обществу. Если социальную норму принять за эталон поступка, то отклонения от этого эталона могут происходить в самых разных направлениях. Поступок может не соответствовать социальной норме по объективным или субъективным признакам, по целям и мотивам, по прямым или косвенным результатам. Социальное отклонение представляет собой систему поступков, линию поведения, образ жизни. Под социальным отклонением можно понимать любое отклоняющееся поведение субъекта, при котором взаимодействуют три группы явлений: социальные нормы, свойства личности, особенности конкретной ситуации. В дисгармонии этих элементов и лежат основные причины отклонений. Одна из основных причин социальных отклонений – несоответствие нормы требованиям жизни, вторая – несоответствие требований жизни интереса данной личности.

В отечественной и зарубежной психологопедагогической литературе нет единого мнения относительно девиантного поведения несовершеннолетних. Существует целый ряд терминологических определений, близких по смыслу и содержанию, но звучащих по разному. Наряду с девиантным поведением используется синоним отклоняющееся поведение, а нередко его называют делинквентным, асоциальным, антисоциальным, дезадаптивным, аддиктивным, неадекватным, деструктивным, нестандартным, акцентуированным, психопатичным, саморазрушающим, социально неадаптированным, патологией поведения и т.д.; а самих детей называют детьми группы риска, «трудными» подростками, педагогически запущенными, социально «запущенными», трудновоспитуемыми.

В.К.Андриенко, Ю.В.Гербеев, И.А.Невский различают девиантных подростков:

  • с педагогической запущенностью;
  • с социальной запущенностью (нравственно испорченных);
  • с крайней социальной запущенностью (Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский В.К., 1990).

С.А.Беличева выделяет три группы девиантных подростков:

  • глубоко педагогически запущенные подростки;
  • подростки с аффективными нарушениями;
  • конфликтные (неуживчивые) (Беличева С.А., 1994).

Обширные материалы, добытые Л.М.Семенюк на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка с сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы подростков с отклоняющимся  поведением:

  • Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
  • Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
  • Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
  • Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм (Семенюк Л.М., 2005).

В зарубежной психологии и криминологии имеются следующие трактовки, например, понятие «девиантное поведение» определяется в психологической науке США и Великобритании чаще всего как «акт нарушения любых социальных норм» (Коэн А., 1966, С.123), как «достижение цели незаконными средствами, которое влечёт за собой изоляцию, тюремное заключение и другие наказания» (В.Фокс, 1980, С. 173184), как «отклонение от норм, принятых, фактически сложившихся и существующих в обществе» (Смелзер Н.Дж., 1991, С. 116). В понятие «девиантное поведение» вкладывается проявление нарушений в социальной регуляции поведения, дефектность психической саморегуляции. Зарубежные ученые нередко отождествляют девиантное и делинквентное поведение.

Отечественные учёные определяют девиантное поведение следующим образом:

  • как социальное отклонение от существующих социальных норм, их нарушение;
  • как отклонение от нравственных норм данного общества в случаях отсутствия клинически проявляющейся пограничной патологии;
  • как сложное социальное явление, в котором проявляется одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации, принимаемой в разных ситуациях патогенный, психосоциальный и асоциальный характер.

Л.Б.Шнейдер подразделяет девиантное поведение на две большие категории:

  1. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.
  2. Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков или преступлений. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении (Шнейдер Л.Б., 2005).

На основании ключевых положений работ отечественных (А.А.Александров, В.В.Королев, В.Н.Кудрявцев, А.Е.Личко, В.Д.Менделевич, И.А.Невский, В.Ф.Пирожков, В.Г.Степанов) и зарубежных ученых (Вест, Джекинс, Ниссен, Патаки, Р.Фаррингтон) следует признать целесообразность деления девиантного поведения на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее за собой уголовной ответственности). Поведение, отклоняющееся от моральнонравственных норм человеческого общежития, проявляется в разных формах социальной патологии – пьянстве, наркомании, воровстве. Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению преступлений предшествует аморальное поведение. Как ни различны виды девиантного поведения, И.С.Кон утверждает, что они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлеченность подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность совершения им и других. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья (Кон И.С., 1989).

М.И.Еникеев считает девиантное поведение социально неадаптированным и выделяет следующие виды данного поведения:

  • асоциальное поведение — разновидность отклонений поведения, являющееся нарушением нормального человеческого общения, социальных обязанностей, стандартов поведения, не влекущее за собой уголовной ответственности: пренебрежение к культурным и моральным ценностям, социальная индифферентность, плохое понимание окружающей действительности, субъективизм, низкий уровень самоконтроля;
  • антисоциальное (преступное) поведение  поведение, которое находится в противоречии с общественной идеологией, политикой и общечеловеческими истинами (Еникеев М.И., 1996).

В.Д.Менделевич определяет девиантное поведение как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющееся в виде несбалансированных психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде отклонения от нравственного или эстетического контроля за своим поведением. Он подразделяет девиантное поведение на:

  • делинквентное отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно наказуемое деяние;
  • аддиктивное — проявляется в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ (ПАВ);
  • патохарактерологическое обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания;
  • психопатологическое основанное на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлением тех или иных психических расстройств и заболеваний;
  • отклоняющееся поведение на базе гиперспособностей  игнорирование реальности (Менделевич В.Д., 2001).

А.Е.Личко и Ю.В.Попов считают наиболее приемлемым к девиантам термин «саморазрушающее поведение». Имеются также толкования делинквентного поведения как продолжения девиантного (Личко А.Е., Попов Ю.В., 1988). Так, согласно В.К.Андриенко, Ю.В.Гербееву и И.А.Невскому, существуют следующие стадии развития асоциального поведения:

  • неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);
  • порицаемое поведение (связанное с более систематическим осуждением со стороны воспитателей);
  • девиантное поведение (нравственно отрицательные явления и проступки);
  • делинквентное (предпреступное) поведение;
  • преступное поведение;
  • деструктивное поведение (Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский В.К., 1990).

Психологи США и Великобритании выделяют следующие симптомы (поступки, совершаемые за период около шести месяцев), по которым можно с полной уверенностью судить, является ли поведение подростка девиантным или нет:

  1. частые прогулы школы (безделье);
  2. частое «заимствование» у других людей их вещей без разрешения;
  3. жульничество в играх с другими людьми или в учебе;
  4. побеги из дома, не менее двух раз (не считая побегов как реакцию на физическое или сексуальное насилие);
  5. частое инициирование физической борьбы;
  6. использование оружия в более чем одной драке;
  7. принуждение кого-либо к сексуальным контактам;
  8. физическая жестокость с животными или людьми;
  9. намеренное уничтожение чужого имущества;
  10. добровольные сексуальные контакты, необычно ранние для данной культуры;
  11. намеренное провоцирование драки;
  12. регулярное употребление табачных изделий, алкоголя и наркотиков или необычайно раннее начало их употребления;
  13. частая ложь;
  14. проникновение в чужие дома и машины;
  15. воровство из дома без нападения в более чем одном случае;
  16. воровство с нападением;
  17. приобретение хитростью благ: проезд «зайцем» в общественном транспорте, бесплатное проникновение в театр, кино (Kazdin A., 1987).

А.Е.Личко выделяет пять форм нарушения поведения:

  1. Делинквентное поведение  мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег и т. п.
  2. Побеги из дома и бродяжничество.
  3. Ранняя алкоголизация как токсикоманическое поведение.
  4. Девиации сексуального поведения.
  5. Суицидальное поведение.

В.В.Ковалев выделяет девять форм отклоняющегося поведения:

  1. Уклонение от учебной и трудовой деятельности.
  2. Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.
  3. 3) Антиобщественные насильственные действия (агрессия, драки, грабеж, порча и уничтожение имущества).
  4. Антиобщественные корыстные действия (мелкие кражи, спекуляция, вымогательство).
  5. Антиобщественные действия сексуального характера.
  6. Злоупотребление алкоголем.
  7. Употребление наркотических и токсических веществ.
  8. Уходы из дома и бродяжничество.
  9. Азартные игры (Ковалев В.В., 1995).

Ц.П.Короленко и Т.А.Донских выделяют:

  1. суицидальное поведение — характеризуется повышенным риском самоубийства;
  2. конформистское  лишенной индивидуальности, ориентированной исключительно на внешние авторитеты;
  3. нарциссическое  чувство собственной грандиозности;
  4. фанатическое  слепая приверженность идее, взглядам;
  5. аутическое  отгороженность от людей и окружающей действительности (Короленко Ц.П., Донских Т.А., 1990).

В.Д.Менделевич определяет следующие клинические формы девиантного поведения: агрессия; аутоагрессия (суицидальное поведение); злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.); аномалии сексуального поведения; безнравственное и аморальное поведение и др. (Менделевич В.Д., 2001).

Е.В.Змановская  выделяет три основные группы отклоняющегося поведения:

  • антисоциальное (делинквентное)  включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, разрушение имущества, поджоги, физическое насилие, торговля наркотиками;
  • асоциальное (аморальное)  уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, граффити, субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки), агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, гомосексуализм, эксгибиционизм), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество;
  • аутодеструктивное (саморазрушительное)  суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, фанатическое поведение, аутическое поведение, виктимное поведение, занятие экстремальными видами спорта (Змановская Е.В., 2004).

И.С.Ганишина, проанализировав отечественные и зарубежные источники по проблемам отклоняющегося поведения, выделяет следующие основные формы проявления девиантного поведения подростков: бродяжничество, попрошайничество; тунеядство, нежелание учиться; употребление спиртных напитков; употребление наркотиков; токсикомания; курение; повышенная агрессия, жестокость; раннее начало половой жизни; воровство; хулиганство; участие в криминальных группax; суицидальное поведение; вандализм; наличие судимости, приводы в милицию, пребывание на учете в ИДН (Ганишина И.С., 2004).

Педагогический подход к проблемам девиантного поведения подразумевает под этим понятием отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социальнонравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса  усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. При медицинском подходе девиантное поведение определяется как отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервнопсихической патологии, особенно пограничного уровня. Психологический подход трактует девиантное поведение как отклонение от социальнопсихологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе. В самом общем виде отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным  является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Шнейдер Л.Б., 2005).

В нашем исследовании мы будем исходить из следующего определения отклоняющегося поведения: девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Ключевые слова: Подростки, Девиантность
Источник: Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты
Материалы по теме
Психологические особенности подростков с девиантным поведением
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Девиантная виктимность подростка
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Типы трудных подростков, причины проблемы
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Психологические особенности подростковых девиаций
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Факторы девиантного поведения подростков
Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты
Профилактика, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения подростков: психолого-педагогический подход
Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты
Причины суицидального поведения подростков
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Оставить комментарий