Оценка трудовых ресурсов

Оценка работы персонала всегда стоит в ряду первоочередных мероприятий (действий) менеджера по кадрам. Оценка работы персонала должна производиться постоянно, поскольку она необходима для постоянного контроля качества работы сотрудников. Почему именно с оценки сотрудников целесообразно начинать работу по созданию структуры управления персоналом? Потому что и подбор, и обучение, и развитие, и создание кадрового резерва строятся на основании компетенций, выявленных в процессе оценки.

Фактически это внутренняя аттестация работников на самом предприятии. Работающих можно условно подразделить на пять групп:

  1. работники, которые решают все поставленные задачи, могут находить новые направления для деятельности, ставить новые задачи для обеспечения развития организации. Если руководитель структурного подразделения говорит, что выхода из создавшегося положения нет, а отдел, подразделение сделали все возможное, то это означает только одно, а именно то, что этот руководитель не знает путей изменения проблемы, он исчерпал себя, поэтому его необходимо как можно скорее заменить на другого, который предложит приемлемый выход;
  2. работники, которые решают все поставленные перед ними задачи, достигают запланированных результатов, однако могут оказаться несостоятельными в сложной чрезвычайной ситуации, где от них потребуется принять решение не по шаблону или определенной модели, а решить проблему по-новому, подойти к ней с другой стороны, сымпровизировать на ходу. Таких работников можно назначать на должности заместителей руководителя или управляющих среднего звена;
  3. работники, которые большую часть своих обязанностей выполняют добросовестно, но остальную часть по разным причинам выполнить не могут. Это хорошие исполнители, но поручать им руководство чем-либо не стоит;
  4. работники, которые не могут выполнить качественно большую часть своих обязанностей, а выполняют лишь меньшую часть задач. Причин такой низкой производительности труда несколько. Возможно, они только еще учатся правильно работать, а возможно, потеряли интерес к работе (подыскивают другую работу). Важно разобраться в причинах такой низкой производительности труда. Если работник просто не желает здесь больше работать, то его лучше уволить, а если существуют другие причины, то его можно направить на обучение, в отпуск и т. д.;
  5. работники, которые в настоящий момент организации не нужны, оплата их труда – прямой убыток фирме. От подобных сотрудников необходимо немедленно избавляться.

Можно предложить и другой вариант классификации работников (их оценки) по результатам, производительности их труда. Рассмотрим другой вариант оценки компетентности сотрудников .

Уровень 3 «Мастерство». Сотрудник выявляет множественные, в том числе непростые, причинно-следственные взаимосвязи между явлениями, выделяет верные тенденции при отсутствии части необходимой информации, находит неочевидные решения сложных проблем, интегрирует в виде единой системы большие объемы информации.

Уровень 2 «Опыт». Сотрудник выявляет взаимосвязи между разнородными явлениями, выделяет различные факторы и причины, лежащие в основе наблюдаемых закономерностей, систематизирует и структурирует разнородную информацию. Он последователен и логичен, отделяет главное от второстепенного, верно оценивает значимость различных факторов и расставляет приоритеты на основе взвешенного анализа.

Уровень 1 «Развитие». Сотрудник поверхностно анализирует информацию, выделяет очевидные взаимосвязи между однородными явлениями, видит отдельные причины наблюдаемых явлений, делает попытки систематизации информации, при этом значительную часть информации оставляет в неструктурированном виде, классифицирует информацию по простым категориям, расставляет приоритеты, однако может ошибаться в отделении главного от второстепенного.

Уровень 0 «Некомпетентность». Сотрудник мыслит отдельными фактами, не видит очевидных взаимосвязей между явлениями, делает противоречивые выводы, мыслит хаотично, непоследовательно, неструктурированно.

Согласно приведенной классификации работников первого и второго уровней необходимо оставлять далее для работы в организации. В отношении сотрудников, соответствующих уровню «Развитие», можно заметить, что если фирма в настоящий момент расширяется и осваивает новые рынки или увеличивает свое присутствие на уже освоенном, то таких работников следует оставить. Они нужны фирме тогда, когда ее руководство стремится решить все кадровые вопросы, которые неизбежно возникнут в будущем, не столько посредством привлечения новой рабочей силы, сколько с помощью своих собственных кадров (специалистов, чей уровень квалификации следует повысить). Если оценивать работу специалистов по предложенным пяти группам, то здесь следует заметить, что от работников пятой группы следует избавляться всегда и как можно скорее, в отношении персонала четвертой и третьей групп можно сказать, что они входят в «группу риска», поскольку их могут уволить, если фирма приняла решение о сокращении штатной численности своего персонала.

Можно отметить, что оценка работы персонала всегда зависит от задач, которые ставит перед собой менеджер по управлению персоналом. Так, мы можем говорить о текущей оценке работы кадров, когда менеджер отслеживает производительность труда и проводит мероприятия по ее повышению. Цель проведения подобной оценки несколько отличается от целей проведения оценки в условиях сокращения штатной численности сотрудников или расширения объемов работы фирмы. В обоих случаях есть одна общая черта – это серьезные кадровые перестановки, которые ожидают фирму.

Действительно, если говорить об оценке, которую проводят просто в целях повышения производительности труда, а фирму не ожидают какие-то серьезные структурные изменения, то менеджер по кадрам решает вопросы, связанные в основном с выявлением отдельных недостатков в работе своих сотрудников, и принимает решения, которые должны устранить данные недостатки. Например, такими решениями могут стать отправление сотрудника на курсы повышения квалификации или в отпуск, повышение премии, применение к нему каких-то санкций (не привлечение его к ответственности, что уже будет наказанием, а урезание премии, устное замечание или критика в присутствии других сотрудников). Однако применение мер, особенно негативных, должно быть избирательным, поскольку если одни сотрудники могут воспринять нормально острую критику в их адрес в присутствии других сотрудников, улучшат производственные показатели своей работы и будут ждать похвалы в присутствии всех сотрудников, то на других такой метод может оказать крайне негативное воздействие, в итоге сотрудники станут работать хуже, начнут подыскивать другую работу и т. д.

В тех случаях, когда фирма переживает серьезные перемены, например открывает ряд филиалов в других городах страны или изменяет политику управления и оставляет только самые ценные кадры (значительно сокращает штат), то оценка работы персонала проводится совсем по другим показателям качества работы сотрудников. Цели и задачи такой оценки будут несколько отличаться от тех, которые стоят перед менеджером по кадрам при нормальной работе его фирмы.

Чтобы четко и грамотно провести кадровые перестановки, необходимо ясно представлять, каким реальным человеческим потенциалом обладает компания, какими профессиональными знаниями и навыками владеют сотрудники, какие психологические характеристики присущи отдельным работникам.

Оценка содержания работы на каждом рабочем месте осуществляется совместно с руководителем отдела (подразделения) фирмы. Именно руководитель отдела может дать более подробные характеристики каждому работнику (сотруднику) его отдела. Руководителя отдела не стоит просить дать в общем оценку работы сотрудников, его необходимо попросить охарактеризовать каждого сотрудника подчиненного ему отдела. К мнению и оценкам руководителя отдела следует прислушаться, однако полностью полагаться на его мнение не стоит (особенно в том случае, если он не пользуется авторитетом в своей фирме), поскольку руководитель может субъективно оценивать работу сотрудников или даже умышленно хвалить одних и недооценивать других.

Оценка работы персонала может включать в себя:

  1. наблюдение за сотрудником с целью выяснения, как он работает, какие задачи решает на рабочем месте;
  2. собеседование с работником на темы его работы (о чем он говорит свободно, а о чем ему говорить трудно);
  3. заполнение сотрудником вопросника на тему его работы (все образцы опросов приводятся в приложении к настоящей главе). Все вопросы строятся таким образом, что ответы на них дают возможность судить о характере работы сотрудника.

Объединив всю собранную информацию, мы имеем возможность создать классификатор каждого рабочего места (его еще называют классификатором занятий) . Составляя классификатор, можно использовать описания работ, данные в квалификационных справочниках. Сразу следует отметить, что некоторые из видов работ никак не указаны в квалификационном справочнике (например, PR-менеджер), поэтому в отношении таких специалистов использовать справочник бесполезно. Использование справочника необходимо для определения функций рабочего места. Таким образом, менеджер по персоналу должен определить, что входит в обязанности сотрудника, для того чтобы наиболее объективно оценить, насколько сотрудник соответствует занимаемой должности.

Полученная и классифицированная информация позволяет менеджеру по кадрам решить ряд следующих задач:

  1. отделить бесполезные работы от полезных для сокращения штата;
  2. исключить ненужное дублирование работ;
  3. максимально расширить рабочие функции, задачи, решаемые работником, избегая узкой специализации.

Тестирование сотрудников с целью оценить их профессиональные знания, умения и навыки, как мы уже отмечали, должно проводиться с помощью тестов-опросников на специально разработанных бланках, уровень личностно-деловой компетенции – с помощью компьютерного тестирования. Необходимо заранее постараться обеспечить конфиденциальность информации о данных тестирования. Например, чтобы посмотреть в компьютерной программе личностный опросник того или иного сотрудника, нужно зарегистрироваться в базе данных. Второй раз войти в систему под этим же именем будет невозможно. Бланки профессионального тестирования следует выдавать сотрудникам только под личную роспись.

Чтобы снять психологическое напряжение в коллективе, связанное с предстоящей проверкой, достаточно широко освещать (информировать персонал) мероприятия предстоящего тестирования в корпоративном журнале или, например, сообщить об этом на рабочем еженедельном собрании. Нужно стараться разъяснить сотрудникам, что не стоит бояться опроса, поскольку его целью является получение данных для проведения более четкой управленческой политики. Для целей пояснения можно в главный офис компании пригласить на совещание всех руководителей региональных компаний, до каждого необходимо довести методику предстоящего исследования, разъяснить его цели и задачи.

В каком порядке проводить оценку работы персонала?

Если речь идет о текущей оценке кадров менеджером по управлению персоналом, то он должен составить для себя план мероприятий, которые направлены на оценку персонала. Если фирма достаточно большая, имеет ряд филиалов и представительств в других городах страны или даже за рубежом, то проводить оценку работы всего персонала сразу нереально. Менеджер по управлению кадрами будет просто завален такой работой и не сможет заниматься другими делами, также связанными с управлением кадрами (будет заниматься только оценкой работы, сбором данной информации). Менеджер по кадрам не сможет анализировать и принимать решения по проведению каких-либо мероприятий, направленных на улучшение работы сотрудников, повышение полезности их труда. Поэтому в случае, когда фирма достаточно большая, оценку работы персонала следует проводить по отделам. При этом можно выделить приоритетные направления (отделы), которые будут контролироваться чаще других (или их необходимо проверять в первую очередь).

Как менеджеру по кадрам выбрать приоритетные направления в проверке и оценке работы? Следует исходить из максимально возможных потерь, которые может понести фирма, если сотрудники данного отдела будут проявлять свою некомпетентность и неграмотность, часто ошибаться. Ввиду этого во всех случаях такими отделами станут бухгалтерия и финансовая служба, если она есть в данной организации. Также в первую очередь следует проверять и контролировать работу сотрудников того отдела (отделов), от работы которого зависит коммерческая деятельность фирмы, т. е. того, который занимается работой, составляющей суть предпринимательской деятельности фирмы. Например, если это сеть стоматологий, то врачи-стоматологи как раз будут составлять такой отдел. Если фирма представляет собой банк, который имеет ряд представительств в других городах страны, то именно сотрудники, выполняющие все банковские операции с клиентами банка, будут входить в ту группу отделов, работу которых менеджер по управлению персоналом должен контролировать в первую очередь. В случае, когда фирма занимается оказанием рекламных услуг (продвигает товар клиента на рынок), в данную категорию будет входить рекламный отдел фирмы. В любом случае в зависимости от характера и содержания предпринимательской деятельности, которой занимается фирма, менеджер по управлению персоналом должен сделать выводы о тех структурных подразделениях компании, работу в которых он непрерывно будет контролировать.

В зависимости от деятельности фирмы работа других отделов тоже может стать первостепенной для менеджера по управлению кадрами. Менеджеру по управлению персоналом важно точно определить направления работы. Приведем в пример банк: успех в бизнесе будет зависеть от работы не только его сотрудников по обслуживанию клиентов, но и службы безопасности (охраны банка).

Во вторую очередь следует проверять работу всех вспомогательных и второстепенных отделов фирмы (например, юридического отдела, маркетологов, IT – и PR-специалистов). Работу таких подразделений, как столовые и охрана автостоянки, можно контролировать в последнюю очередь. Однако если, к примеру, фирма занимается автоперевозками (оказывает экспедиционные услуги), то вопросы охраны и обслуживания транспорта фирмы будут иметь первостепенное значение.

Помимо оценки работы персонала каждого отдела, необходимо проверять работу и руководителя отдела. К руководителям (директорам и их заместителям) отделов следует предъявлять повышенные требования. Если руководитель – личность харизматическая, то ему для улучшения производительности работы сотрудника достаточно похвалить его, показать иным образом, что данного сотрудника он заметил и отметил (во время совещания усадить на стул рядом с собой, пообедать с ним вместе и т. д.). Вовсе не обязательно сразу же повышать заработную плату или давать премию. Харизматичного лидера сотрудники всегда будут слушаться и стараться как можно больше выслужиться перед ним. В отношении руководителя отдела, помимо всех мероприятий, связанных с беседами и опросами, можно предложить ему ответить и на следующие вопросы:

  1. Пользуетесь ли вы уважением у своих подчиненных?
  2. Способны ли вы убедить людей в своей правоте?
  3. Обеспечиваете ли вы защиту своему окружению?
  4. Видят ли окружающие люди в вас наставника, учителя?
  5. горят ли у вас глаза, когда вы говорите о целях своей организации?

Каждое «да» из этого списка можно оценить в 20 «харизматических процентов». Если ответы на все вопросы положительны, тогда вы являетесь харизматичным на 100% (хотя не стоит забывать, что харизма – качество относительное). Руководитель не обязательно должен быть харизматической личностью, но он должен постараться ей стать, тогда его управление фирмой (доверенным ему отделом) станет более простым и эффективным.

В результате работы по оценке персонала менеджер по управлению персоналом должен тщательно проанализировать полученные данные, сравнить профессиональные и личностные компетенции сотрудников. Все компетенции, информация о которых поступает в распоряжение менеджера по управлению кадрами, можно разбить на девять групп (лучшие, средние, худшие) и представить в виде матрицы с девятью квадратами. Образец подобной матрицы будет приведен в приложении к настоящему вопросу книги. Затем следует провести характеристику сотрудников различных групп и можно приступать к разработке плана работы с каждой группой.

Сводный отчет о результатах оценки можно представлять по группам (блокам) в зависимости от того, сколько подразделений у компании (филиалов). Получится отчет по каждому представительству или по каждому отделу и сводный, т. е. общий, отчет по всей фирме. Во все отделы (филиалы) компании необходимо разослать компакт-диски с информацией о проведенном исследовании. Каждый сотрудник, прошедший тестирование, получает письмо с графиком его компетенций, чтобы сравнить свои результаты с «эталонными показателями». Зачем это нужно? Объясним. Допустим, сотрудник – менеджер по продажам – набрал низкий балл в оценке личностной компетенции. Основная причина – низкий уровень коммуникабельности. Оценочная информация поможет человеку почувствовать свое слабое место и понять, что если он хочет и дальше работать с людьми, то выход один – менять себя, причем ему будет предоставлена возможность пройти тренинг делового и личного общения. Подобные письма следует направлять каждому сотруднику, прошедшему тестирование, даже тем, кого по результатам таких тестирований ждут неутешительные результаты, в противном случае такие сотрудники могут заранее пойти на конфликт.

В качестве основных результатов оценки персонала можно выделить следующие показатели, которые позволяют определить работу персонала фирмы по таким направлениям, как:

  1. общая картина профессиональной подготовки и личностно-деловых качеств по категориям должностных позиций (таким, как руководители, специалисты, ведущие специалисты и службы);
  2. общая картина профессиональной подготовки и личностно-деловых качеств по регионам;
  3. работа дифференцированных по группам сотрудников в соответствии с уровнями личностно-деловых качеств и профессиональной подготовки;
  4. общая картина индивидуальных профилей сотрудников по профессиональным и личностно-деловым компетенциям.

На основе полученных данных руководство компании (менеджер по управлению персоналом) могут объективно оценить потенциал человеческих ресурсов и принять решение, в каком ключе его развивать, разработать программы профессионального обучения и психологической корреляции сотрудников, индивидуальные программы карьерного продвижения.

Приведем пример опросного листа, который руководитель отдела фирмы должен самостоятельно заполнить в отношении каждого сотрудника. Перечень вопросов, предложенных в нем, позволяет сделать вывод о серьезности отношения сотрудника к работе. При этом руководителю отдела вовсе не обязательно сообщать о цели проведения опроса, достаточно только ответить на вопросы в отношении каждого сотрудника (оценить) по следующим позициям:

  1. сходится ли отношение сотрудника к работе с основной политикой (идеей) фирмы;
  2. проявил ли смекалку для улучшения собственной работы;
  3. проявил ли стремление к повышению уровня необходимых знаний;
  4. доложил (сообщил) ли руководителю о процессе достижения цели;
  5. ответственно ли выполнил свою роль и достиг ли цели.

В данном опросном листе всего пять вопросов, однако они в полной степени отражают отношение сотрудника к выполняемой в фирме работе. За каждый ответ «да» можно проставлять 20 %, за каждый ответ «нет» – ничего. Если руководитель считает, что сотрудник проявил опрашиваемое качество, но достаточно слабо, или затрудняется с ответом, поскольку дать точно отрицательный ответ невозможно, то сотруднику за каждую такую характеристику можно ставить 5 %. В итоге, если сотрудник набрал 80 % и более, это означает, что его уровень ответственности довольно высокий, неплохие результаты и от 65 % до 80 %.

Следующий пример контрольного листа заполняют и руководитель отдела, и сотрудник дважды за год. Этот опросник позволяет выяснить оценку со стороны окружающих и самооценку сотрудников. Опросник заполняется на предмет того, достигал ли сотрудник поставленных перед ним задач за отчетный период? Ответа может быть только два: точно «да» и «выложился не до конца», следовательно, не полностью решил проблему.

Основные показатели (вопросы), по которым можно проверить сотрудника, могут быть такими:

  1. сходится ли видение сотрудника с основной идеей и видением компании;
  2. понимал ли политику управления и маркетинга компании;
  3. проявил ли волю и активность при достижении цели;
  4. смог ли использовать связи вне компании так же умело, как и внутри компании;
  5. учитывал ли степень важности и приоритеты при выполнении работы, уделял ли больше времени более важным проектам;
  6. проявил смекалку при использовании методов и способов, необходимых для достижения цели;
  7. проводил ли работу при помощи управленческого цикла (план – действие – оценка результата);
  8. довел ли до сведения, сообщил, посоветовался ли с руководителем;
  9. проводил ли работу самостоятельно и независимо (ни разу не полагался на руководителя и коллег).

Кроме того, сотруднику и его руководителю можно оставить место в листе-опроснике для заполнения сотрудником и руководителем особых моментов (для сотрудника это задачи, которые, по его мнению, он сам выполнил, для руководителя таким особым моментом может стать указание на то, какие стороны, на его взгляд, улучшились у сотрудника за отчетный период).

Предлагаем вам контрольный лист-опросник, который позволяет выяснить уровень стремления сотрудника к достижению установленных целей (не реальный показатель результатов работы, а внутреннюю мотивацию сотрудника). Работать с данным листом нужно следующим образом: его должен заполнять начальник отдела в отношении каждого сотрудника по итогам каждого месяца, затем в конце финансового года сотруднику следует представить все результаты листа-опросника, с тем чтобы он смог дать свои письменные комментарии (возможно, оценку, другие пояснения) по каждому пункту опросника. Также возможен вариант, при котором каждый сотрудник, помимо руководителя отдела, будет заполнять данный опросник и сразу же каждый отчетный месяц давать оценку (комментарии) по всем позициям опросника. В таком случае знакомить его с результатами опроса, проведенного начальником, вовсе не обязательно. На наш взгляд, второй вариант более приемлем. Он позволяет заодно и проверить отношения между руководителем и сотрудниками отдела.

Ключевые слова: Оценка, Кадры
Источник: Батяев A. A., Идеальный персонал
Материалы по теме
Классификация методов оценки персонала
Корнюшин В.Ю. Оценка и аттестация персонала
Цели и подходы оценки управленческого персонала
Корнюшин В.Ю. Оценка и аттестация персонала
Понятие традиционных методов оценки персонала
Корнюшин В.Ю. Оценка и аттестация персонала
Количественные методы оценки персонала
Корнюшин В.Ю. Оценка и аттестация персонала
Цели системы оценки персонала в организации
Шекшня С.В., Управление персоналом современной организации
Качественные методы оценки персонала
Корнюшин В.Ю. Оценка и аттестация персонала
Методы оценки работников
Щёкин Г.В.Теория и практика управления персоналом.2003
Процесс оценки персонала организации
Корнюшин В.Ю. Оценка и аттестация персонала
Оставить комментарий