Общие характеристики продуктивности памяти

К общим характеристикам продуктивности памяти относятся объем, готовность и точность, скорость запоминания и забывания.

Объем памяти - это интегральная характеристика, характеризуемая количеством запоминаемых, сохраняемых и воспроизводимых образов при определенных условиях их восприятия. Различают объем памяти на запоминание статических и динамических сигналов. Второй - с хранением самой последовательности и отслеживаний ее изменений во времени.

Объем сенсорной памяти зависит от модальности (типа сенсорной системы, которая в данный момент осуществляет прием сигналов) и способа предъявления сигналов. После кратковременного восприятия в сенсорной памяти в течение долей секунды сохраняется практически вся поступившая информация. Но уже через пару секунд в этой памяти сохраняется лишь около восьми сигналов, которые поступают в кратковременную или оперативную память.

Объем кратковременной и оперативной памяти определяется количеством символов, воспроизводимых сразу же после однократного их предъявления. Согласно магической формуле "семь плюс-минус два", он для «среднестатистического» человека составляет 5-9 символов. Установлено, что объем этой памяти ограничен не количеством информации вообще, а длиной последовательности стимулов, или «кусков информации», не зависящих от содержания.

Дж. Миллер (США), объясняя суть кратковременной памяти, провозгласил «принцип кошелька». Все свои деньги человек должен носить в кошельке, вмещающем только 5-9 монет. Но монетами могут быть и центы, и доллары. Если ему нужно запомнить больше материала, то он должен положить в кошелек доллары, которые содержат больше информации.

Другими словами, объем кратковременной памяти слабо зависит от информационного содержания запоминаемых сигналов, ибо эта память имеет дело с символами, а не с содержательной стороной информации. Этот факт иллюстрируется диаграммой изменения объема памяти в зависимости от средней информации на символ при различной природе входных сигналов. Цифры над прямоугольниками означают площадь объема памяти и соответствуют количеству информации, которая запомнилась, цифры слева - количество усвоенных стимулов, цифры под прямоугольниками означают количество информации, приходящейся на один стимул.

В долговременной памяти выделяют относительный и абсолютный объемы. Относительный объем долговременной (V) памяти оценивается по формуле: V = Nстим. / Nповт.
где Nстим. - число стимулов (или количество информации) сохранившихся в памяти спустя некоторое время после их предъявления (обычно это время составляет не менее 30 мин) Nповт. - число повторений, необходимых для запоминания.

В диагностике памяти иногда не учитывают число повторений AW, ограничиваясь однократным предъявлением стимульной информации. Относительный объем памяти зависит от информативности стимула. Это видно из сравнения величин площадей прямоугольников, характеризующих относительный объем долговременной памяти при восприятии сигналов различной информативности.

Относительный объем долговременной памяти (V) обусловлен и количеством запоминаемой информации.

Что же касается абсолютного объема долговременной памяти, то здесь все сходятся на одном: эта память имеет огромный объем, используемый человеком не более чем на 30% за всю его жизнь. Теоретические расчеты показывают, что общий объем долговременной памяти составляет 2,8*1020 двоичных единиц (бит). Это эквивалентно запоминанию более чем 100 ООО энциклопедических статей, овладению шестью иностранными языками, усвоению программ трех вузов.

О том, как далеки подобные суждения от реальности, можно судить по результатам наблюдений. Так, 60-летнему бизнесмену Н. Поэлсону (США, 1989) удалось запомнить текст поэмы Гомера «Илиада» общим объемом более 600 страниц.

Александр Македонский знал в лицо всех своих солдат (это тысячи и тысячи лиц!). Чемпион мира по шахматам А. Алехин давал сеансы одновременной игры на 40 досках. В.А. Моцарту достаточно было прослушать музыкальное произведение лишь один раз, чтобы точно воспроизвести его.

Известны десятки примеров людей «чудо-счетчиков», оперирующих огромными числами. Вот один из них. Одиннадцатилетнему мальчику Б. Гаджански (г. Зренянино, бывшая Югославия) сформулировали следующую задачу для устного решения - извлечь корень второй степени из числа 348 517 368 454 361 458 872. На решение задачи потребовалось менее минуты.

Интересно, что свои способности никто из этих людей не мог объяснить, а некоторые из них были просто неграмотны и не умели читать.

Ясно одно: какие бы механизмы в этих феноменах ни задействовались, без механизмов памяти здесь не обойтись. Такие огромные возможности человеческой памяти оказываются зарезервированными вследствие того, что процесс запоминания обусловлен не только одной характеристикой - его объемом. Выше указывалось, что ПреЖДе Чем попасть в мозг на хранение информация проходит длинный путь, где неизбежны потери.

Готовность памяти отражает степень легкости воспроизведения образов, необходимость в которых возникает в данный момент- Эта характеристика очень важна в процессах принятия экстренных решений (при решении управленческих задач или при поиске выхода из чрезвычайной ситуации). В любой подобной обстановке необходимо прежде всего вспомнить информацию, способствующую разрешить проблемную ситуацию. И тот, кто быстрее извлечет из памяти актуальную информацию, получит преимущества при решении проблемы.

Точность памяти характеризует правильность воспроизведения образов с требуемым уровнем детальности. Так японец Х. Тамайора (1991)правильно воспроизвел по памяти первые предъявленные ему для запоминания 40 000 чисел. Сеанс на запоминание длился более 17 ч.

Скорость запоминания измеряется количеством повторений, необходимых для сохранения образа.

Скорость забывания измеряется временем, в течение которого образ сохраняется.

Ключевые слова: Память
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Материалы по теме
Объем и быстродействие памяти
...
Виды памяти. Их краткая характеристика
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Характеристика процессов памяти
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Память младших школьников
Абдурахманов Р.А., История психологии
Приемы улучшения и развития памяти
Сухарев В. - Психология интеллекта
Память и обучение. Модусы обучения
Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012...
Различие в памяти у девочек и мальчиков
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Процедурная и декларативная память
...
Оставить комментарий