Общение и общительность

Общим критерием избирательности в общении выступают потребности, которые человек удовлетворяет в процессе взаимодействия с другими людьми. Среди многообразия социальных потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребности в стимуляции, событиях, узнавании, достижении и признании, структурировании времени (М.Е. Литвак):

  • потребность в стимуляции удовлетворяются, когда общения инициирует активность человека, его стремление к действиям, поднимает эмоциональный тонус.
  • Потребность в событиях приносит удовлетворение от получения новых впечатлений, определяющих динамику жизни.
  • Потребность в узнавании удовлетворяется каждый раз, когда человек встречает знакомых людей. При узнавании происходит социальное подтверждение личности со стороны других людей, тем самым подтверждается его самоидентификация.
  • Потребности в достижениях и признании связаны с позитивным переживанием чувства собственного достоинства человека и самоуважением.
  • Потребности в структурировании времени удовлетворяются на основе индивидуальной формы ритмичности жизнедеятельности человека, способами времяпрепровождения, которые он выбирает.

Полноценность общения определяется качеством потребностей, удовлетворяемых в его процессе, а так же зависит от отношения участников взаимодействия друг к другу. При этом позитивными факторами являются, принадлежность к одному социальному слою, одной возрастной категории, наличие общих интересов.

Умение находить оптимальные способы общения, ведущие к развитию доброжелательных отношений, характеризует общительность человека.

Общительность – это качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми.

Коммуникабельность – способность, склонность к коммуникации, установлению контактов и связей. Коммуникация – понятие близкое к понятию общение, но расширенное. Это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Коммуникативный акт анализируется и оценивается по следующим компонентам:

  1. адресант – субъект коммуникации.
  2. адресат – кому направлено сообщение.
  3. сообщение – передаваемое содержание.
  4. код – средства передачи информации.
  5. канал связи.
  6. результат – то, что достигнуто в итоге коммуникации.

Коммуникация может обслуживаться и неречевыми средствами; среди них выделяются:

  1. оптико-кинестетические средства – жесты, мимика, пантомимика.
  2. паралингвистические средства – качества голоса, его диапазон, тональность.
  3. экстралингвистические средства – паузы, плач, смех, темп речи, и пр.
  4. пространственно-временные – взаиморасположения партнеров, временные задержки начала общения и др.

Повышенный интерес к происходящему в окружающем мире проявляет экстравертированный тип личности. Как правило, экстраверты быстро вступают в контакты с другими людьми, занимают ведущую позицию в общении, а так же с легкостью переключаются на общение от др. занятий.

Сформированная в личности направленность на человека способствует успешности общения, если в ней проявляется отношение, которое порождает ориентировку на положительные качества в другом человеке. Однако для того, чтобы грамотно общаться, человек должен иметь в своем интеллекте, а так же в своих эмоциональных и волевых сферах целый ряд характеристик.
 
К интеллектуальным характеристикам относятся: хороший объем, устойчивость и распределение внимания, наблюдательность по отношению к окружающим людям, хорошая память, способность анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, умение ставить себя на место другого человека.

Условием успеха во взаимоотношениях является соответствующая воспитанность эмоциональной сферы личности, которая, прежде всего, проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям, радоваться и огорчаться вместе с ними. Регуляция волевой сферы человека проявляется в его уравновешенности, умении управлять своим поведением в различных ситуациях.

Ключевые слова: Общение
Источник: Стасенко В.Г., Психология общения
Материалы по теме
Разновидности делового общения
Энциклопедия начинающего предпринимателя: Практические рекомендации. В. М. Емельянов, — М.:...
Место и природа межличностных отношений
Андреева Г.М., Общение и межличностные отношения
Общение влюбленных
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Коммуникативные барьеры в деловом общении
Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий
Умение слушать, что говорят другие
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Этапы процесса общения
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Виды общения
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Особенности общения дошкольников
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Оставить комментарий