Общее представление о личности

В повседневном общении, употребляя термины «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», люди увязывают их с определенными качествами, характерными для того или иного человека. Примечательно, что собеседники понимают друг друга, хотя большинство из них никогда не интересовались точным содержанием этих понятий.

Термин «человек» наделяет любого представителя людского рода всей совокупностью характеристик, свойственных людям вообще. При этом у отдельно взятого конкретного человека некоторые из этих характеристик могут и отсутствовать. Этот термин не несет информации о том, имеется в виду бескорыстный или жадный, смелый или трусливый, общительный или замкнутый, вспыльчивый или выдержанный человек. Произнося слово «человек», мы лишь выделяем себя из многочисленных групп других живых существ.

С понятием «личность» дело обстоит сложнее. В христианстве, например, личность понимается как особая сущность, как синоним нематериальной души. В далекие времена слово «личность» связывалось с маской («личиной»), позволявшей актеру театра играть ту или иную роль на сцене. Было и такое время, когда за стенами театра личностью называли человека недостойного, злого, клеветника, «козла в очках», (по А. С. Пушкину).

В научной психологии понятие «личность» появилось в начале XX в. Оно породило множество взглядов на его сущность. Известный американский психолог Г. Олпорт насчитал около 50 определений личности, сформулированных представителями различных психологических школ и научных течений. Даже после выхода в свет в 1921 г. книги немецкого психолога В. Штерна «Психология личности - дифференцированная психология» несколько поколений психологов тщетно пытались дать полное и точное описание личности. Содержание данного понятия столь расплывчато, что А. Ребер, автор серьезного «Большого толкового психологического словаря», определил личность как «один из классических заголовков в психологии». При этом добавил, что «мудрый автор использует его как название главы и затем свободно пишет об этом, не принимая на себя никакой ответственности за определения, если они и представлены в тексте».

Отсутствие единого мнения по обсуждаемому вопросу характерно и для современной психологии, хотя в отечественной психологии понятие личности наряду с такими понятиями, как «общение», «деятельность», «отражение», относится к базовым. Это обусловлено прежде всего сложностью понятия «личность». Личность человека находится в сфере влияния отношений самого различного характера (межличностных, производственных, политических, правовых и др.). В этой связи накопление знаний по психологии личности зависит от успехов других человековедческих наук - социологии, права, физиологии, философии и т.д.

Не последнее место в «параде» взглядов на личность занимает теоретическая предрасположенность ученых, ведущих разработку личностной тематики. Различные представления о структуре и функционировании психики человека порождают различные модели личности. Более того, недостаток методов объективного исследования психики приходится компенсировать рассуждениями умозрительного плана, что также не способствует интеграции знаний о личности. Отсюда - фрагментарность сведений о личности, отсутствие единой терминологии по ее структуре, большое количество несводимых друг с другом методик исследования.

В результате сложилась ситуация, когда имеющиеся на данный момент определения личности не могут быть признаны полными, охватывающими все ее стороны. Каждое определение, учитывая какую-то одну, значимую сторону психики, оставляет в стороне другие. Именно поэтому каждое определение дает лишь приближенное представление о личности (ее модель). Вместе с тем в рамках тех или иных взглядов каждая модель теоретически обоснована авторами и имеет право на существование. Ведь, по словам Б. Паскаля, одной истины никогда не будет достаточно, потому что мир сложен.

Бессмысленно искать определение личности путем усреднения по множеству уже имеющихся. Но без определения невозможно продвижение по пути познания. В большинстве случаев в понятие «личность» включают достаточно устойчивые и значимые качества человека, приобретаемые им в процессе деятельности и общения в среде себе подобных. Человек становится личностью, но не рождается ею. Природа создает человека, а личностью его делает общество.

Понятие личности в психологии нейтрально в том смысле, что оно не несет в себе конкретной качественной оценки человека. Под личностью не следует понимать что-то сильное, активное, мужественное, выносливое и несгибаемое. Личность - это то, что принадлежит герою и преступнику, неудачнику и «везунчику», гению и бездарности. Это то, чего достигает человек в повседневном взаимодействии с окружающим его миром. Человек сам формирует свою личность.

Носителем личности является индивид. Это понятие рассматривает человека как единичное природное существо, как представителя человеческой общности, появившегося в результате исторического (филогенетического) и социального (онтогенетического) развития, как продукт синтеза врожденного и приобретенного. В повседневности под индивидом обычно понимают отдельного человека, обладающего свойствами, которые имеются у других людей, а также такими свойствами, которые у других отсутствуют.

В тех случаях, когда имеется необходимость подчеркнуть неповторимость личности, своеобразие индивида, используют термин «индивидуальность». Индивидуальность дает возможность провести четкое различие одного человека от другого. Это самая «прицельная» характеристика данного человека. Индивидуальность - это характеристика оригинальности, своеобразия личности в интеллектуальной, эмоциональной или в какой-либо.другой сфере психической деятельности. В понятие «индивидуальность» включаются только те свойства индивида, которые выделяют его из среды других, делают его заметным.

Ряд психологов подчеркивают неправомерность сведения индивидуальности человека лишь к его особенностям, заложенным в темпераменте, способностях и характере. По их мнению, индивидуальность вырастает из общей культуры человечества и обязательно включает в себя такие понятия, как «личная свобода», «личная ответственность», «проблема выбора» и «совесть». «Каждый отдельный человек -целый мир, рождающийся, умирающий вместе с ним, под каждым надгробным камнем - история целого мира», - заметил Г. Гейне.

Об индивидуальности можно говорить, когда человек осознает себя, чувствует свою неповторимость, планирует свое будущее, стремится более полно раскрыть и реализовать свои возможности. Именно осознание своей индивидуальности дает индивиду чувство личной свободы, неразрывно связанной с личной ответственностью за все принимаемые решения и поступки.. Считается, что индивидуальность особенно четко осознается человеком в кризисные периоды его жизни, в ситуациях кардинальных перемен в обществе. Различные взгляды на сущность индивидуальности лишь подчеркивают важность и незавершенность данной проблемы. Собственно, эта проблема всегда была острой: идеалу индивидуальной свободы противопоставлялся идеал всеобщего счастья на основе равенства между людьми. Многим было непонятно, что это - две стороны одной и той же медали.

Обычно индивидуальность ярко проявляется в ..какой-нибудь доминирующей стороне личности, «кричащей» о ее оригинальности. Индивидуальные особенности человека остаются «немыми», скрытыми до тех пор, пока человек не начнет действовать. Именно в активном состоянии проявляется его индивидуальность. Высокий интеллект конкретного человека будет оставаться тайной для всех до тех пор, пока ему не представится возможность проявить себя в совместной деятельности с другими людьми.

Таким образом, индивидуальность можно рассматривать как личность «на марше жизни».

Диапазон разногласий по понятиям «личность» и «индивидуальность» можно свести к следующим противоположным друг другу тезисам:
-понятие «индивидуальность» шире, чем понятие «личность», ибо включает в себя все, что резко выделяет данного человека из множества других (здесь и генетически обусловленные особенности человека, и биологические свойства и качества, приобретенные в результате социального опыта);
-понятие «индивидуальность» уже, чем понятие «личность», ибо включает ограниченный набор природных свойств. Более того, чтобы индивид обрел индивидуальность, ему надо стать личностью, так как свою индивидуальную неповторимость человек может проявить только среди людей, т.е. там, где и рождается личность.

Ключевые слова: 

Отправить комментарий