Общая система психологических наук

Структура современной психологической науки сложна. Она включает ряд научных направлений, имеющих высокую автономность исследований. Психология весьма плодовита: она порождает новое научное направление через каждые 4-5 лет. Характерно, что «старые» направления мирно сосуществуют с новыми, живут в психологической семье полнокровной «параллельной» жизнью. При всем своем равноправии направлений в структуре психологии можно выделить фундаментальные, прикладные, общие и специальные науки.

По своей направленности, по непосредственному отношению к практике психологические науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные психологические науки создают информационную базу для понимания психики людей безотносительно к тому, к какой народности они принадлежат, где проживают, чем занимаются и т. п. Фундаментальные науки - это источник универсальных знаний, касающихся индивидуально-личностных характеристик человека, его поведения и деятельности. К числу фундаментальных психологических наук относятся, например, общая психология, социальная психология, дифференциальная психология, психология развития.

Прикладные психологические науки порождены запросами практики и добросовестно служат ей в повседневной жизни, помогая решать текущие проблемы, возникающие в жизни людей. Примерами прикладных наук могут служить юридическая психология, психология труда и инженерная психология, педагогическая психология, медицинская психология, психология управления.

По критерию количества потребителей результатов исследований психологические науки иногда подразделяют на общие и специальные.

Общие психологические науки ставят, решают проблемы и получают результаты, в которых заинтересованы все другие отрасли. Их «продукция» играет интегративную роль в системе психологических наук. Полноправным представителем этого класса психологических наук является общая психология. Общие закономерности протекания психических познавательных процессов, например выявленные в рамках общей психологии, используются при создании методик обучения детей в школе (педагогика), методик восстановления нарушенной памяти (медицина), методик специальной подготовки операторов сложных систем управления (техника). А деятельностный подход к исследованию психики человека, о котором пойдет речь далее, положен в основу изучения объектов всех специальных психологических наук в отечественной психологии.

Специальные психологические науки решают проблемы, касающиеся вполне конкретных групп психических явлений в социальной жизни, педагогической сфере, медицине, технике и т. д.

Все эти разновидности научных отраслей меньше всего связаны между собой отношениями субординации и перед ними не стоит вопрос «кто главнее». Это взаимопроникающие отрасли, стимулирующие научный прогресс психологии через свои региональные интересы, через постановку друг перед другом проблем, подлежащих решению во имя глобальных интересов Ее Величества Психологии. И все же особая роль в системе психологических наук отводится общей психологии.

Ключевые слова: Наука
Материалы по теме
Теория каузальной атрибуции
Абдурахманов Р.А., История психологии
Связь педагогики с другими науками
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Определение предмета психологии
Штейнмец А.Э., Общая психология
Современное состояние психологического знания
...
Направления и отрасли психологии
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Определение, предмет и методы политологии
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Развитие педологии как науки
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Оставить комментарий