Особое место в познавательной деятельности человека занимает мышление.
"Мышление - это психические процессы отражения объективной действительности, составляющие высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход от "явления к сущности"
Леонтъев А.Н. Мышление // Избранные психологические произведения. М., 1983. Т.2. С.79.
Путем специфического взаимодействия субъекта с познаваемым объектом оно позволяет перейти границы непосредственно-чувственного познания и на основе чувственно полученных данных осуществить
"более полное и многостороннее мысленное восстановление объекта, реальности, действительности"
Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. С.278..
Главная задача мышления состоит в том, чтобы, во-первых, определить в понятиях природу изучаемых явлений, и, во-вторых, исходя из существенных свойств предметов или явлений, фиксированных в понятиях, объяснить, как они проявляются в чувственно наблюдаемом мире.
Сущность мышления можно понять только в том случае, если рассматривать его не как свойство, принадлежащее отдельному индивиду, а как общественно-историческую деятельность, материализованную в предметах и продуктах человеческой культуры, объективизированную в средствах и формах общения человеческого общества с объективным миром.
Принципами и схемами работы человеческого мышления являются всеобщие формы совместной практической деятельности людей, подчиняющейся объективным закономерностям, представленные в виде орудий и знаков.
"Мышление обнаруживает свою силу и деятельную энергию ...во всем процессе созидания культуры..., включая сюда орудия труда и статуи, мастерские и храмы, фабрики и государственные канцелярии, политические организации и системы законодательства"
Илъенков Э.В. Диалектическая логика.
Общественно выработанные способы преобразования предметного мира представляют собой такие действия, с помощью которых возможно вычленение всеобщих связей и отношений изучаемых предметов и явлений. Освоение этих всеобщих связей и отношений, придание им формы понятий (формы идеального) происходит прежде всего не в мыслящей голове субъекта, а в формах его практической деятельности, соответствующих общественно выработанным способам преобразования данного объекта, т.к.
"чтобы понять - надо построить, практически воссоздать изучаемое явление"
Шимина А.Н.
Результатом такой деятельности является выделение обобщенного способа практического действия, который переносится в субъективный план и становится способом мышления человека. Сформированные при этом понятия "выступают как мысленные образования, заключающие в себе двуединую сущность: они воспроизводят сущность отражаемого фрагмента действительности и в то же время являются формой мысленной деятельности", одновременно отвечая на вопросы, что и какими способами отражается в сознании человека.
"Понятие является схемой воспроизведения, репродуцирования вещи в деятельности, т.е. построения формы деятельности, адекватной форме вещи".
Основными признаками мышления человека являются опосредствованностъ и обобщенность, раскрывающие в процессе отражения объективной действительности знания о существенных связях и отношениях реального мира.
Опосредствованный характер познавательной деятельности возникает у человека в процессе развития речи (слово опосредствует отражение окружающего мира), "при усвоении общественно выработанных систем сенсорных эталонов", которые способствуют более точному и глубокому пониманию различных свойств конкретных предметов; при использовании моделей, схем, позволяющих в наглядной, доступной форме воспроизводить скрытые свойства и связи предметов и явлений. Использование в познавательной деятельности человека всевозможных моделей дает возможность раскрыть сущность их отношений с оригиналом и сформировать "два тесно связанных между собой плана отражения - план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты". Построение моделей требует выполнения особых познавательных действий, носящих пробующий характер, отбирающих нужный для данной модели материал.
Средства мышления, способствующие отражению внутренних существенных связей предметов и явлений, обусловливают и обобщенный характер мышления. Овладевая этими средствами, человек может обнаруживать такие же связи и отношения в ряде внешне различных предметов и явлений, т.е. может обобщать их.
Обобщенность мышления проходит в своем развитии ряд этапов: самые простые формы обобщения проявляются у человека в процессе выполнения предметных манипуляций в бытовой деятельности в виде функционального опыта, затем обобщенность становится "функционально-вещной", позволяющей выделить связи между способом действия и средством его осуществления, при этом орудие действия приобретает смысл знака действия. С развитием речи обобщение выражается и фиксируется в словесных обозначениях (Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978.).
Мышление человека в своем развитии проходит
- допонятийную (конкретно-действенное и наглядно-образное мышление),
- понятийную стадии.
Каждый из видов допонятийного мышления имеет свои особые функции и средства, направленные на достижение определенных целей. Так, основные функции наглядно-действенного мышления заключаются "в получении исходных сведений о скрытых свойствах объекта, выявляемых в ходе его практических преобразований". Средством анализа любой предметной области, в которой человек действует на основе наглядно-действенного мышления, выступают пробующие, поисковые действия. Для успешного осуществления таких действий особенно важно умение производить анализрезулътатов каждой пробы, осуществлять их оценку с точки зрения условий решаемой задачи.
Наглядно-образное мышление формирует у человека способность оперирования образами предметов и действий, которые возникают у них через умение "различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты". Такие модели дают человеку средства анализа скрытых сторон исследуемой ситуации.
Все виды допонятийного мышления, выступая в тесной связи с понятийным мышлением, образуют единый процесс познания объективно существующего мира.
Понятийное мышление дает возможность отражать реальный мир путем выявления общих, существенных признаков предметов и явлений, фиксируемых в понятиях. Конституирующими моментами любого понятия:
"являются, во-первых, наличие существенных признаков, позволяющих однозначно отличить один класс предметов от других, во-вторых, словесное выражение смысла, в-третьих, этот смысл не обязательно связан с наличием наглядных образов, а может иметь отвлеченный, абстрактный характер".
Процессы образования понятий как основной формы мыслительной деятельности тесно связаны с процессами мысленного обобщения человека, возникающими в ходе обучения и воспитания.
В современной возрастной и педагогической психологии проводится значительное количество исследований, направленных на изучение особенностей формирования понятийного мышления школьников, в том числе и младших школьников, в процессе преподавания различных учебных предметов. В исследованиях, выполненных под руководством В.В. Давыдова, показано, что понятийное мышление у школьников может формироваться на эмпирическом или на теоретическом уровне, дан анализ этих видов мышления, показаны особенности их развития и формирования.