Общая характеристика Интернет-коммуникации

Интернет — сравнительно новое, динамично развивающееся средство массовой коммуникации. Стандарт WWW (World Wide Web), включающий в себя возможность просматривать сайты и обмениваться сообщениями электронной почты, был утвержден консорциумом разработчиков 17 мая 1991 г. Именно эту дату можно считать днем рождения Интернета в нашем привычном понимании. До этого момента существовала только возможность обмениваться сообщениями по электронной почте.

В Советском Союзе создание Глобальной компьютерной сети датируется 1 августа 1990 г., когда компания «Редком» объединила несколько своих сетей на территории СССР в одну. В том же месяце состоялись первые сеансы связи компьютерной советской сети с международной по телефонному каналу, а 19 сентября 1990 г. был зарегистрирован домен SU для советских пользователей операционной системы UNIX. Эту дату можно считать датой рождения советского Интернета. Несмотря на то что он был только «почтовым», научное сообщество поражала скорость передачи данных: письмо в США доходило всего за час, в отличие от обычной авиационной или морской почты, на которую уходило от нескольких дней до нескольких недель.

Далее последовал распад СССР. Однако советский Интернет существовал, и поскольку сосредоточен он был главным образом на территории России и даже Москвы, постольку постепенно стал российским. Датой рождения российского Интернета можно считать 7 апреля 1994 г. — в этот день Международный информационный центр InterNIC официально зарегистрировал национальный домен RU для Российской Федерации1.

В наши дни Интернет представляет собой «сеть сетей». в состав которой входит более 100 ООО сетей из 100 стран. Мировая статистика такова: число пользователей Интернета составляет около 700 млн чел.; число почтовых ящиков e-mail в мире примерно 1 млрд единиц; общее число отправленных по e-mail писем превышает 40 млрд в день (Шабшин, 2005).

По прогнозу канадской фирмы Angus Reid Group, число пользователей Интернета в мире еще к 2005 г. должно было возрасти до 1 млрд, но сегодня понятно, что эта цифра увеличилась как минимум на 20 % от прогнозируемой.

В России доступ к Сети имеют более 14 млн чел. Ожидалось, что в 2004 г. Россия сможет преодолеть 10 %-ный барьер в пользовании Всемирной сетью, т. е. доступ к Сети будут иметь не менее 10 % населения страны. Этот прогноз оправдался. Количество российских пользователей Интернета ежегодно возрастает на 35—40 %. К 2011 г. количество пользователей Интернета в России достигло более 50 млн чел.

Интернет от других средств массовой коммуникации многое отличает:
1) отсутствие централизованной организационной структуры. Интернетом как целым никто не владеет и никто не управляет. В нем нет организованной цензуры;
2) высокая скорость распространения информации. Появившееся на сайте информационного агентства сообщение может быть мгновенно растиражировано другими Интернет-изданиями, а затем электронными (радио, ТВ) и печатными (газеты, журналы) СМИ;
3) информация в Интернете распространяется сетевым образом, подобно тому как расходятся анекдоты и слухи. Интернет обладает сходными свойствами с механизмом действия толпы: и в том и в другом случае имеется реализующийся по-разному технически феномек не управляемой никем структуры и «случайной среды» (Герасимюк, Соломович, 2002);
4) высокая интерактивность коммуникации в Интернете, что означает возможность (Шабшин, 2005):

  • вступления в прямой диалог с аудиторией и получения от нее обратной связи в режиме реального времени;
  • общения представителей данной аудитории между собой (например, на новостном сайте появляется сообщение, которое потом обсуждается на форуме).

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие системы, использующие Интернет в качестве «транспортного средства»:

  1. WWW (также World Wide Web, W3, Всемирная паутина) — глобальная гипертекстовая система, дающая доступ к информации, на характер которой пользователь Сети (user) может интерактивно влиять с помощью гипертекстовых ссылок, позволяющих переходить от одного документа к другому независимо от их удаленности и по мере необходимости. Документы в WWW могут быть не только текстовыми, графическими, но и программными, в которые пользователь может вводить свои данные, что делает эту систему интересной не только в качестве источника информации.
  2. Chat — текстовый или разговорный диалог двух и более пользователей в реальном времени. Позволяет проводить не только индивидуальное, но и групповое обсуждение проблем любого содержания.
  3. E-mail — электронная почта, система быстрой (по сравнению с обычной почтой) передачи текстовых и звуковых сообщений между компьютерами. В качестве обратной связи может быть использована не только субъективная информация респондента, но и результаты ее семантического анализа. Кроме высокого уровня анонимности дает партнерам по коммуникации время на обдумывание, редактирование, а значит, для дополнительной когнитивной работы над проблемой по сравнению с общением в реальном времени.
  4. Usenet — система так называемых «телеконференций», или «группы новостей». Своего рода групповая переписка, растянутая во времени (сообщения задерживаются в каталоге от 5 до 30 дней) с доступом всех пользователей. Каталог представляет собой очень широкий, постоянно пополняемый тематический список. Пользователь, выбравший интересующую его тему (подписавшийся на группу новостей), приобретает доступ к другому списку названий сообщений, упорядоченных по времени и взаимосвязям (иерархии); выбрав название, он получает текст сообщения или может добавить свое.

Очевидные особенности Интернет-коммуникации привели не только к фактически лавинообразному росту исследований различной дисциплинарной направленности в этой области, но и к тому, что в последние десятилетия компьютерное общение выделяется как особый вид дискурса и дискурсивной практики (Войскунский, 2000а). Функционирование компьютерного языка технически ограничено письменной формой речи, которая при этом стилистически неизбежно максимально приближена к неформальному устному разговорному стилю. Компьютерный дискурс интерпретируется как система, характеризующаяся следующими общедискурсивными признаками:

  • динамичностью и процессуальностью;
  • коммуникативностью;
  • персонифицированностью;
  • ситуативной обусловленностью;
  • коннотативностью;
  • социальной и культурологической маркированностью.

В различных типах дискурса эти свойства проявляются по-разному, определяя его как речеповеденческую систему. Кроме того, отмечено такое явление, как коммуникативная близость собеседников, где реальное физическое пространство не имеет значения.

Еще раз повторим, что существует целый ряд терминов, обозначающих коммуникацию посредством Интернет-технологий: виртуальная коммуникация, компьютерное общение, сетевая коммуникация, online-коммуникация и т. п К наиболее распространенным способам общения через Интернет относятся электронная почта (e-mail), чат, ICQ, форум или конференция.

По мнению А. Е. Войскунского (20006; 2010), Интернет-коммуникация представляет собой единство четырех процессов: в нем создается новая реальность, которая отражает объективную действительность, выражает субъективно-личностный мир и передает свое духовное содержание всем участникам. Большой интерес представляет попытка исследовать перечисленные выше процессы, понять, благодаря чему они становятся возможными, как протекают, какие закономерности при этом проявляются, т. е. разобраться в том, как при online-общении создается новая реальность, как она отражает объективную действительность, каким образом выражает субъективно-личностный мир собеседников.

Во многих исследованиях (Жичкина, 1999, 2001; Белинская, 2002; Войскунский, 2010) отмечаются общие особенности, которые имеет общение, опосредствованное Интернетом, и которые тесно связаны друг с другом:

  • Анонимность. Заключается в отсутствии достоверной информации о собеседнике или в неполноте информации о нем. Анонимность психологически освобождает пользователя от необходимости подлинной самопрезентации, т. е. соответствия в процессе коммуникации своему «реальному Я», и тем самым открывает возможность для конструирования альтернативных самопрезентаций. Отметим, что реализуется такая возможность не столько в деловой, сколько в неформально-развлекательной сфере, где люди нередко скрывают истинную информацию о себе или даже предоставляют ложную.
  • Физическая непредставленность. В сочетании с анонимностью открывает простор, с одной стороны, для предоставления о себе недостоверной информации, с другой — для фантазирования по поводу собеседника (опять же, прежде всего, при неформальном общении). В Интернете в результате физической непредставленности друг другу партнеров по коммуникации устраняется целый ряд существующих в общении барьеров, обусловленных, к примеру, полом, возрастом, социальным статусом, привлекательностью или непривлекательностью участников общения, а также степенью коммуникативной компетентности человека, точнее, ее невербальной частью (Жичкина, 2001). Нейтрализация в условиях сетевого общения рада барьеров, которые реально возникают в коммуникации (т. е. в «обычном» общении), по нашему мнению, составляет его важнейшую психологическую особенность, которая содержит в себе потенцию психотерапевтических возможностей. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях фактического отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.
  • Нерегламентированность поведения. Заключается в отсутствии четких правил online-коммуникации, особенно, разумеется, неформальной, что выражается в полной свободе выбора относительно завязывания и разрыва контактов, стиля коммуникации и т. д. Некоторые пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают нереализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения.
  • Снижение психологического и социального риска в процессе общения. Появляется вследствие его анонимности и полной безнаказанности. Проявляется в виде аффективной раскрепощенности, ненормативности и некоторой безответственности участников общения. Человек в Сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), т. к. риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.
  • Компенсаторная виртуальная эмоциональность. Подобным образом обозначается феномен, который выражается в том, что все те ограничения, которые в виртуальном пространстве сопутствуют эмоциональному компоненту общения, компенсируются возможностью активного использования разного рода значков, созданных специально для обозначения эмоций («смайликов»), или описания эмоций словами.
  • Использование разнообразных способов сетевой коммуникации («аська» — ICQ, e-mail, чат, форум и др.) и разнообразных способов самопрезентации (самоописание, анкеты, электронные визитки (Cell Of Personal Information, COPI), собственные Интернет-странички и т. д.).
Ключевые слова: Интернет, Коммуникация
Источник: Психология Интернет-коммуникации : учеб. пособие / Е. П. Белинская. — М. : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2013. — 192 с. — (Серия «Социальная психология»).
Материалы по теме
Тест оценки коммуникативных умений собеседника
Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. Челябинск, 2007.
Развитие коммуникации в филогенезе
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Межгрупповое взаимодействие и его феномены
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Внешний и внутренний конформизм
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Коммуникативная функция языка
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Коммуникационная деятельность
Соколов А.В., Введение и теорию социальной коммуникации
Коммуникации в менеджменте
Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС,...
Невербальная коммуникация: виды, характеристика
...
Оставить комментарий