Общая характеристика аналогии

Аналогия — это такое умозаключение, в котором мысль развивается от знания одной степени общности к знанию такой же степени общности, а заключение, вытекающее из посылок, носит вероятностный характер.

Например, французский экономист Альбер Афтальон, считавший возможным объяснить причину среднесрочного экономического цикла продолжительностью процесса производства во времени, использовал довольно удачную аналогию экономики с процессом растапливания печи. Смысл его рассуждений заключается в следующем. Сначала печь загружают углем. Поскольку сгорание угля происходит постепенно, помещение какое-то время не нагревается, а печь все более загружается топливом. Через некоторое время в помещении устанавливается нормальная температура, но печь продолжает отдавать тепло, и может случиться так, что спустя час жара станет невыносимой.

Точно так же в экономике для достижения желаемого уровня производства предметов потребления производятся предварительные затраты на изготовление средств производства. А. Афтальон использовал сравнение экономики с печью, чтобы подчеркнуть, что всякий рост спроса на предметы потребления способен вызвать гораздо более значительное расширение производства средств производства, в результате чего часть произведенных предметов потребления окажется на рынке излишней.

Как видно из примера, рассуждение в аналогии идет по следующей схеме: сравниваются предметы; на основании сходства этих предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих предметов и в других признаках.

Схематично умозаключение по аналогии выглядит так:

Объект А обладает признаками а, b, с, d.
Объект В обладает признаками а, b, с.
__________________________________
Вероятно, В обладает и признаком d.

В этой схеме а, b, с — общие существенные признаки для объектов А и В; d — переносимый признак.

Аналогия — это перенос информации с одного предмета (модели) на другой (прототип). Так, при анализе рыночной экономики широко применяется теоретическое моделирование, позволяющее исследовать экономические явления построением и изучением их условных образов, моделей. Изучаемый экономический процесс может быть описан словами (словесная модель), нарисован (графическая модель), выражен математически в виде уравнения или системы уравнений (математическая модель). Возможно и одновременное использование всех трех способов.

Математические модели позволяют устанавливать качественные и количественные зависимости переменных величин, с помощью которых описывается экономический процесс. При построении математической модели применяется метод абстракции: сохраняя главные функциональные зависимости и не учитывая второстепенные, модель воспроизводит упрощенные связи, что позволяет исследовать сложные экономические системы. В этом и состоит смысл моделирования. После построения математической модели необходимо проверить, насколько она соответствует реальным экономическим процессам. Если модель слишком упрощена, то полученные выводы теряют практическую значимость, если излишне сложна, то она не поможет разобраться в экономическом явлении.

В зависимости от уровня исследования различают макромодели, в которых объектом моделирования выступает экономика в целом или ее функциональные части, и микромодели, в которых изучаются поведение потребителя, деятельность фирмы. В этих моделях одни и те же экономические параметры могут играть различную роль. Так, для фирмы в условиях совершенной конкуренции рыночные цены являются внешним параметром, заданным рынком, в макроэкономических моделях эти же цены выступают как внутренние параметры системы.

Модели бывают статические, в которых анализируется экономическая система в определенный момент времени, и динамические, в которых на основе исходных данных прогнозируется развитие системы в будущем.

Различают балансовые и оптимизационные модели. При заданных внешних параметрах балансовые модели допускают единственный вариант решения. Примером может служить межотраслевой баланс общественного продукта. В оптимизационных моделях не только рассчитываются различные варианты использования ресурсов, но и по заданным критериям выбирается оптимальный вариант.

Выделяют линейные и нелинейные экономические модели. В линейных моделях параметры связаны между собой соответствующей зависимостью. Так, модель межотраслевого баланса общественного продукта представлена системой линейных уравнений, которая решается методами линейного программирования. Нелинейные модели, в которых зависимости между параметрами носят более сложный характер, требуют других методов решения.

Следовательно, в основе моделирования — одного из научных методов познания экономических процессов, лежит аналогия.

Логический переход в выводах по аналогии регулируется следующим правилом: “Если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов”.

Аналогия иногда может выступать в форме, напоминающей популярную индукцию. К примеру, студент прочитал повесть “Пядь земли” Григория Бакланова — понравилось, прочитал “Мертвые сраму не имут” — тоже понравилось. На этом основании он заключает, что и роман Бакланова “Друзья”, к чтению которого он только что приступил, окажется интересным.

В начале этого и подобных ему рассуждений утверждается, что каждый из встречавшихся ранее предметов некоторого рода имел определенное свойство. В заключение выражается предположение, что и следующий встреченный предмет этого рода также будет обладать данным свойством. Если бы, прочитав два-три произведения Г. Я. Бакланова и найдя их интересными, читатель пришел к мысли, что все произведения этого писателя интересны, — это была бы популярная индукция. В примере же с повестью “Пядь земли” от знания об отдельных объектах совершается переход к знанию еще об одном, опять-таки индивидуальном объекте.

Иногда аналогией называют рассуждение, заведомо не являющееся умозаключением по аналогии. Например, в сказке Л. Кэрролла “Алиса в стране чудес” есть такой диалог. Алиса спрашивает Чеширского Кота:

—    А откуда вы знаете, что вы не в своем уме?
—    Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна?
—    Допустим,— согласилась Алиса.
—    Дальше, — сказал Кот. — Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну а я ворчу, когда доволен, и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме.

Кот сравнивает свое поведение с поведением пса в тех же обстоятельствах, или, как обычно говорят, “проводит аналогию”. Однако рассуждение кота — это не умозаключение по аналогии. Аналогия требует, чтобы на основе сходства известных черт делается вывод о совпадении других черт. Этого в данном случае как раз нет.

Знания, полученные по аналогии, бывают неодинаковыми по своей обоснованности: в одних случаях заключения носят проблематичный характер, в других — достоверный.

Аналогия во всех случаях означает определенное сходство:

  • вещей; 
  • свойств;
  • отношений.

Но не всякое сходство есть аналогия. Например, два близнеца очень похожи друг на друга, но вряд ли можно сказать, что они являются “аналогами” друг друга. Аналогия — только частный случай сходства. Начало рассуждения по аналогии всегда требует установления определенного сходства. Сама аналогия — это всего лишь продолжение первоначального сходства, перенос его с известных свойств на неизвестные.

Как бы широко ни простиралось и как бы вольно ни истолковывалось сходство, оно никогда не будет полным и абсолютным. С чем это связано?

Дело в том, что умозаключение по аналогии, как и всякая другая логическая форма, не является произвольным логическим построением. В основе аналогии лежат объективные, независимые от сознания человека, определенные связи и отношения предметов реального мира, важнейшим свойством которого является его качественная определенность. Именно она позволяет находить сходство и различие между предметами и явлениями объективной реальности.

Говоря об определенном сходстве предметов, пусть даже очень существенном и очевидном, необходимо всегда помнить о том, что абсолютное тождество в действительности не существует (напомним, что тождество — это одинаковость, совпадение предметов и явлений в каком-либо отношении). Оно всегда предполагает определенные различия. А раз так, то сравниваемые по отдельным признакам в ходе аналогии предметы, как бы они ни были схожи между собой, всегда будут чем-то отличаться. Из этого положения следует вывод: нельзя исключать ситуацию, когда обнаруживаемый у одного предмета признак не окажется именно тем единственным и неизбежным отличием по отношению к другому. Не учитывая этой возможности, можно сделать вывод о том, что и второй предмет имеет этот же признак. В этом случае заключение окажется ложным.

Возьмем простой пример. Квадрат и прямоугольник сходны: это плоские геометрические фигуры, их противоположные стороны равны и параллельны. У прямоугольника, как подсказывает само его название, все углы прямые. Можно заключить по аналогии, что и у квадрата все углы также являются прямыми. Этот вывод истинный. Из сходства квадрата и прямоугольника и того, что у квадрата все стороны равны, можно сделать по аналогии вывод, что и у прямоугольника они равны. Но это уже будет неверно.

Каким же образом можно повысить степень достоверности выводов по аналогии? Рассмотрим ряд условий, знание и соблюдение которых способствует достижению этого.

  • Во-первых, сравниваемые предметы и явления должны быть связаны между собой не формально, а по существу. Чем существеннее сравниваемые признаки, тем достовернее и точнее выводы.
  • Во-вторых, сравниваемых существенных признаков должно быть, по возможности, больше.
  • В-третьих, общие признаки сравниваемых предметов должны быть, по возможности, более разнообразными.
  • В-четвертых, чем менее существенны различия между сравниваемыми предметами, тем также выше вероятность заключения.
  • В-пятых, наличие отношений причинной зависимости между признаками сходства у сравниваемых предметов с переносимым признаком.

Эти пять условий способствуют повышению вероятности достижения истины в умозаключении по аналогии и в логике часто называются правилами аналогии. Несоблюдение этих правил ведет к ложным аналогиям.

Ключевые слова: Аналогия
Источник: Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Материалы по теме
Индукция и аналогия
Волков А. А. - Курс русской риторики - 2001
Аналогия в логике
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Аналогия в искусстве
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Аналогия в науке и технике
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Аналогия в историческом исследовании
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Характерные ошибки умозаключений по аналогии
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Гадания и прорицания как аналогии
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Виды аналогии
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Оставить комментарий