Образование как общечеловеческая ценность

В самом общем виде образование представляет собой процесс педагогически организованной социализации личности. Предпосылкой и результатом образования человека является культура. В процессе образования человек осваивает культурные ценности: традиции, обычаи, историческое наследие искусства, архитектуры. Так как содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и при этом выполняет социокультурные функции.


К основным функциям образования относят:

  • Оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир культуры.
  • Среда общения.
  • Средство развития и становления человека, как личности и профессионала.
  • Способ социализации личности, процесс ее самоутверждения.
  • Средство обеспечения преемственности поколений.
  • Фактор социального прогресса.

Ускоритель культурных перемен и преобразований.

Образование — это совокупность общезначимых нравственных и культурных ориентиров, знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества.

Основными элементами образования как конкретного образовательного учреждения являются: цели и содержание образования, способы его получения, формы организации, а также субъекты и объекты образовательного процесса, образовательная среда, результат образования.

Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели.

Образовательные цели - это ожидаемые результаты, которых с помощью сложившейся системы образования стремится достичь данное общество в настоящее время и в ближайшем будущем. В современных условиях при отборе целей обычно учитывается как социальный запрос государства и общества, так и интересы индивида.

Различают внешнюю и внутреннюю цели образования. Внешняя состоит в развитии и жизнеобеспечении общества в целом. Внутренняя - в развитии личности каждого члена общества.

На основе анализа общечеловеческой культуры содержание образования следует понимать как совокупность:

  • системы знаний о природе, обществе, человеке;
  • опыта осуществления различных способов деятельности;
  • опыта творческой деятельности по решению новых проблем;
  • опыта ценностного отношения к миру.

В образовательном учреждении содержание образования представлено в виде деятельности преподавателя и обучаемого, конкретизировано в учебном плане. Содержание каждой дисциплины аккумулируется в программах, в соответствии с которыми разрабатываются учебники, учебные и методические пособия.

Виды образования. С начала XX в. в мире наблюдается процесс развития видов образования. Основаниями для их выделения являются:

  • тип научных знаний - биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое и др.;
  • тип доминирующего содержания образования - теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественно-научное и др.;
  • вид освоения человеческой деятельности - музыкальное, художественное, техническое, педагогическое, медицинское и др.;
  • тип освоения культурных ценностей человеческого общества -классическое, художественно-эстетическое, религиозное и др.;
  • масштаб освоения культурных ценностей - национальное, европейское, международное, глобальное и др.;
  • тип образовательной системы - университетское, академическо-гимназическое и др.
  • сословный признак - элитарное и массовое;
  • тип преобладания направленности содержания образования- формальное и материальное, научное и элементарное, гуманитарное и естественно-научное, общее, начальное и высшее профессиональное и пр.
  • уровень образования - начальное, базовое, общее среднее, не полное высшее, высшее.

К способам получения образования в мировой и отечественной практике относят:

  • дневную и вечернюю формы обучения в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рамках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов;
  • экстернат, т.е. самостоятельное обучение на дому или с помощью педагогов и сдача экзаменов при конкретном учебном заведении
  • дистантное, или дистанционное, обучение через компьютерную сеть с использованием обучающих программ;
  • заочная форма обучения, осуществляемая путем переписки или с помощью отдельных консультаций у преподавателей и предусматривающая сдачу экзаменов при конкретном заведении.

Формами организации образовательного процесса являются:

  • урок (35 или 45 мин.) - основная форма обучения в школе;
  • лекция (90 или 120 мин., с перерывом или без) - основная форма обучения в вузе;
  • семинар — практическое занятие всей учебной группы;
  • лабораторный практикум - Практическое занятие с применением техники и специальной аппаратуры, проведением эксперимента;
  • учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и т.д.;
  • групповые или индивидуальные консультации по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся.

Результат образования. В процессе обучения человек достигает определенного уровня образования: начальное, базовое и среднее школьное, неполное высшее и высшее. Каждый уровень подтверждается государственным документом - свидетельством о базовом школьном образовании, аттестатом об окончании средней школы, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или дипломом о высшем образовании.

Понятие «образованный человек» - культурно-историческое, так как в разные эпохи и в разных цивилизациях в него вкладывалось свое содержание. В современных условиях интенсивного процесса коммуникации между странами и интеграции мирового образовательного пространства формируется единое понимание образованного человека.

Ключевые слова: Образование
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Образование как педагогический процесс
Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов...
Характеристика и перспективы развития среднего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Принципы и критерии отбора содержания общего образования
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Андрогогика
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Эмоции, аффекты, страсти в мышлении и образовании
Зинченко В.П., Аффект и интеллект в образовании
Что делать молодому специалисту при устройстве на работу?
...
Функции и модели образования
Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов...
Сущность, значение, роль высшего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Оставить комментарий