Объективные методы исследования многомерных значений слова

Немецкий психолог Г. Эббингауз изучал труды многих психологов, но именно «Элементы психофизики» Ф. Фехнера подтолкнули его к открытию ассоциаций по смежности (по сходству). Как убрать из слова значение, оставив лишь его форму?

Г. Эббингауз придумал бессмысленные слоги - искусственные сочетания речевых элементов (обычно это были две согласные и одна гласная между ними), которые не вызывают никаких культурных ассоциаций. Он начал свой психологический эксперимент по изучению памяти с самого себя. Составил список из 2300 бессмысленных слогов и приступил к их заучиванию. Сначала он прочитывал длинный ряд слогов. Потом пытался их воспроизвести. И так - до полного заучивания. Такой метод Г. Эббингауз назвал просто - метод заучивания.

Другой ряд слогов Г. Эббингауз заучивал наизусть и, после некоторого времени, пытался вновь его воспроизвести. Конечно, ряд слогов исчезал из памяти, и приходилось опять доучивать ряд слогов. Этот метод он назвал - методом сбережения.

Успех Г. Эббингауза связан с тем, что он устранил категорию - значение слова. Некоторые психологи считали, что введение в психологию «бессмысленных» слогов - наиболее важное событие в ней после трудов Аристотеля.

Действительно, метод Г. Эббингауза позволил психологам изучать действия испытуемого во время запоминания, а не субъективные высказывания и мысли.

Идеи Г. Эббингауза дали толчок исследователю отечественной науки В.М. Бехтереву: «Мы привыкли, что наши мысли или слова текут одна за другой, что даже не задумываемся, что их последовательность есть не что иное, как поток ассоциаций (словесных или мысленных)».

Владимир Бехтерев подводит итог всем научным исследованиям скорости ассоциаций одной фразой: «В случаях привычных сочетаний время ассоциирования представляется наименьшим. Тогда как при внешнем сочетании оно оказывается большим, а при личном, или так называемом внутреннем, сочетании, в частности при отношении причины к следствию - ещё большим».

Скорость ассоциаций увеличивается благодаря упражнениям. В.М. Бехтерев приводит пример опыта, когда на классной доске перед учениками писалось слово и предлагались 5 слов, которые первыми придут в голову. Подобная задача ставилась с десятью различными словами. Каждое следующее слово увеличивало скорость ассоциаций.

Классическая ассоциативная психология представляет поток ассоциаций чем-то непрерывным и однородным. На самом деле это не так. Любой аффект нарушает всю энергетику организма и действует как тормоз. Как можно использовать это в практической психологии, например, при доказательстве виновности или невиновности человека в преступлении?

Советский психолог А.Р. Лурия разработал методику диагностики следов аффекта - ассоциативный эксперимент.

Метод этот состоит в том, что испытуемому предъявляется какое-нибудь слово, на которое он должен ответить первым словом, пришедшим ему в голову. Всё очень просто. Например, слово - «корова» - испытуемый отвечает - «молоко», слово - «кошка» - испытуемый отвечает - «собака» или «мьиика». Но на самом деле, если испытуемому предъявляется слово, очень для него значимое, то ассоциативный процесс сильно тормозится. Кому-то приходит «на ум» слишком много слов. Кому-то - наоборот, ни одного. Если же слово всё же прозвучало, то в странной форме - с признаками возбуждения, многословия, заминок. «Всё это объясняется тем, - пишет А.Р. Лурия, - что словесный раздражитель может провоцировать связанные с ним аффективные состояния, и эти аффективные моменты искажают дальнейший ход ассоциаций». Так и американские учёные пришли к выводу, что яркие впечатления, стрессы, сильные эмоции сопровождаются выбросом в кровь определённых химических веществ. Эти вещества влияют на лучшую запоминаемость фактов.

Метод семантического дифференциала. Метод семантического дифференциала (semantic differential - от греч. semantikos -означающий и лат. differentia - разность). Он служит для построения субъективных семантических пространств и используется в психологии в целях получения количественных показателей для оценки отношения к определённым объектам. В качестве объекта при этом могут выступать как физические, так и социальные процессы. В психолингвистике в качестве объектов исследования могут выступать слова. Семантический дифференциал в психолингвистике - это метод индексирования значения слова с парой антонимических прилагательных.

Процедура проведения: испытуемым предъявляется слово, и они должны отметить цифру, которая соответствует их представлению о слове. На каждой шкале нанесена градация от +3 до - 3 баллов или просто 7 делений.

Есть разновидность методики семантического дифференциала, когда экспериментатор сам даёт свои названия шкал для слов, которые просит оценить. При этом появляются новые факторы, специфические именно для определённых понятийных классов. Методика семантического дифференциала получила широкое применение в теории массовой коммуникации и в рекламном деле (для выбора наиболее «хороших», «положительных» слов из ряда синонимов). Кроме того, семантический дифференциал (иногда сокращенно СД) применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Его используют в психологии, психиатрии, психодиагностике (в том числе для профессионального отбора при приёме на работу).

Для психологии эта методика интересна тем, что она показывает совершенно новые аспекты значения слов. Методика семантического дифференциала применима для исследования фонетического значения слов. В отечественных исследованиях по фоносемантике, в частности, оказалось, что испытуемые могут приписать звукам любое коннотативное значение, и цвет в том числе.

С точки зрения психологии, коннотативное значение - генетически более ранняя форма значения, в которой отношение и эмоциональное отношение, личностный смысл и чувственная ткань еще слабо дифференцированы. Поэтому методика семантического дифференциала позволяет оценить не значение как знание об объекте, а коннотативное значение, связанное с личностным смыслом, социальными установками, стереотипами и другими эмоционально насыщенными, слабо структурированными и мало осознаваемыми формами обобщения.

У этой методики есть ряд недостатков. В частности, одно и то же обозначение шкалы может иметь как прямой смысл, так и переносный.

Несмотря на недостатки, методика семантического дифференциала широко используется и в психологии, психолингвистике, социологии, эстетике и медицине.

Ключевые слова: Речь
Источник: Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Характеристика речи
Евтихов О.В., Управление персоналом организации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 297 с...
Основные механизмы и уровни речеобразования
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Речь, или вербальные средства общения
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Развитие речи в дошкольном возрасте
Урунтаева Г.А., Детская психология
Афазии
Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии
Причины общего недоразвития речи
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Логопедия
Классификация речевых нарушений
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142...
Речевое развитие детей младшего школьного возраста
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Оставить комментарий