Новая концепция демократии Й. Шумпетера

Критика в адрес классической теории демократии и сама направленность развития мира потребовали внесения коррективов в представления XIX в. То равноправие в начале XIX в., о котором писал Токвиль, с наступлением промышленного капитала было ликвидировано. Стало ясно, что в капиталистическом обществе равенство может быть только формальным, что послужило стимулом для развития альтернативных концепций. Последнее было сделано в XX веке, и наибольшую известность приобрела так называемая другая, или новая, концепция демократии американского экономиста и социального мыслителя Й. Шумпетера (1883— 1950). По определению Шумпетера, «демократический метод — это институциональное устройство для принятия политических решений, в котором индивидуум приобретает власть принимать решения путем конкурентной борьбы за голоса избирателей». Концепцию Шумпетера можно назвать рыночной демократией аналогично рыночной экономике. Политика, по Шумпетеру, продолжение и отражение экономики. Шумпетер — экономист по профессии, уподобляет политику рыночному хозяйству. Как на рынке покупатель приобретает нужные товары, так он выбирает и наиболее устраивающего его политика, отдавая ему свой голос. Выбирается не представитель, а лучший из имеющихся в наличии. Соперничают в борьбе за голоса избирателей различные элиты. Политическая инициатива принадлежит активному меньшинству, объединенному в партии. Демократическая политика осуществляется благодаря выбору одной из соперничающих группировок.

Отождествление политики и экономики вызывает ряд вопросов: как быть с тем, что политическая система начинает формировать политические потребности и пристрастия, аналогично тому, как экономическая система путем рекламы начинает формировать материальные потребности граждан? Как быть с возможностью, что Два кандидата заранее распределят роли и будут делать вид, что они борются, создавая видимость демократии? Политические потребности не столь сильны, как потребности физиологические, и их вряд ли можно отнести к базовым. Политический рынок отличается от экономического тем, что человек может не испытывать жгучую потребность заходить на него, и реклама здесь имеет гораздо большее значение, чем в экономике. Поэтому то, что считается нормальным в экономике — покупка лучшего из имеющегося, — иначе воспринимается в политике. В первом случае она жизненно необходима для индивида, во втором —* индивид может подождать до появления иных возможностей. Разница и в том, что на рынке человек покупает продукт, который может использовать, а в политике — зачастую «Кота в мешке», который, возможно, не будет проводить в жизнь волю избирателя и которого нельзя обменять. Отождествление экономического и политического рынка вызывает и такое возражение. Рыночная концепция демократии отказывается от принципа представительства, а стало быть, от представления о народном суверенитете и общей воле. Принцип представительства в XIX—XX вв. подвергся сильной критике. В условиях, когда общая воля, если она есть, в принципе не может быть артикулирована, тёоретически не решен вопрос, должен ли депутат представлять интересы своих избирателей или нации в целом. Тем не менее теоретический отказ от данного принципа рождает сомнение в возможности говорить о демократичности политических систем. Отказ от принципа представительства порождает поиск новых принципов.

Одним из таковых является принцип индивидуальной свободы. Шумпетер отмечает, что «демократический метод не обязательно гарантирует больший объем индивидуальной свободы, чем любой другой позволил бы в аналогичных обстоятельствах», но «если по крайней мере в принципе каждый волен бороться за политическое лидерство, выставляя свою кандидатуру перед избирателями, это в большинстве случаев означает значительную долю свободы дискуссии для всех. В частности, это, как правило, подразумевает значительную свободу прессы».

Шумпетер отмечает, что демократический метод исключает возможность контроля со стороны избирателей за действиями властей. Требование контроля, которое подчеркивалось противниками западной демократии, Шумпетер признает противоречащим духу демократического метода. То же он делает и с общей волей. Отрицая возможность выражения в принципе воли народа, Шумпетер пишет, что внедрение принципа пропорционального представительства, выражающего волю отдельных слоев населения, «может помешать формированию эффективного правительства и, таким образом, оказаться опасным в периоды напряжения». Но принцип демократии, по Шумпетеру, не предполагает пропорционального представительства. «Принцип демократии в таком случае означает просто, что бразды правления должны быть переданы тем, кто имеет поддержку большую, чем другие конкурирующие индивиды или группы»2, а конкуренция является сутью демократии.

В заключение Шумпетер делает вывод, что выбор избирателей, идеологически возведенный в волю народа, «не вытекает из их инициативы, но формируется, и его формирование — важнейшая часть демократического процесса». Этим занимаются партии, принципы и программы которых напоминают виды товаров, продающихся в универмагах. «Существование партий и политиков свидетельствует о том, что массы избирателей неспособны на какие-либо другие действия, кроме паники... Психотехника управления партией, ее рекламная кампания, лозунги и марши — это все не украшения, это и есть суть политики».

Новая концепция демократии ближе к реальности, чем классическая, но сама эта реальность приводит к таким результатам, которые ставят под сомнение подлинность такой демократии. Как пишут авторы доклада Римского клуба «Первая глобальная революция», «деятельность политических партий сосредоточена в основном на выборных кампаниях и взаимном соперничестве, что приводит к ослаблению той самой демократии, которой они призваны служить. Этот подход, основанный на конфронтации, создает впечатление, что интересы партии могут быть превыше интересов государства. Получается, что стратегия и тактика становятся более важными элементами, чем сами цели, а мнение избирателей начинает игнорироваться сразу после того, как одержана очередная победа на выборах».

К этому пришла новая концепция демократии. Сформулируем ее основные принципы. . Политическая соревновательность — главный критерий, отличающий демократию от других политических форм. . Политическая инициатива в любом сообществе принадлежит активному меньшинству. Действие коллектива сводится к выбору элиты. . Политическое влияние группа может оказать через лидеров, выражающих ее интересы. . Демократия не выдвигает препятствий к осуществлению индивидуальной свободы. В ней самая высокая степень свободы информации. . Контроль граждан за правительством связан с их правом лишить руководство возможности направлять политический процесс. . Воля народа — мозаика индивидуальных и групповых интересов, и нельзя руководствоваться его единой волей.

Ключевые слова: История, Политика
Источник: Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256 с.
Материалы по теме
Характерные черты политических учений Средневековья
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Понятие «политика» и представления о ней в истории
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Политические учения в средневековой Руси (X-XV вв.)
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Политические учения Нового времени
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Политические идеи в России Нового времени
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Политическая мысль античности
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
«Левиафан» Т. Гоббса
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Комментарии
Аватар пользователя Гость
Гость

Я знаю что ты готовишься к ВП, но это не поможет, Саша

Оставить комментарий