Нейропсихологические теории эмоций (центральные теории эмоций)

Уже Эдуард Клапаред (1873–1940) – сторонник теории Джемса, отмечал, что эта теория сталкивается с большими затруднениями, «если эмоция – это только сознание периферических изменений организма, то почему она воспринимается как эмоция», а не как «органическое ощущение?» Почему испугавшись, я сознаю в себе «присутствие страха», а не просто некоторые органические впечатления, дрожание, биение сердца и т. д. Сам Клапаред отвечает на этот вопрос так: «Эмоции – это сознание глобальной установки организма. Известно, что в случае эмоционального восприятия более полезно знать общую установку тела, чем отдельные, объединяющиеся в целое, элементарные ощущения. Восприятие деталей внутренних ощущений не должно представлять для индивида большого интереса. Организму важнее всего действие… То, что сознание схватывает в эмоции, есть, так сказать, форма самого организма, или его установка» . В силу сказанного, эмоция непосредственно, безусловно «понимается» тем, кто ее испытывает. Эмоция содержит свою значимость в себе.

Серьезный шаг в объяснении возникновения эмоций можно сделать на основе физиологических и нейрофизиологических исследований эмоций.

Исследования эти начались с начала XX в. (Бехтерев, 1887,1909; Goltz, 1892; Morozzi, Magoun, 1949; Papez, 1937; Lindsley, 1951,1970).

Но особенно активно стали проводиться с 30-40-х годов XX в. по настоящее время. Цель этих исследований заключалась в поиске мозгового «субстрата» эмоций, в изучении отдельных отделов головного мозга на предмет возникновения эмоций и организации эмоционально-поведенческих актов.
Выделим несколько работ, наиболее важных для нас. Это работы Кеннона (1931), Олдза (1960), Хуншпергера (1962), Пенфилда (1966).

Кенноном и Бардом, в противовес господствующей тогда теории Джемса-Ланге, была сформулирована таламическая теория эмоций, согласно которой ведущую роль в формировании эмоций играют таламические структуры головного мозга. Именно эти структуры ответственны за эмоциональные процессы и эмоциональное оформление ощущений. Кеннон полагал, что в развитии эмоциональных состояний большое значение играет воздействие со стороны таламуса на кору головного мозга, в результате которых снижается тормозное влияние коры на таламус, что способствует развитию эмоциональных реакций.

Дельгадо, используя метод электрических раздражений структур мозга, с одной стороны, подтвердил определенную топологию эмоциональных реакций, с другой, установил, что эмоциональная реакция зависит не только от активации конкретной «точки» мозга, но и от окружающих условий.

Олдз, одним из первых применивший метод самостимуляции, установил ряд зон в структуре головного мозга, ответственных за базовые эмоции. Работы в этом направлении позволили обнаружить мозговой субстрат трех базовых, как было показано ранее, эмоций человека: страх, гнев, удовольствие.

Хуншпергер, обобщив работы целого ряда исследователей, построил топографические схемы зон центрально расположенных структур, связанных с эмоциональными реакциями определенного типа.

Однако дальнейшие работы в этой области показали, что трудно говорить об определенных субстратах, связанных с определенными типами эмоций и эмоциональных реакций. На характер эмоций, как уже отмечалось, влияют окружающая среда и индивидуальный опыт субъекта.

Важно отметить также работы Пенфилда (1966), в которых была показана многофункциональность отдельных структур мозга. В частности, многофункциональность височных областей неокортекса: они осуществляют не только слуховые, но и активационные и интегральные функции.

Таким образом, экспериментальные работы в области нейрофизиологии эмоций убедительно показывают ведущую роль центральных механизмов головного мозга в формировании эмоций человека. Однако в последние годы вновь пересматривается роль перцепции организменных сдвигов в детерминации эмоций. Шахтер и Зингер (1962), например, показали, что висцеральные реакции могут облегчать наступление состояния гнева или эйфории, вызываемых соответствующей обстановкой или словами. Но адреналин сам по себе не ведет к появлению эмоциональных состояний, хотя и вызывает свойственные ему висцеральные реакции.

Серьезным экспериментальным подтверждением теории Джемса – Ланге являются и исследования по эмоциональному стрессу.

Попробуем теперь, на основе современных нейрофизиологических данных, высказать гипотезу, отвечающую на вопрос, поставленный Клапаредом.

Любой раздражитель, воздействующий на организм, обладает двойным действием: специфическим, отражающим качественную природу раздражителя, и неспецифическим. Именно неспецифическое действие выступает в роли стрессора, воздействующего на ось гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников и вызывающего приспособительную реакцию организма (по Селье), запускающего висцеральные реакции организма (описанные Джемсом). Одновременно в силу того, что именно структуры гипоталамуса – таламуса включают в себя зоны базовых эмоций (гнева, страха, удовольствия), происходит избирательная активизация этих зон и субъект переживает удовольствие, гнев, страх и их комбинации. В результате человек осознает одновременно и специфический характер раздражителя и его эмоциональную окраску (и его переживания). Определенным основанием к такому заключению служат работы Пенфилда, показавшие многофункциональность отдельных подструктур мозга.

Процесс осознания периферических изменений как «эмоций», а не как «органического ощущения» происходит потому, что существуют специализированные нейроны (или их сети), раздражение которых приводит к переживанию, связанному, прежде всего, с базовыми эмоциями, т. е. в принципе так же, как происходит восприятие внешнего предметного мира. В эмоциях осуществляется восприятие внутреннего состояния организма, результатом которого являются переживания. Так же как восприятие внешнего мира (образы) осуществляется функциональной системой (зрительной), восприятие внутреннего состояния (переживания) осуществляется функциональной системой эмоций. Таким образом, можно сказать, что эмоции (переживания) являются свойством функциональной системы головного мозга, реализующей функции отражения внутреннего состояния организма.

Ключевые слова: Эмоции
Источник: Шадриков В.Д., От индивида к индивидуальности
Материалы по теме
Эмоциональная жизнь младенца
Аверин В. А., Психология детей и подростков
О свойствах человека
...
Понятие об эмоциональном стрессе
Вербина Г.Г., Психология эмоций
Негативные эмоциональные расстройства — по экстенсивности и интенсивности
...
Методики оценки эмоционально-личностной сферы в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Эмоциональные расстройства у детей
Раттер М., Помощь трудным детям
Структура эмоций
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Понятие об эмоциях
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Оставить комментарий