Непосредственные физиологические реакции на стресс и фрустрацию

Мы подробно описали те непосредственные внутрипсихические и поведенческие реакции, которыми организм и личность отвечают на воздействие фрустрирующих ситуаций. Следует найти физиологические основы этих реакций. Последние, по нашему мнению, в основном описаны в работах У. Кэннона (W. Cannon), Ганса Селье (H. Selye), а также в последующих более современных работах по стрессу. Вот как описывает Т. Кокс эти физиологические реакции:

«Деятельность симпатической нервной системы в своей совокупности, по-видимому, направлена на усиление защиты организма, против различных опасных воздействий, которым он может подвергаться. Cannon описывает функцию этой системы как условие подготовки животного к поведенческой моторной активности, заключающейся в реакции «бегство или борьба». Увеличение активности симпатической нервной системы мобилизует ресурсы организма для немедленного действия. В этом отношении симпатическая нервная система действует в содружестве с системой мозгового слоя надпочечников, вырабатывающей катехоламины. Первая вызывает быстрое изменение деятельности сердечнососудистой системы. позволяющее осуществить немедленное усилие; последняя поддерживает это усилие путем изменения обменных процессов. Взятые в целом, эти изменения являются тем, что Grey (1971) среди прочих назвал «реакцией на критическую ситуацию»: увеличивается частота и сила сердечных сокращений, уменьшается селезенка, освобождается глюкоза из запасов гликогена в печени, перераспределяется кровоснабжение, снижаясь в коже и внутренних органах и возрастая в мышцах и мозге, увеличивается глубина дыхания, расширяются бронхи, расширяются зрачки, повышается свертываемость крови и растет число лимфоцитов. Эти изменения можно считать приспособительными, необходимыми для срочной мобилизации ресурсов организма. Кровоток в организме ускоряется и кровь направляется в наиболее важные органы, такие, как мозг и мышцы; в нее поступают вещества, способные выделять больше энергии, и повышается ее способность доставлять кислород. Возрастает также способность организма к заживанию ран, восстановлению тканей и борьбе с инфекциями. Изменения в состоянии зрачка могут повысить остроту зрения. Происходят и другие менее заметные приспособительные изменения, например, повышается потоотделение, уменьшается саливация (сухой рот), снижается активность кишечника. Все эти изменения наступают сравнительно быстро, в течение секунд, самое большее - несколько минут».

Для более ясного понимания того, чем отличаются состояния стресса от состояний его отсутствия (релаксация), полезно привести также описание последнего:

«Деятельность парасимпатической нервной системы доминирует, по-видимому, в таких ситуациях, как состояние релаксации или выздоровления. В этих ситуациях частота сердечных сокращений замедляется, дыхание становится поверхностным и шумным, деятельность слезных и слюнных желез усиливается, а потовых желез снижается; наблюдается сужение зрачка, уровень глюкозы в крови уменьшается, кровь направляется к кишечнику и коже (покраснение), усиливается деятельность кишечника. Все это напоминает картину послеобеденного отдыха и дремоты. Преобладание активности парасимпатической нервной системы наблюдается также во время сна».

Под непосредственными внутрипсихическими (в основном когнитивными) и поведенческими реакциями человека и животных на стрессовые и фрустрирующие ситуации лежит также общий адаптационный синдром, впервые описанный Селье.

Для понимания физиологических основ непосредственных реакций на фрустрирующие и стрессовые ситуации важно учесть следующие параллели:

1)    Многие непосредственные психические реакции на стресс-фрустраторы являются общими и неспецифическими (т. е. не зависят от специфического типа стресс-фрустрирующих ситуаций). Но ведь во многом таков и общий адаптационный синдром, хотя прежний категорический взгляд Селье на неспецифичность этого синдрома в настоящее время оспаривается и уточняется. В этом отношении представляет ценность следующее замечание Т. Кокса: «На основании имеющейся в настоящее время информации можно прийти к заключению, что многие стрессогенные ситуации вызывают сходные типы физиологических реакций, но не всегда. Любая конкретная ситуация в одном случае может вызвать характерный тип изменений, но в другом может его и не вызвать. Понимая, почему это происходит, приходится признать, что между стимулом и ответной реакцией промежуточным звеном являются важные психологические процессы».

2)    В настоящее время признается, что неспецифические и специфические реакции на стресс появляются одновременно, составляя сложную картину ответа организма и психики на воздействие стрессоров. Касаясь этого вопроса, сам Г. Селье отметил существование индивидуальных различий в ответах на стресс, обусловленных как эндогенными (генетическая предрасположенность, пол, возраст, характерологические особенности и т. п.), так и экзогенными (образование, виды лечения, диета и др.) факторами. Эти факторы выборочно усиливают или тормозят различные аспекты реакций на стресс.

Отмечается также, что в различных стадиях адаптационного синдрома (Селье, как мы помним, выделил три таких стадий) физиологические изменения организма различны: реакция тревоги (первая стадия) «... вызывает увеличение активности симпатико - адреналовой системы, тогда как стадия резистентности характеризуется повышением активности коры надпочечников», хотя в настоящее время выяснено, что и в стадии тревоги изменяется активность коры надпочечников.

3)    В целом повышение активности симпатико-адреналовой системы считается систематически наблюдаемой реакцией на различные виды стрессоров. Эта реакция наблюдается перед матчем по боксу, во время вращения в центрифуге, при выполнении акробатических упражнений, во время сверхзвуковых и космических полетов, при вождении автомобиля, в ходе экзаменов в вузе, при медицинском обследовании, лечении зубов, помещении в больницу, при сенсорной депривации, погружении в воду и т. п.

Следует предположить, что более или менее сильные фрустрации различной специфичности также вызывают хотя бы кратковременную активизацию симпатико-адреналовой системы. Тем более, что некоторые из вышеперечисленных стрессоров по существу являются стресс-фрустраторами. Таковы, например, экзаменационная ситуация, сенсорная депривация, лечение зубов и т. п. Следовательно, непосредственные внутренние и поведенческие ответы на фрустрацию обусловлены в конечном счете активизацией симпатико-адреналовой системы. Об этом свидетельствуют полученные некоторыми авторами данные о повышении уровня активности названной системы у людей, в течение длительного периода времени подвергавшихся воздействию «... искусственно созданных ситуаций реальной жизни. Рассматривалось раздражающее действие шести различных ситуаций: однообразная работа на производстве (сортировка шарикоподшипников), канцелярская работа (чтение корректуры); выступление перед аудиторией, просмотр фильмов, выбранных с целью вызвать эмоциональную реакцию, психомоторные пробы, участие в полевых учениях. В серии полевых исследований изучались реакции на различные ситуации реальной жизни у людей, принадлежащих к различным профессиональным группам. В исследование были включены ситуации, с которыми сталкиваются телефонные операторы, счетоводы и другие служащие, работающие как на окладе, так и сдельно, канцелярские служащие, подверженные постоянной смене рабочей обстановки, кассирши в больших магазинах самообслуживания в часы «пик» и в обычных условиях, рабочие бумажной фабрики, работающих в три смены, ночью и днем. Из этих и из других исследований Levi (1972) сделал заключение, что психосоциальные раздражители, несомненно, могут вызвать изменения симпатико-адреналовой активности и повлиять на выделение адреналина. Он также пришел к выводу, что, несмотря на большие индивидуальные различия, у каждого человека выделение катехоламинов приблизительно параллельно степени эмоционального возбуждения, о которой он сообщает, и это является наиболее важным для изучения реакций на стресс».

Нет сомнения, что многие из этих стрессоров одновременно являются также фрустраторами, а субъективное переживание стресса или фрустрации информативно и выражает реальное состояние физиологических процессов организма. Интересно, что к таким же физиологическим результатам приводят не только неприятные, но и приятные ситуации, вызывающие веселье и интенсивное удовольствие.

Мы уже сказали, что стресс приводит к повышению уровня глюкозы в крови. Это целесообразно, поскольку мозг и мышцы требуют много энергии как для активного нападения, так и для защиты.

Ключевые слова: Фрустрация, Стресс, Физиология
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы и их генезис / А. А. Налчаджян, 2013
Материалы по теме
Непосредственные агрессивные реакции на фрустрацию и стресс
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Стереотипия поведения в фрустрирующих и стрессовых ситуациях
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Физиологическая защита при фрустрациях, и психосоматические реакции
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Отложенные реакции на стресс и фрустрацию
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Групповые непосредственные ответы на фрустрацию и стресс
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Эмоции, переживаемые при фрустрации и стрессе
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Стресс и фрустрация
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Наказание и контроль как стресс-фрустраторы
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Оставить комментарий