Науки, изучающие речь

Двадцатый век высоко поднял уровень изучения феномена «речь» в его разнообразных аспектах. Напомним, что не пренебрегали речью многие старые, даже древние, науки: языкознание — в лице таких прославленных ученых, как В. фон Гумбольдт, М.В. Ломоносов, Ф.И. Буслаев, Ф. де Соссюр, А.А. Потебня, Л.В. Щерба; логика — наука о формах правильного мышления; поэтика, теория словесности, теория сценической речи, риторика. В XX в. возникли новые науки, направления: психолингвистика, социолингвистика, теория коммуникации и массовой коммуникации, исследования речи ребенка и шире — речевого развития человека, формирования языковой личности, теория билингвизма, лингвистика текста и т.д. Новый импульс развития получили такие отрасли лингвистики, как стилистика, особенно функциональная, возникли коммуникативный и функциональный подходы в грамматике, появились исследования разговорной речи, статистика языка и речи, семиотика, компьютерные языки, возникла фонология, что способствовало пониманию механизмов кодовых переходов во внутренней речи. Лингвистика перешагнула границы предложения, чтобы заняться исследованиями текста, его компонентов, их внутренними связями и моделями.

Широкий размах получила культура речи: диапазон ее интересов — от норм литературного языка до коммуникативной целесообразности выбора средств языка.

Возрождается герменевтика — наука о толковании древних текстов, теперь она расширила свои интересы до толкования любых текстов, до понимания чужой речи, понимания человека человеком.

Возникли науки высоких обобщений: философия языка, математическая лингвистика. Ведется поиск, разрабатываются гипотезы в области космической лингвистики (в надежде на контакты с внеземным разумом). Применение математических методов в лингвистике открывает возможности в области диагностики и прогнозирования при создании, фиксации и изучении текстов; создаются автоматизированные системы общения «человек — машина», компьютерного перевода с языка на другой язык, редактирования текстов.

Все более сближаются науки, изучающие речь, ее порождение и текст, с культурологией, другими социальными науками. Этому способствует, в частности, теория дискурса, позволяющая связать речь, текст с прагматическими, социокультурными, психологическими факторами, с ментальностью, традициями, философскими, мировоззренческими позициями общающихся. Успешно развивается паралингвистика, изучающая неязыковые средства, включенные в речевое общение.

Имеют отношение к речи и такие науки, как текстология и палеография, общая филология, литературоведение, фольклористика и мифология, фразеология и искусствоведение, теория индивидуальных стилей...

Изучение языка и речи требует широкой общекультурной и общенаучной основы.

Некоторым из упомянутых здесь наук в данном пособии посвящены отдельные главы: лингвистике текста, риторике, теории билингвизма, детской речи, стилистике, факторам речевого развития человека. Некоторые будут кратко охарактеризованы в этой главе.

Психология речи. Предметом психологии служат закономерности развития и функционирования психики, таких ее разделов, процессов, как мышление, познание, общение, эмоции, деятельность, отношения, воображение, творчество, память и запоминание и др. Все перечисленные здесь явления теснейшим образом связаны с речью, с ее порождением и восприятием, особенно мышление, которое неотделимо от речи и от языка.

Естественно, поэтому лингвисты обращались к психологии, а психологи — к языку и речи. Так, А.А. Потебня, основатель психологического направления в языкознании, написал книгу «Мысль и язык» (1862 и 1999). Психолог Л.С. Выготский исследовал разные аспекты речи, что и составило содержание его книги «Мышление и речь» (1934). Н.И. Жинкин исследовал становление речи ребенка, функционирование аппарата говорения и переходов с мыслительного на акустический код, в результате чего появился труд «Механизмы речи» (1958). Широкое признание получили книги психологов А.Р. Лурии «Язык и сознание» (1979), O.K. Тихомирова «Психология мышления» (1984). Все эти труды создавались на экспериментальной основе, на стыке наук. Психологические и лингвистические исследования накопили информацию для создания новой науки, которая могла бы ответить на нелегкие вопросы: как человек говорит, как хранится знание в памяти, как оно передается другому человеку, иными словами, как работают механизмы речи?

Психолингвистика. В 1953 г. в Блюмингтонском университете собрались ученые, по преимуществу англоязычные, исследователи речи: Дж. Миллер, В. Ингве, Н. Хомски (Чомски), Д. Слобин, Ян Пруха (чех), Т. Слама-Казаку и др. Они обменялись информацией о своих научных достижениях, гипотезами и решили объявить о создании новой науки — психолингвистики.

В России психолингвистика была подготовлена трудами названных выше психологов и лингвистов; наиболее активно участвовали в проблематике этой новой науки с конца 50-х годов лингвисты А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, P.M. Фрумкина, А.П. Клименко, А.Е. Супрун, Ю.А. Сорокин, Л.В. Сахарный и др.

Психолингвистика изучает следующие свойства речи: ее процессы, мотивы речи, ее субъекта и адресата, интенцию речевую, внутренние процессы речи, кодовые переходы, восприятие речи слушающим. Она исследует развитие речевой способности человека в детстве и позже, овладение неродными языками, языковое воздействие. Нет такой области в теме «Речь», которой так или иначе не коснулась бы эта наука.

Определение предмета психолингвистики имеет варианты. Предметом этой науки называют процессы, механизмы кодирования и перекодирования; языковую способность человека; речевую деятельность и закономерности ее моделирования; наконец,

«соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком, как главной «образующей» образа мира человека, с другой»
(Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М., 1997. — С. 19).

Есть и такой вариант: «речь как процесс — и язык». Если грамматика изучает строй языка, его категории, формы и их значения, то психолингвистика изучает как «работает» язык в системе «язык и человек».

Ныне лингвист, интересующийся психолингвистикой, уже хорошо видит, что сами языковые средства выполняют лишь роль формальных операторов в ходе общения и в монологе.

Имеет ли психолингвистика прикладные аспекты? Да, и существенные: ее материалы используются в обучении языкам — родному и неродным, в развитии речи человека, в практических системах отношений в деловом мире, в области культуры и искусства, в исправлении недостатков речи, в риторике — ораторском мастерстве. Она, несомненно, найдет применение и в решении проблем электронной техники, в моделировании систем «человек — машина».

Социолингвистика изучает широкий набор вопросов, связанных с социальными функциями языка. Проблематика социолингвистики: языковой коллектив, роль языка и речи в сплочении народа, в сохранении традиций; языковая политика в многонациональных (многоязычных) государствах; взаимодействие языков внутри страны и на международном уровне, билингвизм и полилингвизм, государственные языки, их изучение; профессиональное общение, терминология, терминоведение; языковые стандарты; разговорная речь, просторечие, арго, диалекты и литературный язык, норма, культура речи; этнические особенности и язык, речь; язык и культура, искусство, роль языка в ораторской деятельности; формы речевого этикета, их социальная специфика, функционирование средств речевого этикета; социальная обусловленность речевого поведения людей.

Социолингвистика получила широкое развитие в XX в. Она представлена в трудах А.Д. Швейцера, Ю.Д. Дешериева, Л.Б. Никольского, Л.П. Якубинского, Б.А. Ларина и др.

В современной России — многоязычном государстве — возникают проблемы и с овладением государственным языком (русским), и с языком преподавания в учебных заведениях в разных регионах: на Украине и в других странах бывшего СССР русскоязычное население выражает протест против ущемления своих прав. Наконец, есть языки, которые уступают в своем развитии, оставаясь в основном на уровне средства бытового общения, молодежь предпочитает русский язык, образование на родном языке не всегда может дать желаемый результат. Конфликты, связанные с языковой политикой, возникают во многих странах мира: в Индии, во Франции, возникали они в бывшем СССР, не исключены и в Российской Федерации.

Теория коммуникации во многом пересекается с психолигвистикой. Напомним, что коммуникация — это общение, точнее, его вид, обмен мыслями, информацией, идеями. Это специфическая форма взаимодействия людей. Эта наука подчеркивает социальную, гуманитарную природу общения, его идеологическую направленность.

Теория коммуникации испытала на себе некоторое влияние технических наук, в ней подчеркивается информационный аспект. В коммуникации выделяются четыре компонента:

  • участники коммуникации — отправитель сообщения, или коммуникатор, и перципиент — тот участник коммуникативного акта, который принимает сигнал, сообщение, отправленное коммуникатором;
  • ситуация общения, взаимодействия, которая определяет потребность контакта и обмена, его мотивы;
  • содержание сообщений, информация — интеллектуальная или эмоциональная, размеры и структура сообщений;
  • средства коммуникации: непосредственный контакт, телефон, компьютер, почтовая переписка, сотовый телефон, лазерный луч, какой-либо другой аппарат кодирования.

Теория коммуникации использует понятие «обратная связь» как реакцию, как ответ на прямую связь. Обратная связь может иметь невербальную форму, например, роль обратной связи (информации) может выполнить какое-либо действие, вызванное речью коммуникатора.

Теория коммуникации породила ряд научных направлений: теорию речевых (коммуникативных) актов, когнитивные (познавательные) теории, теории массовой информации (коммуникации).

Массовая коммуникация по сравнению с коммуникацией, рассмотренной выше, отличается тем, что:

  • адресована не одному лицу и даже не нескольким, а всем, обращена к массе людей;
  • она односторонняя, не требует обратной связи.

Основные виды массовой информации и коммуникации:

  1. дорожные знаки, вывески магазинов, предупреждения об опасности, названия населенных пунктов и пр.; это сведения для всех: пешеходов, водителей транспорта, жителей и др.;
  2. пресса: газеты, журналы, листовки, календари, книги, брошюры;
  3. радио- и телепередачи, кинофильмы, клипы и пр.;
  4. реклама самых разнообразных видов.

Массовая коммуникация в современном мире охватила все население цивилизованного мира, многие люди просто жить не могут без телевидения, радио, газет, уличных знаков в городах. Нетрудно заметить, что массовая коммуникация — это быстро прогрессирующая система. Эта система располагает сверхсовременной техникой и огромными средствами.

Власть средств массовой коммуникации над людьми, их политическими позициями, взглядами, вкусами, мышлением и поведением настолько велика, что и государство, и политические партии, и олигархи, не жалея средств, ведут борьбу за свое влияние на прессу, на телеканалы.

Система массовой коммуникации развивает свои научные исследования, создает свою теорию. Основная проблема этой теории — эффективность массовой коммуникации, и не только в целом, но и по ее видам, отдельным формам, по характеру влияния на людей. Изучаются темы, жанры, методы, приемы, вкусы слушателей и зрителей, характер восприятия передач и пр. Исследуется мастерство творцов массовой коммуникации — журналистов, обозревателей, телеведущих, радиодикторов, режиссеров, актеров, композиторов и исполнителей музыкальных произведений; изучаются технические возможности массовой коммуникации: в наши дни новейшие достижения в области компьютерного кино поставлены ей на службу. Наибольшим влиянием на массы людей отличается телевидение, оно объединяет в себе литературное, ораторское, театральное, киноискусство с мастерством журналистики, с отражением волнующей людей животрепещущей действительности. Много значит и скорость передачи информации из любого уголка мира.

Обратная связь в массовой коммуникации выражается в поведении людей: в их реакции на многокрасочную и порой талантливую рекламу (хотя подчас и лживую), в поведении людей на улицах, в голосовании на выборах, в формировании вкусов, в числе других — и литературных, языковых предпочтений.

Семиотика изучает общее в строении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию в человеческом обществе (языки, системы знаков и символов, нормы поведения), в природе (общение животных, реакции растений на изменения в окружающем мире). Примеры знаковых (семиотических) систем: жесты и мимика (их изучает паралингвистика, как и три вида невербальных знаковых систем, включаемых в речь: фонационные, кинетические и графические), азбука Морзе, морская световая сигнализация, математическая символика, язык танца, правила знакомства собак, изменения продолжительности светового дня, вызывающие развитие растений, и многое другое.

Говорят о семиотике лирики поэта, например О. Мандельштама; о семиотике кинофильма или режиссера; о семиотике речевого этикета — прошания, благодарности, извинения, переписки, поведения за столом, на приеме гостей, на дипломатических церемониях и пр.

Создателями, точнее открывателями, семиотики были Ч.С. Пирс и Ф. де Соссюр; однако вскоре было замечено, что сама идея знаковых систем прослеживается в сочинениях Августина Блаженного (V в.), Дж. Локка, В. фон Гумбольдта, А.А. По-тебни, И.А. Бодуэна де Куртенэ.

В русской лингвистике XX в. основы семиотики заложили Н.С. Трубецкой, P.O. Якобсон, В.Б. Шкловский, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман. В их трудах семиотика приобрела не только лингвистическое, но и общее культурологическое звучание, рассмотрены общие закономерности знаковых систем и их использования: закономерность оппозиции знаков, их дифференциации: глухость — звонкость фонем, сидение — стояние в позах.

Для теории речи семиотика совершенно необходима, так как речи не хватает языковых знаков, она остро нуждается и в пара-лингвистических средствах, и в семиотике литературных образов, фигур, тропов, и в азбуке поз и жестов, и в знаковой функции того «фона», на котором происходит общение (весна — осень, день — ночь, дома — на улице), и пр.

Можно назвать в перечне наук о речи лингвистическую прагматику, функциональную лингвистику, теорию речевых актов, теорию массовой коммуникации, теорию перевода, теорию дискурса и другие, а также давно известные науки, получившие в XX в. новый стимул развития, — риторику и неориторику, стилистику, теорию культуры речи. Некоторым из названных научных направлений будет посвящена отдельная глава, некоторые будут прокомментированы в разных главах или проиллюстрированы примерами.

Ключевые слова: Речь, Наука
Источник: Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 248 с.
Материалы по теме
Язык — речь — слово в филологических науках пушкинского времени
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Становление социологии как науки
Ритерман Т.П., Социология
Вызревание психологических знаний в недрах смежных дисциплин
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Культура речи педагога
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Основные понятия общей психологии
Старовойтенко Е. Б. Современная психология / Науч. ред.: В. Д. Шадриков. М. : Академический...
Место психологии в системе наук
Карпов А.В., Общая психология
Речь: понятие, термины
Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:...
Формирование зарубежной детской психиатрии
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Оставить комментарий