Направления современной западной социологии

XX век характеризовался бурным развитием западной социологической науки, появлением в ее рамках различных направлений и концепций. Данный период отличался интенсивным развитием и совершенствованием методики проведения эмпирических исследований, разработкой новых способов изучения социальных явлений. Если в XIX столетии центр социологической мысли находился в западноевропейских странах, то в дальнейшем, начиная с 20-х гг. XX столетия, он переместился в США, ставшие впоследствии лидером мировой социологии. Американская социология с самого начала стала формироваться как прикладная (эмпирическая) наука. В качестве центра формирования американской эмпирической социологии выступил Чикагский университет («Чикагская школа социологии»). Центральными фигурами этой школы принято считать Роберта Парка (1864—1944) и Эрнста Берджесса (1886—1966). Одним из видных представителей Чикагской школы являлся американский социолог Гарольд Лассуэлл (1902—1978), в работах которого представлено определенное видение функций коммуникаций в обществе, а также разработана их универсальная структурная модель. С точки зрения Лассуэлла,

«самый удобный способ описания коммуникации состоит в ответе на следующие вопросы: а) кто сообщает; б) что именно; в) по каким каналам; г) кому; д) с каким эффектом».

Данным исследователем были также сформулированы три основные функции коммуникации в обществе:

  1. наблюдение над окружающим миром (эта функция масс-медиа способствует тому, что человек может получать большой объем информации, узнавая о событиях во всем мире);
  2. корреляция ответа общества на события в окружающем мире (масс-медиа рассказывают индивиду, как интерпретировать происходящие события;
  3. передача культурного наследия.

В своих работах Г. Лассуэлл рассматривал средства массовой информации как средство формирования рационального общественного сознания, как «молот и наковальня социальной солидарности».

Большое влияние на развитие эмпирической социологии в США оказало исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», в котором были проанализированы проблемы адаптации мигрантов к американским условиям. Новизна и оригинальность данного исследования заключалась в том, что в его рамках широко использовались анализ документов, переписки, автобиографий отдельных лиц, анкетирование, различные количественные методы оценки социальных явлений. Впоследствии количество эмпирических исследований в США значительно увеличилось, социологические организации стали получать правительственные дотации, а сами социологи привлекаться для осуществления прогноза и оценки эффективности различных государственных программ. Кроме того, значительные средства на проведение социологических исследований здесь ассигнуются частным бизнесом. Патриархом американской социологии общественного мнения считается Дж. Гэллап. Интересно, что в 1935 г. Гэллап оставил должность профессора журналистики в Айове для того, чтобы возглавить в Нью-Йорке исследовательский отдел крупного рекламного агентства. Именно Гэллап организовал всемирно известный Американский институт общественного мнения, где им были поставлены на регулярную основу так называемые синдицированные (стандартизированные, рассчитанные на множество потребителей или заказчиков) исследования по общенациональной выборке. В качестве первых заказчиков исследований общественного мнения в США выступили печатные издания, которыми также проводились и собственные микроисследования — интервью с прохожими, почтовые опросы, получившие название «соломенные опросы» (straw polls).

В рамках эмпирической социологии развивается доктрина «человеческих отношений» и различные ее модификации: одним из основателей данной доктрины являлся представитель американской индустриальной социологии Элтон Мэйо (1880—1949). Данным исследователем в ходе проведенных им хоторнских экспериментов на предприятиях «Дженерал электрик» было открыто и обосновано явление неформальной организации трудовых коллективов, суть которой заключается в наличии в каждой формальной или официальной группе своих неформальных или неофициальных лидеров и аутсайдеров, различных подгрупп со своими неформальными нормами. Этими нормами регулируются отношения как между отдельными членами группы, так и между группой и руководством. В рамках доктрины «человеческих отношений» был сформулирован ряд принципов, согласно которым человек ориентирован на других индивидов, будучи включенным в общий контекст группового поведения, руководству предприятий следует ориентироваться на удовлетворение потребностей людей, а производительность труда будет эффективнее в случае подкрепления индивидуального вознаграждения групповым, коллективным, а экономических стимулов — социально-психологическими (к последним относятся благоприятный морально-психологический климат, удовлетворенность трудом и его результатами, демократический стиль руководства).

Именно на основе доктрины «человеческих отношений» Абрахамом Маслоу была разработана его иерархическая теория потребностей, которые были условно разделены ученым на две группы: базисные (основные) и производные (метапотребности). К базисным потребностям были отнесены потребности в пище, жилище, одежде, безопасности и воспроизводстве, а к производным — потребности в справедливости, благополучии, порядке и т. д. Значимость отдельных потребностей определяет иерархичность их расположения: потребности каждого нового уровня становятся актуальными лишь в случае удовлетворения предыдущих потребностей. На основе иерархической теории потребностей А. Маслоу другими исследователями были предложены различные классификации потребностей, удовлетворяемых с помощью средств массовой информации. Так, американский ученый К. Финк следующим образом связал удовлетворяемые с помощью СМИ потребности с классификацией Маслоу:

  • физиологические потребности удовлетворяются через получение из СМИ информации о товарах первой необходимости;
  • потребности в безопасности и защите от внешней среды удовлетворяются путем получения информации о происходящем в мире;
  • социальные потребности удовлетворяются, когда полученная из СМИ информация становится поводом для общения либо для собственного выступления в СМИ; потребности в оценке и признании реализуются через потребление «статусных» СМИ и демонстрацию своей принадлежности к престижной социальной группе;
  • потребности в самоактуализации удовлетворяются тогда, когда человек использует опубликованную в СМИ информацию для своей творческой работы.

При этом делается вывод, согласно которому чем более человек самоактуализи-рован, тем больше информации об окружающем мире он может воспринять и использовать.

Существует ряд других классификаций потребностей, среди которых одной из наиболее популярных является классификация британского ученого Д. Макквейла, разделившего потребности на четыре типа: информационные потребности, включающие ориентирование в окружающей действительности, поиск совета, забота о безопасности через информирование о возможных угрозах, любопытство и тяга к знанию; потребности в самоидентификации, связанные с подкреплением своих взглядов, поиском моделей поведения, сопоставлением себя с другими, самоанализом; потребности в интеграции и социальном взаимодействии, предусматривающие воображаемое помещение себя в жизненные обстоятельства других, ощущение принадлежности к какой-либо общности, поиск контактов, помощь в выборе социальных ролей и материал для разговора с другими людьми, замена реального общения; потребности в развлечении, связанные с уходом от действительности, заполнением времени, получением культурного и эстетического удовольствия, эмоциональной разрядкой, снятием напряжения и сексуальной стимуляцией.

В русле психологической традиции в социологии возникает так называемая социометрия, выступающая в качестве теоретического и прикладного направления социологической науки, направленного на изучение социально-психологических взаимоотношений в малых группах. Возникновение социометрии принято связывать с разработкой специфических приемов изучения группового поведения, осуществленной социологом и психиатром Джекобом Морено (1892—1974). Указанное направление характеризуется вниманием к количественному анализу внутригрупповых процессов, где в центре внимания исследователей оказывается характер межличностных отношений или отношений между различными членами группы. Так, с помощью опросов участников группы (им, в частности, задаются вопросы об отношении к своим товарищам, симпатиях и антипатиях, желании работать или не работать с отдельными коллегами) здесь делается графическое изображение структуры внутригрупповых отношений, что дает возможность изменить социальную организацию конкретной рабочей группы. Д. Морено, в частности, был сделан вывод, согласно которому социальную напряженность и различные внутригрупповые конфликты можно ликвидировать посредством реорганизации ее микро- и макроструктуры, что предполагает перегруппировку членов группы таким образом, чтобы в ней оказывались симпатизирующие друг другу индивиды.

Одним из основоположников теории малых групп в социологии считается американский социолог Чарльз Кули (1864—1929). Существенное значение для теории Ч. Кули имеет его понимание человеческой природы: ученый воспринимал ее не как некое качество, которое является свойством каждого отдельного индивида, а как продукт коммуникации. С точки зрения данного исследователя, индивид становится человеческой личностью, развивает свое «Я» (Se(/) посредством процесса интеракции с другими людьми. Кули рассматривал личность, человеческую природу как социально обусловленную, и в первую очередь благодаря интеракциям и коммуникациям в первичных группах. Коммуникация представляет собой инструмент социализации индивида, выступает в качестве механизма, посредством которого существуют и развиваются человеческие отношения («коммуникация» создает community — общность). В процессе коммуникации происходит обмен представлениями, которые сложились у людей друг о друге, познание себя через драматическое восприятие отношения других. По мнению Ч. Кули, одним из значимых социальных изменений, которые были произведены индустриальным обществом, являлось изменение характера скорости и объема коммуникации, т. е. развитие массовой коммуникации. Исследователем были также выделены специфические характеристики средств массовой информации, к числу которых относятся выразительность или способность охватить максимально широкий круг людей и переживаний, устойчивость записи («победа над временем»), скорость («победа над пространством»), а также способность охватывать все слои и группы населения.

Ключевые слова: Социология
Источник: Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Материалы по теме
Классический этап в развитии социологии. Социология Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Структурный функционализм в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Социальные учения Средневековья
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Диалектический подход в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Современные социологические теории
Ритерман Т.П., Социология
Виды социологического знания
Фролов С.С., Основы социологии
Развитие социологии в России
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Марксистская парадигма (исторический материализм)
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Оставить комментарий