Мыслительные свойства

Мышление, включенное в трудовую деятельность, исследовалось Б.М. Тепловым и было названо им практическим. Б.М. Теплое отметил ряд особенностей практического мышления:

  1. оно непосредственно вплетено в практическую деятельность, результаты решения тут же подвергаются проверке;
  2. создается план операций, который относится не к символам и знакам, а к реальным объектам или процессам;
  3. почти всегда имеется жесткий лимит времени, не дающий возможности выдвижения множества гипотез.

В дальнейшем, продолжая изучение мышления в труде, В.Н. Пушкин предложил для него термин «оперативное» (от лат. дрега - труд), т.е. мышление, непосредственно вплетенное в трудовую деятельность человека, притом деятельность, состоящую из операций и протекающую быстро: «все эти оттенки понятия «оперативный», в той или иной степени относятся к оперативному мышлению». Включение оперативного мышления вызывается проблемной ситуацией, под которой понимается конфликт между условиями и требованиями задачи. В результате решения задачи возникает новая, не применявшаяся ранее в аналогичных случаях схема действия, которая и приводит к устранению возникшего рассогласования. Этот процесс решения задач и может быть назван оперативным мышлением.

В деятельности диспетчера, которую изучал В.Н. Пушкин, и, по-видимому, в других видах деятельности (в разной степени) оперативное мышление выполняет следующие функции:

  1. планирование - мыслительная деятельность по созданию плана функционирования управляемого объекта на определенный отрезок времени;
  2. контроль и регулирование - специальная деятельность по выполнению выработанного плана, требующая отражения динамических характеристик управляемого объекта и соотнесения их с программой;
  3. решение задач по устранению резких отклонений от нормы в управляемых процессах, когда сказывается большое влияние эмоционального состояния диспетчера и высокого темпа;
  4. диагностика - при возникновении неисправностей и аварийных ситуаций.

Практическое мышление не является особым самостоятельным познавательным процессом. Вместе с тем, подчиняясь большинству закономерностей, свойственных мышлению в целом как общему психологическому процессу, оно приобретает ряд специфических черт, обусловленных особенностями практической деятельности. Наличие этих черт определяется тем, что основная задача мышления в практической деятельности - это не познание как таковое, а изменение, преобразование действительности.

Обозначим этапы функционирования практического мышления:

  • возникновение проблемной ситуации;
  • формулирование мыслительной задачи как результат изучения проблемной ситуации;
  • решение задачи (выработка решения):
  • реализация решения.

В практической деятельности названные этапы могут частично меняться местами и пересекаться друг с другом.

Возникновение проблемной ситуации. Проблемная ситуация рассматривается как момент в деятельности профессионала, когда эта деятельность не может продолжаться дальше с помощью старых средств и способов. Такая ситуация требует создания некого нового продукта, что и является сутью мышления как процесса.

В любой деятельности происходит огромное количество различных изменений ситуации, каждое из которых потенциально несет в себе проблемность. Если профессионал, обнаруживший то или иное изменение, начинает анализировать сложившиеся обстоятельства, рассматривать варианты продолжения деятельности, соизмерять их со своими возможностями, то данный эпизод стал для него проблемной ситуацией, даже если процесс анализа данной ситуации и ее разрешения протекает настолько быстро, что почти не фиксируется сознанием индивида.

Формулирование мыслительной задачи. Название этого этапа в значительной мере условно. Профессионал не формулирует решаемую задачу. Слабая вербализуемость процесса мышления в практической деятельности - одна из его особенностей, затрудняющих проведение научных исследований в данной области. Сущность рассматриваемого этапа — сбор информации, конкретизирующей проблемную ситуацию. Таким образом, этап решения практической мыслительной задачи начинается раньше, чем бывает собран необходимый для этого материал. Требование к результату определяется как индивидуальными чертами профессионала, так и условиями деятельности, в которую он включен. Так, результаты исследования показали, что требования представителей разных профессий к результату своего решения относятся к шести типам:

  1. сохранение авторитета профессионала;
  2. сохранение хороших отношений с партнером;
  3. следование индивидуальному подходу, поддержка проявлений индивидуальности;
  4. следование формальным требованиям;
  5. обеспечение высокого качества деятельности;
  6. сохранение хороших отношений с коллегами и администрацией.

Реализация решения в некоторой степени начинается еще до его выработки, так как направленность на реализацию представляет собой важнейшее свойство практического мышления. Профессионал изначально настроен на то, чтобы искать не принципиально возможное, как в исследовательской деятельности, а возможное в данной ситуации решение. В данной ситуации - значит именно в этих условиях и силами именно этого человека, поэтому принимаемое решение может быть объективно не самым лучшим и не самым «красивым» из нескольких возможных. Однако оно, как правило, оптимально учитывает внутренние условия его предстоящего осуществления. В некоторых случаях реализация принятого решения становится самостоятельной мыслительной задачей.

Выработка и реализация решения в практической деятельности немыслимы без учета последствий, которые может повлечь за собой претворение решения в жизнь. Кроме того, в ходе его реализации ситуация не остается неизменной и так или иначе влияет на действия профессионала, что также необходимо учитывать в ходе разрешения мыслительной задачи. Поэтому практическому мышлению присуща такая особенность, как прогностичность - способность предвидеть ближайшие и отдаленные перспективы развития ситуации, в том числе и под влиянием предпринимаемых профессионалом действий.

Ключевые слова: Мышление
Материалы по теме
Операции и формы мышления
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Речь и отношение её к мышлению
Теплов Б.М., Психология
История развития мышления
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Социальное мышление как решение задач
...
Теории мышления
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Интуитивное мышление
Карпов А.В., Общая психология
Центральный фактор мышления
Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления
Мышление и решение задач
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Оставить комментарий