Модели социального взаимодействия

Скоординированность поступков различных людей обеспечивается общностью смысла, придаваемого ими действиям друг друга. Объяснения того, как возникает эта общность смыслов, даются в альтернативных теоретических моделях социального взаимодействия.

Модель социального обмена и близкая к ней модель рационального выбора строятся на идее, состоящей в том, что смысл действия задается расчетом баланса выгод и ущерба, ожидаемых в результате его совершения. Каждый участник взаимодействия получает выгоду в результате действий других участников и, в свою очередь, совершает действия, приносящие им выгоду. В качестве выгод рассматриваются как материальные, так и нематериальные, символические блага — знаки уважения, престижа, положительные эмоции и т. п. Совершение индивидами поступков, полезных для других людей, объясняется наличием у индивидов ожиданий, т. е. устойчивых представлений о том, что в ответ на свои действия они получат пользу от действий других людей.

Поскольку каждый из участников взаимодействия руководствуется оценкой полезности своих и чужих действий, смысл поступков для них примерно одинаков и они выстраивают взаимодействие как обмен. Ввиду того что индивиды стремятся поддерживать, постоянно возобновлять те взаимодействия, которые приносят выгоды, и избегать невыгодных взаимодействий, формируются устойчивые межиндивидуальные связи. Если же индивид не получает в процессе взаимодействия ожидаемого вознаграждения, то он/она стремится совершить демонстративно агрессивное действие, и результат такого действия становится для него/нее более ценным, чем неполученное вознаграждение. Это агрессивное действие служит сигналом партнерам по взаимодействию, что они неверно оценивают баланс выгод и затрат усилий, и побуждает их восстановить нормальное взаимодействие. Но если сами принципы расчета, т. е. ценностные ориентации участников взаимодействия, сильно различаются, то, согласно теории социального обмена, индивиды не могут скоординировать поступки: взаимодействие оказывается невозможным. Таким образом, модель социального обмена (как и модель рационального выбора) хорошо описывает и объясняет только взаимодействие участников, примерно одинаково оценивающих определенные поступки, т. е. принадлежащих к одной культурной общности.

Взаимодействие людей, принадлежащих как к одной, так и к разным культурным общностям, концептуализируется в модели символического интерак-ционизма (т. е. взаимодействия — англ. interaction), которая основывается на следующей идее: смысл действия формируется в самом процессе взаимодействия его участниками, интерпретирующими символическое значение каждого поступка. Взаимодействуя между собой, индивиды постоянно определяют и переопределяют значения действий друг друга в зависимости от развития ситуации и ориентируют свои последующие действия на эти значения. Поскольку скоординированность поступков разных людей достигается, только если они истолковывают действия партнеров так, как те планировали, совершая эти действия, то взаимодействие протекает как процесс обоюдного управления впечатлениями. Каждый поступок совершается как жест, символизирующий намерения действующего индивида и его / ее ожидания в отношении ответных действий.

Модель символического интеракционизма позволяет адекватно описывать и объяснять межиндивидуальные взаимодействия в ситуациях, допускающих возможность различных интерпретаций. Однако эта модель предполагает рефлексивность, постоянное сознательное отношение индивидов к своим и чужим действиям, а в повседневной жизни люди часто действуют спонтанно и по привычке, поскольку воспринимают ситуации взаимодействия не как открытые для различных интерпретаций, а как однозначные — «само собой разумеющиеся».

Взаимодействие в привычных повседневных ситуациях концептуализируется в феноменологической модели, в основе которой лежит предположение, что смысл действия задается типовыми интерпретациями, сформировавшимися на основе предшествующего опыта участников взаимодействия. Люди действуют автоматически, поскольку они, практически не задумываясь, наделяют ситуации смыслом, типичным для их жизненного опыта. Общность и устойчивость смыслов, придаваемых ситуациям взаимодействия, упорядочивает эти ситуации и в представлении участников взаимодействия превращает смыслы в объективную реальность — в мир «как он есть». Индивиды действуют на основе интерпретаций и при этом исходят из естественной установки, в соответствии с которой они имеют дело не с интерпретациями, а с реальными явлениями.

Реальность социально конструируется — хотя и большей частью непреднамеренно — людьми, придерживающимися общепринятых способов интерпретации как очевидных, естественных. Взаимодействуя, индивиды приписывают друг другу типичные мотивы, варианты которых заданы их собственным жизненным опытом. Такая взаимная типизация служит основой согласованности, координации поступков постольку, поскольку смысл явлений, заложенный в типизациях, истолковывается одинаково разными людьми. Единство интерпретации обеспечивается общностью жизненного мира индивидов. Жизненный мир не является объективной реальностью, поскольку он образован переживаниями, опытом, типизациями, но он не является и субъективным миром индивидуального сознания. Жизненный мир — это интерсубъективная реальность, в которой все явления понятны, потому что знакомы.

Интерсубъективность вещей и событий обеспечивает одинаковость их интерпретаций и, как следствие, бесперебойность взаимодействия. Таким образом, социальное взаимодействие на основе типизаций и социального конструирования реальности возможно, только если участники взаимодействия разделяют один жизненный мир. Если они принадлежат к разным культурным общностям и взаимодействуют недавно, т. е. еще не сконструировали общую для них реальность, то взаимодействие становится проблематичным.

Каждая из рассмотренных выше трех моделей социального взаимодействия как обмена осмысленными действиями оказывается эффективным средством описания и объяснения применительно к разным случаям взаимодействия. Например, модель социального обмена хорошо работает при изучении ситуаций, в которых ясно заданы критерии оценки поступков и участники взаимодействия знают их. Таковым является взаимодействие сотрудников организации на рабочем месте, когда затрачиваемые усилия и поощрения заданы правилами организации и сложившимися в коллективе традициями. Еще более очевидным случаем социального обмена является взаимодействие в ситуации, где выгоды определяются рыночной ситуацией. Примерами могут служить взаимодействие продавца и покупателя или сотрудника компании, общающегося с клиентом.

Модель символического интеракционизма хорошо работает на материале, относящемся к общению между представителями разных этнических или профессиональных общностей, для которых даже одни и те же слова и жесты могут иметь разное значение. В современных крупных городах частыми являются взаимодействия выходцев из разных стран и регионов, а также людей, принадлежащих к разным городским субкультурам. От их умения интерпретировать символическое значение поступков других людей зависит не просто успешность, но бесконфликтность взаимодействий.

Феноменологическая модель эффективна при изучении взаимодействий членов одной давно сложившейся группы, которые понимают друг друга с полуслова и «полужеста», привычно «достраивая» их в интерпретации с помощью типизаций. Повседневные взаимодействия между членами семьи, а также взаимодействия внутри давно сложившихся дружеских компаний являются примерами таких взаимодействий.

Модели социального обмена, символического интеракционизма, феноменологическая модель концептуализируют лишь одну из форм взаимодействия — обмен действиями. При обмене действиями индивиды исходят из определения ситуации и смысла действия. Но в жизни часто бывает, что в разных ситуациях и в ответ на разные действия индивиды действуют одинаково, как будто следуя сценарию. Так происходит, если поступки каждого индивида ориентированы не на ситуацию или содержание действий других участников взаимодействия, а на их принадлежность к той или иной статусной категории. Взаимодействие такого типа называется социальным отношением.

Социальное отношение — это более устойчивая форма социального взаимодействия, для которой характерна координация поступков на основе соотнесения их с общественным положением участников взаимодействия. Поскольку участники взаимодействия исходят из соотношения статусов друг друга и стараются привести свои поступки в соответствие с этими относительно устойчивыми позициями, взаимодействие приобретает характер устойчивых, т. е. повторяющихся от ситуации к ситуации связей взаимно ориентированных поступков. Так складываются отношения сотрудничества, конкуренции, конфликта, власти и подчинения и т. д. Социальные отношения — это взаимодействия, структурированные сложившейся в обществе системой статусов, т. е. системой распределения прав и обязательств, ресурсов для совершения действий и правил их использования.

Ключевые слова: Социальность
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Классификация и функционирование социальных организаций
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Концепции социального характера
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Источники и формы социальных изменений
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Социальный прогресс
Ритерман Т.П., Социология
Структурные факторы социальных проблем
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Социальное действие: понятие и сущность
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Социальные причины и факторы аномального развития ребенка
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142...
Теория социального воздействия
Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. —...
Оставить комментарий