Модель образования как государственно-ведомственная организация

Система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей. Строится она по ведомственному принципу с жестким определением целей, содержания образовательного процесса, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин. Учебные заведения подчиняются и контролируются специальными органами.

Модель развивающего образования. Данная модель предполагает организацию образования через широкую кооперацию образовательных систем разного типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоев населения страны в образовательных услугах.

Традиционная модель образования. Основную роль образования традиционалисты видят в сохранении и передаче молодому поколению культурного наследия человеческой цивилизации: многообразия знаний, умений и навыков, способствующих как индивидуальному развитию личности, так и сохранению социального порядка.

Рационалистическая модель образования - предусматривает организацию образования, обеспечивающую усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к современному ему обществу. В рамках этой модели реализуется передача - усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют безболезненно вписываться в существующие общественные структуры.

Феноменологическая модель образования предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям.

Неинституционная модель образования ориентирована на организацию образования вне социальных институтов (школ и вузов) - на «природе», с помощью Интернета, в условиях открытых школ, методом дистанционного обучения и др.

К настоящему времени в мире сложилось несколько основных моделей образования. Это такие, как американская, французская, немецкая, английская и российская образовательные модели.

Американская образовательная модель обеспечивает приобретение опыта, необходимого для успешной практической деятельности, ориентирует обучаемых на индивидуальные запросы, предоставляет свободу выбора учебных предметов варьирование содержания образования.

Для западноевропейских моделей характерен значительный удельный вес учебных заведений, ориентированных на элитарный уровень академического образования. В то же время существуют школы с ограниченной общеобразовательной подготовкой.

В российской школе содержание образования тесно связано с наукой, а от обучаемых требуются знания высокого уровня, овладеть которыми достаточно сложно.

Для современного образования также характерны:
- общедоступность:
- светский характер;
- государственно-общественный характер управления образованием.

Современные педагогические практики опираются на научные достижения педагогики, которая развивается достаточно быстрыми темпами. Однако это не обеспечивает такого же быстрого развития педагогической практики, ибо внедрение педагогических теорий в практику происходит не так быстро, как хотелось бы. Специалисты утверждают, что разрыв между рождением педагогической теории и внедрением ее в практику составляет 5-10 лет. Сократить данный разрыв позволит повышение профессионального уровня и развитие творческого потенциала педагога.

Ключевые слова: Образование
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Выбираем ГИА по информатике
...
Профессиональное образование как педагогическая система
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Технологии, реализуемые в профессиональном образовании
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Образование как механизм развития личности и общества
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Образование и образовательная среда
Современные проблемы педагогической науки и образования : учебное пособие для обучающихся в...
Образовательная система России
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Взаимосвязь профессионального образования и экономики
Безрукова В.С., Педагогика
Система образования: организация и управление
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Оставить комментарий