Многоплановый характер общения

Вступая в общение, т.е. взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели:

  • обмен или передача информации;
  • формирование профессиональных умений и навыков, развитие личностных и деловых качеств;
  • формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
  • обмен деятельностью, инновационными приемами и техниками, средствами и технологиями;
  • осуществление коррекции, изменение мотивации поведения;
  • обмен эмоциональными состояниями и чувствами.

Все функции, которые реализуются в процессе общения, важны, но для делового взаимодействия особую ценность представляет обмен информацией между людьми. Даже мыслительные процессы, по мнению академика А.И.Берга, протекают более результативно при условии непрекращающегося информационного общения. Известно, что одним из наиболее трудных экспериментов в программе подготовки космонавтов является пребывание в термосурдокамере даже в течение сравнительно короткого времени (около шести часов). Дело здесь не только в неудовлетворенной потребности в общении, но и в тяжелом переживании человеком различных нарушений восприятия окружающего мира.

В процессе коммуникации происходит общение как минимум двух человек, взаимное информирование каждого из которых предполагает налаживание совместной деятельности, а также желательное достижение взаимопонимания. В процессе коммуникации происходит также психологическое воздействие на партнера. Для эффективности обмена информацией необходимо, чтобы оба участника общения обладали единой системой кодирования.

В практике общения между людьми зачастую возникает недопонимание, порождаемое возрастными, социальными, профессиональными, психологическими и коммуникативными барьерами (от фр. barriere — преграда, препятствие), т.е. взаимонепонимание между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл. Барьеры психологического характера возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними психологических отношений. Коммуникативные барьеры, как правило, являются следствием коммуникативной не-компетентности. Социальные барьеры создаются из-за отсутствия единого понимания ситуации общения, вызванного глубокими различиями, существующими между партнерами.

Разная направленность, типы и виды общения позволяют выделить следующие его функции:

  • информационно-коммуникативная связана со всеми формами деятельности людей; прагматическая реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности;
  • формирующая проявляется в процессе развития человека и становления его как личности;
  • функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказание знаков внимания;
  • организация и поддержание межличностных отношений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмоциональные отношения, причем один и тот же человек в разных ситуациях может вызвать различное отношение;
  • внутриличностная функция общения представляет диалог с самим собой, позволяющий обдумать принимаемые решения и поступать в той или иной ситуации более обдуманно и разумно.
Ключевые слова: Общение
Материалы по теме
Слушание в общении
...
Сущность взаимопонимания и этапы его установления
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Особенности развития общения в дошкольном возрасте
Авдулова Т.П., Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника
Развитие общения дошкольников со сверстниками
Урунтаева Г.А., Детская психология
Проксемика и взаимное расположение при общении
Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск :...
Характеристики общения определяемые особенностями взаимопонимания
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Функции и средства общения
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Методы изучения взаимоотношений
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш....
Оставить комментарий