Мезенцев С. Д. Концепты «время», «ритм» как предмет современных научных дискуссий

Вестник Евразийской академии административных наук - №2 (39) 2017 г.


Аннотация. В статье с точки зрения философского анализа характеризуются концепты «время» и «ритм» как актуальные объекты исследования в трудах отечественных исследователей. На основании проведенного исследования автор констатирует, что концепция времени у некоторых современных изыскателей состоит из двух взаимосвязанных частей: космического (физического) и биологического (человеческого) времени.

  Понятие времени вошло в повседневную жизнь человечества. В каком бы уголке мира ни находился человек, каким бы родом деятельности он ни занимался, рано или поздно его мышление направляется на осознание смысла жизни, назначения, функций, которые выполняются в конкретное время. Следовательно, с одной стороны, концепт «время» является центральным в мироощущении и жизнедеятельности каждого человека. Даже тот факт, что человек за целый день как минимум один раз произносит вслух это слово («время»), доказывает его актуальность и незаменимость.

Но, с другой стороны, пользование разного рода техническим и механизмами и устройствами для определения времени настолько стало для человека обычным и привычным делом, что он даже не задумывается над тем, что же такое время. Вопрос времени представляется для него раз и навсегда решенным, закрытым.

Стремительное развитие современной философии выдвигает концепты «время», «ритм», «ритмология» на первый план в трудах многих отечественных и зарубежных исследователей. Плюрализм взглядов на эти понятия,начиная с античных времен, безусловно, стимулирует научные поиски и в начале третьего тысячелетия.

Советский ученый Н. А. Козырев писал: «Что собой представляет время, до сих пор еще неизвестно. В физике по этому вопросу существуют смутные соображения, тогда как в силу важности вопроса следовало бы иметь написанными о времени целые тома. Физик умеет измерять только продолжительность времени, поэтому для него время - понятие совершенно пассивное. Теперь мы пришли к заключению, что время имеет и другие, активные свойства. Время является активным участником Мироздания» [3, 7].

В истории философии и науки существуют четыре концепции времени: статистическая, динамическая, реляционная и субстанциальная [20]. Но только две из них - реляционная и субстанциальная [5] - являются принципиально разными.

1.      Реляционная концепция,наиболее распространенная сейчас, рассматривает время как форму существования вещей, как не существующую без них. Сторонники данной концепции воспринимают время как длительность, возникающую в результате взаимодействия материальных объектов. Реляционная концепция времени постулирует первичность движения, изменяемость конкретных объектов, их относительность. Время выступает в виде упорядоченности, последовательности и необратимости происходящих изменений и событий, которые развиваются от прошлого через настоящее к будущему.

2.      Субстанциальная концепция рассматривает время как особую самостоятельную сущность, независимую от материальных объектов и характера протекающих в мире материальных процессов. Время в рамках этой концепции сводится к «чистой» длительности. Данная идея в общем виде была сформулирована древнегреческим философом Демокритом, полагавшим, что движение бытия во времени совершается по необходимости или определяется судьбой, которая непостижима, а для человека равносильна случайности.

Понимание концепта «время» как субстанции сохранилось до сих пор не только в философии, но и в науке. Одним из ярких примеров является упоминавшийся выше советский астрофизик Н. А. Козырев [2, 4, 19], под влиянием которого, например, Е. Д. Марченко создала вызвавшую сегодня в отечественных научных кругах острую дискуссию концепцию о ритмологии (учение о ритмах), центральной категорией которой является концепт «время» [9, 11, 16, 18].

Позиция Е. Д. Марченко, которую автор статьи разделяет частично, заключается в том, что концепт «время» вне человека измеряется «земными часами», а часы характеризуют мерность, но мерность несовместимую, поскольку часов очень много и они все разные. То есть они не идут «секунда в секунду». Касательно человека речь идет о внутреннем времени, которое измеряется «часами человеческими». Вследствие этого концепция времени этой исследовательницы состоит из двух взаимосвязанных частей: космического (физического) и биологического (человеческого) времени.

В других дискусионных работах Е. Д. Марченко концепт«время» является производным от «матрицы вечности», существующей вне времени: «вечность организует время». «Вечно существующая, вечно стабильная, определяющая все матрица, - пишет она, - не нуждается ни в чем и ни в ком. В ней нуждаются все. Через нее зарождается и угасает любая форма жизни. От ее вибраций создаются и гибнут миры и Вселенные. Она неизменная, нейтральная, свободная,несозданная... Существует она для разума, внутри разума, организует, упорядочивает разум» [13, 31].

Влияние субстанциальной трактовки времени на ритмологию наглядным образом прослеживается в том, что все та же Е. Д. Марченко, разделяя время на галактическое, звездное, солнечное, планетарное и лунное, вслед за Козыревым тесно связывает время со звездами. Энергия времени является «топливом» для звезд и нашего Солнца. Количественные же характеристики времени зависят от расстояний до небесных объектов, измеряемых в световых годах.

Звезды, по ее мнению, являются своеобразными воротами вовремя. Они рассматриваются исследовательницей как источник излучения времени.Так, солнечный свет идет до Земли восемь минут. За эти восемь минут «настоящее Солнце» смещается. Люди, животные, птицы, растения максимально реагируют на «истинное Солнце», а не на видимое. Взаимодействуя с «настоящим Солнцем», мы выигрываем восемь минут.

Известна также и еще одна гипотетическая идея Е. Д.Марченко, согласно которой изыскательница к «истинному Солнцу» прибавляет еще восемь минут и получает так называемое «будущее Солнце», на которое максимально реагирует человеческий разум. Благодаря своему разуму каждый человек, по ее утверждению, способен опережать время. «Сначала на восемь минут, затем - на шестнадцать» [27].

Ключом к человеку выступает как раз субстанциальная трактовка времени, которую Е. Д. Марченко формулирует следующим образом: «Время приводит к изменению все существующее. Событие существует при наличии в нем времени. Время фиксирует начало и конец события, то есть длительность существования. Время, вошедшее или, точнее, готовящееся войти в событие, становится корпускулярным» [13, 40].

Если Н. А. Козырев использует формулу: «время есть энергия события», то Е. Д. Марченко дополняет ее другой формулой: «пространство есть информация события». Если в работах Н. А. Козырева концепт «время» управляет процессами, то у Е. Д. Марченко этот же концепт рождается ритмом, то есть концепт «ритм» правит миром. Ритм является носителем субстанции времени, а время же, проявляя себя посредством слов, «вводится в мозг» и фиксируется мозгом человека.

Мозг ощущает время благодаря движению, изменениям человеческого тела в пространстве. «Время выявляется ... между тремя позициями человеческого тела: стоя, сидя, лежа. Я ложусь в горизонталь, и, пока я в горизонтали, ничего не происходит, времени нет. Время выделяется только в сам момент, когда я перехожу из состояния “сидя” в состояние “лежа” или из состояния “лежа” в состояние “сидя”, из состояния “сидя” в состояние “стоя”, из состояния “стоя” в состояние “сидя”» [7, 5].

Время - это не что-то объективное, независимое от человеческого разума. Наоборот, «разум способен себя изменять наперекор времени. Все, живущее внутри времени, ему подчиняется безоговорочно. Время как разумная субстанция, активная субстанция, входит в окружающий мир через разум -по человеческим скрижалям» [13, 41]. В конечном итоге человеческий разум выстраивает последовательную цепочку концептов: «ритм» - «время» - «энергия» -«пространство» - «информация» - «событие».

Если с космической точки зрения Е. Д. Марченко вслед за Н.А. Козыревым делит «время» на галактическое, звездное, солнечное, планетарное и лунное, то с человеческой точки зрения она подразделяет время на календарное, относительное и абсолютное. При этом с каждым из них взаимодействует одна из трех функциональных частей концепта «ритмология» - ритм, ритмика и собственно ритмология.

Обратим внимание и на дискуссионое определение Е. Д.Марченко концепта «календарное время». Одним из важнейших факторов человеческого бытия является рождение, неразрывно связанное с календарным временем. Календарное время выделяет ритм по формуле: время - информация -пространство - энергия. Из прямого хода времени выводится формула: время есть энергия события. Из обратного хода -другая формула: пространство есть информация события.

Исследовательница на основании своих взглядов констатирует,что когда время приходит в этот мир, образуется «трещина», мир в ней видится живущими только с одного ракурса, снизу. Так устроен данный мир. В зависимости от степени развитости человек пребывает в «трещине» концепта «время» и соответствующим образом реагирует на происходящее - одномерно, объемно или максимально полно.

Календарное или «струнное» время, свойственное для«Струнной Вселенной», в свою очередь, подразделяется на «белое», «черное», «серое» и «Время Зари» («сутевое»). У каждого из них есть своя «дыра», в которой размещаются «знакоряды».

«Белое время» - это практическое время, в котором существует «плотная» материя и в котором осуществляются все телесные потребности человека. Оно всегда горизонтально. Это самое близкое к человеку время, и течет оно только через человека. «Белое время поступает в затылок, проходит по телу и формирует вокруг себя белую дыру из предметов, называемых “кристалл”. Предметы, одежда, еда, деньги существуют внутри белой дыры. Белое время входит через концепт “ритм” в древний отдел мозга и через сердце начинает выстраивать знаки белой дыры» [8, 5].

В «белой дыре», состоящей из уже готовой материи, не хочется думать, мыслить, работать, но люди обязаны работать. Яркие представители «белого времени» - дизайнеры, стилисты, массажисты.

«Черное время» - это теоретическое время, в котором нет прошлого, настоящего и будущего и которое регистрируется человеком в нестандартном для него положении, как правило, во сне; реализуется в свободном и спокойном размышлении. Оно вертикально. В нем находятся причины, процессы, следствия.Через тело человека, как антенну, оно входит в мозг и выходит через горло. «В черном времени вы становитесь вместилищем. Ваш мозг превращается в чашу, в чашу в виде блюда (антенны - М. С.). И эта чаша ...наполняется-наполняется-наполняется. Когда она наполнится до краев, будет сливать в этот мир словами, но только после наполнения» [8, 45]. Яркие представители «черного времени» - ученые, политики.

«Серое время» - это пограничное время между «черным» и «белым» временем, где обитает «Я» человека. В «сером времени» каждый человек получает дополнительную свободу. Здесь у него возникает мерность времени. «Серое время не характерно для планеты Земля, равно как и не характерно для разума типа человеческий, поскольку Серое время забирает все, что не смог использовать разум, явившийся на данную планету. В сером времени разрешающая способность возрастает. Человек начинает фиксировать то, что раньше не фиксировал ввиду малой скорости работы мозга. Скорость мозга увеличивается» [6,112].

«Время Зари» («сутевое время») - это концепт «времени», начинающего путь в «Струйную Вселенную». При этом Струнная, или Световая, и Струйная, или Лучевая, Вселенные отличаются «скоростью работы мозга, скоростью реакции и нормами оценки происходящего» [10, 27].

«Время Зари» - это состояние «ритможизни», где, по недоказанному практически утверждению Е. Д. Марченко, нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, где нет ни причин, ни процессов, ни следствий, где нет необходимости отслеживать исполнение своих желаний, так как все неукоснительно исполняется. Воспринимая время, человеческий мозг выступает в качестве наблюдателя. Первый интервал, который он выделяет, - это час. За часом следует минута, за минутой - предсекунда (интервал познания самого себя), за предсекундой - секунда, за секундой - миг. При этом течение внешнего и внутреннего времени различны; только в интервале «предсекунда» они совпадают.Первоначальная позиция мозга, привыкающего жить во времени, заключается в следующем: «В Белое время стекают события с интервала “Час”, в Черное время - с интервала “Минута”, в Серое время - с интервала “Секунда” и во время Зари - с интервала “Миг”» [10, 32]. Интервальность есть только плотность восприятия знакорядов и плотность озарений.

Можно также дискутировать по поводу интерпретации в работах Е. Д. Марченко концепта «Относительное время». По ее мнению, это время, которое можно приобрести только после календарного времени, путем «тренировки» мозга, усвоения знаний. С ним родиться нельзя. «Относительное время выделяет разноплановость резервуара памяти. У человека становится фотографической память. Каждое событие он способен воссоздать во всех подробностях, подтягивая прошлое и будущее с одинаковой достоверностью. Изумительная способность ораторского и лингвистического направления выделяет наделенного относительным временем. Его мудростью наслаждаются не только окружающие, но и он сам» [12,151].

На этапе относительного времени действует формула по прямой букве Z:информация - время -энергия - пространство или в форме сосуда:время- пространство - энергия - информация.По Z-формуле -когда успевают, а по форме сосуда - когда не успевают с ритмологическим пониманием ситуации.

Отношение изыскательницы к концепту «Абсолютное время»также вызывает обсуждения в научных кругах. Исследовательница считает, что переход к абсолютному времени происходит поэтапно. На этапе относительного времени человеческим мозгом фиксируются происходящие изменения, совершается процесс дематериализации. На этапе календарного времени человеческий мозг должен быть подготовлен к ответственности за каждое слово. Шутки, анекдоты и тому подобное должны быть оставлены. «На этапе Матрицы Пророков, - пишет Марченко, - идет только тотальное уплотнение ситуации. Подчиняются все, кто внизу, но совершенно не подчиняются те, кто вверху. От этого ощущение двойственности усиливается: с одной стороны, ты царь, с другой стороны ты нищий, или ничтожество, которое не способно соответствовать следующему этапу абсолютного времени» [12, 124-125]

Между относительным и абсолютным временем существует граница. И якобы человек достигает эту границу тогда, когда его мозг работает«сам по себе», когда забота о генетической программе, о земной эволюции, о хлебе насущном осталась «внизу» вместе с желаниями передать накопленный опыт будущим поколениям, оставить после себя нечто нетленное, познакомиться со всеми гениями человеческого разума. Человеческий мозг с этого момента выходит в виртуальность, его уже не интересует реальность, а область его интересов становится иррациональной.

На этапе абсолютного времени человеку не нужно оборачиваться на все оставленное позади, здесь прошлое, настоящее и будущее сворачиваются в единую точку, из которой выделяется причинно-следственная лента. Расчленение на этапы и переходы из одного этапа на другой совершаются в человеческом мозге. «Человек не способен достичь этого состояния в своем виде разума. Он должен суметь стать над человеком, под человеком, за человеком. Вместить в себя всехгением человеческого мозга... Перед достигшим абсолютного времени преклоняются. Безоговорочное право на вечную жизнь обретает вкусивший от абсолютного времени. Абсолютное время задает абсолютную признательность без колебаний, сомнений, анализа» [12, 152-153]. «Абсолютное время» свободно проникает в календарное и относительное время. Оно активизирует все, что находится в разумном состоянии.

Касательно концепта «ритмовремя» исследовательница также предлагает собственную несколько сомнительную трактовку, которая сводится к тому, что время, существующее во внутреннем мире человека, делится на три категории. «Первое время» - это время, которое выделено для жизни человека в момент его рождения и которым он сам распоряжается. «Второе время» - это время, получаемое от людей, которые его теряют. «Третье время» - это «ритмовремя»,которое входит языками «Радастеи», «переизлучением», прочтением, заучиванием ритмов. Следовательно, концепт «ритмовремя» - это время, которое содержит ритмы. Ритмовремя не существует изначально в явленном мире, оно проявляется лишь посредством специальных ритмов.

Эти три категории «внутреннего» времени Е. Д. Марченко в своих работах описывает в следующей художественной форме. В первом «дворце» человек структурирует концепт «время» вокруг себя, осознает его направленность, скорость, насыщенность, собирает время в «капсулу-гранулу» и вводит в свой мозг. Делает это человек самостоятельно: по чувству - какой ритм ему ближе; по смыслу - какой ритм ему понятнее; по жизни - какой ритм описывает его жизнь.

Во втором «дворце» человек сознательно делится временем с претендентами на него, с теми, кто нуждается в нем, посвящает время другим людям.

В третьем «дворце» человек собирает время из других людей,которые его просто-напросто теряют и оно уже никому не принадлежит. Время нельзя превращать в прах, его нужно взять и распорядиться им по своему усмотрению, например, для достижения счастья.

В четвертом «дворце» человек встречается с «ритмовременем». Здесь «ритмовремя» входит в мозг незаметно, наполняя, возбуждая, побуждая мозг к необычному, непривычному и невероятному. Вдруг вы, - пишет она, - начинаете размышлять и рассуждать о тех вещах, которые раньше не приходили вам в голову, вы очень удивляетесь: почему это так просто, так ясно, так очевидно, а до сих пор я даже не подумал об этом. Почему я не состыковывал столь близко расположенные события? Почему я раньше не видел причинно-следственных законов? Почему люди, за которыми я наблюдаю, не воспринимают ту очевидность? А все очень просто: у этих людей нет ритмовремени, а у вас (ритмологов -М. С.) оно появилось» [12, 118].

Концепты «время» и «ритм» - основные понятия концепта «ритмология», ведущие к овладению экзистенциальной субстанцией самосуществования человека, достижению им физического, душевного и духовного здоровья [1].

Концепты «время» и «ритм» тесным образом связываются друг с другом в человеческом мозге: «Ритм входит временем в мозг человека и делит его на три части: правое полушарие для приема, левое полушарие для словесного описания, задние доли для действия. Ось центрируется сверху вниз ритмовременем»[14, 194]. Правое полушарие и левое полушарие вбирают ритм, задние доли тоже втягивают в себя ритм, но несколько иным способом. Концепт «ритм» активизирует мозг, причем даже те его отделы, которые обычно не задействованы. А концепт «время» каким-то особым образом организует мозг так, что человек способен выявлять причины происходящих с ним событий, например, определять причины возникновения заболеваний.

Концепт «ритм» является ключом к концепту «время». Посредством времени человек может управлять энергией, пространством, информацией. Кроме этого, каждый человек может, используя ритмы, привлечь время для разворачивания событий своей жизни. Это возможно потому, что «время ритмомкапсулируется, гранулируется, упаковывается. Слова определенным образом подобраны с учетом числовых, звуковых, буквенных, цифровых скрижалей. Место каждой буквы тщательно просчитывается с учетом энерго-информпотенциала» [13,41]. Поскольку концепт «ритм» представляет собой соединение звуков, букв, слов, то вместе они образуют музыку, стихи, песни и так далее.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что вопрос о концептах, которые в своих работах анализируют отечественные ученые, прежде всего концепт «время», сегодня не менее актуален, чем 2500 лет назад. До сегодня никто так и не смог убедительно ответить на первый взгляд простой и «детский» вопрос: «Что такое время?». Естественно, что не могут дать на этот вопрос однозначно признанный в научных кругах ответ и росийские коллеги-исследователи.

Как следствие, единой теории и общепринятого понимания времени до сих пор не существует. При доминировании концепции относительности понятия «время» одновременно сосуществуют все четыре вышеуказанные модели. Это обусловлено тем, что бурное развитие информационной техники и технологий, которое совершается в современную эпоху, расщепляет сознание людей, освобождает их от власти механического (физического, химического) времени. Постепенно оно заменяется более удобным биологическим временем.

Сегодня также еще нельзя сказать, что концепт «время» в ритмологии Е. Д. Марченко вполне вписывается в современные философские и научные представления. Известно, что существуют и критические замечания в адрес концептуальных позиций этой исследовательницы. Однако их оценка не является целью работы автора настоящей статьи.

Библиографический список:

  • 1.     Величко, Г. Метод управления временем -источник физического, душевного и духовного здоровья человека / Г. В. Величко/ /URL: http://irlem.ru/ritm-i-nauka/metod-upravleniya-vremenem-istochnik-fizicheskogo-dushevnogo-i-dukhovnogo-zdorovya-chel
  • 2.      Козырев, Н. Избранные труды / Н. А. Козырев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
  • 3.      Козырев, Н. Причинная или несимметричная механика в линейном приближении / Н. А. Козырев. - Пулково:б. и., 1958.
  • 4.      Кравченко, С.Категория времени в физике и ритмологии / С. Н. Кравченко //URL: http:// dspace.susu.ac.ru
  • 5.      Левич, А. Время -субстанция или реляция?.. Отказ от противопоставления концепций / А. П. Левич// Философские исследования. - 1998. - № 1.
  • 6.      Марченко, Е. Времена календарей / Е. Д. Марченко. - СПб.: Ритмовзлет, 2013.
  • 7.      Марченко, Е. Время -это так... / Е. Д. Марченко. - М.: Ритм 25, 2011.
  • 8.      Марченко, Е. Время пришло / Е. Д. Марченко. - СПб.: Авторский Центр «РАДАТС», 2008.
  • 9.      Марченко, Е. Ничего случайного не бывает (Ритмология для каждого) / Е. Д. Марченко. - СПб.: АЦ«РАДАТС», 2008.
  • 10.  Марченко, Е. Освоение Ритмометода 7Р0, или Жизнь во времени / Е. Д. Марченко. - М.: Ритм 25, 2011.
  • 11.   Марченко, Е.Откровенное знакомство / Е. Д. Марченко. - СПб: Авторский центр «РАДАТС», 2003.    -Ч. 1.
  • 12.   Марченко, Е.Откровенное знакомство / Е. Д. Марченко. - СПб: Авторский центр «РАДАТС», 2004.    - Ч. 2.
  • 13.  Марченко, Е.Откровенное знакомство / Е. Д. Марченко. - СПб.: Авторский центр «РАДАТС»,2004. -Ч. 3.
  • 14.  Марченко, Е.Откровенное знакомство / Е. Д. Марченко. - СПб: Авторский центр «РАДАТС»,2006.-Ч. 4.
  • 15.   Марченко, Е.Ощущение времени: интервью / Е. Д. Марченко // Известия. - 2008. - 19 сентября.
  • 16.  Марченко, Е. Сам творю (Ритмология для каждого) / Е. Д. Марченко. - СПб.: Авторский центр «РАДАТС»,2008.
  • 17.   Марченко, Е. Учитесь опережать время! / Е. Д. Марченко // Независимая газета. - 2010. - 16 июля.
  • 18.  Марченко, Е. Я из времени. По материалам Радаста / Е. Д. Марченко. - СПб.: Авторский Центр РАДАТС, 2007.
  • 19.  Мезенцев, С. Трактовкавремени как субстанции в космологии Н. А. Козырева и ритмологии Е. Д. Марченко/ С. Д. Мезенцев // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2012. - № 5 (105).
  • 20.  Молчанов, Ю. Четыре концепции времени в философии и физике / Ю. Б. Молчанов. - М.: Наука, 1977.

Автор: С.Д. Мезенцев, проф., канд. наук

ИСТОЧНИК:  Вестник Евразийской академии административных наук №2 (39) 2017 г. 

Научно-теоретический журнал. (Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по юридическим и философским наукам (решение Президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России от 27 января 2016 года).

Ключевые слова: Философия, Время, Ритмология, Ритм
Источник: http://nauka-news.okis.ru/news/1464538
Материалы по теме
Москвина И.К. Ритмологические концепции конца XIX — начала XXI веков и ценности культуры: теоретическое и практическое наследие
...
Хрипун В.И. Ритм как организующий фактор имманентного изменения социокультурных систем
Сайт института ритмологии ИРЛЕМ
Шеляпин Н.В. Формирование идеологии социальной группы в России (на примере концепции "ритмология")
http://nauka-news.okis.ru/news/1468216
Философия Августина Аврелия
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия как социокультурный феномен
Стёпин В.С., Философия
Философия Жан-Жака Руссо
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия бессознательного
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Философия Альбера Камю
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Оставить комментарий