Методы психологического изучения профессий

К методам психологического изучения профессий относятся методы сбора информации об особенностях профессиональной среды и вытекающих из них требований к человеку, о свойствах субъекта труда и его требованиях к профсреде, а также методы упорядочения полученной информации. Традиционными в профессиографии являются методы опроса, наблюдения, эксперимента, которые дополняются регистрацией ряда факторов и функций, анализом документации и различными формами самонаблюдения.

Профессиографические методы

Анализ документации. Ознакомление с монографиями по технологии данного производства, статьями в периодических изданиях, с руководствами, инструкциями, наставлениями дает возможность выявить наиболее общие особенности деятельности: основные профессиональные задачи, важнейшие операции, характеристики режимов труда.

Метод опроса. В зависимости от цели исследования, от круга лиц, подлежащих опросу, от лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы или с помощью анкетных бланков. Преимущество беседы перед анкетным методом в том, что при беседе можно выяснить все непонятные технические вопросы, беседа позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно правильно. Трудности опроса заключаются в том, что даже люди, успешно работающие на производстве много лет, не всегда могут дать себе отчет в характере своих действий.

Анкетирование - получение письменных ответов на поставленные вопросы. Оно может быть двух типов. Можно проводить анкетирование по типу «свободного ответа» (ответ пишется в произвольной форме) и по типу «выбранного ответа» (нужно подчеркнуть один из заранее обусловленных ответов). Метод опроса является вспомогательным в профессиографии, он может быть использован на предварительном этапе ознакомления с профессией или для изучения тех сторон профессиональной деятельности, которые плохо поддаются наблюдению и экспериментальной проверке.

Метод наблюдения. Наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов позволяет дать более точное описание действий, приемов, движений работающих в соответствии с производственными задачами и результатами труда. Наблюдению подвергаются также оперирование орудиями, материалами, общение в процессе работы. Важным принципом наблюдения является сравнительный подход при изучении профессии. В зависимости от целей профессиограммы сравнительному наблюдению и анализу подвергаются рабочие с высокой и низкой производительностью труда, с большим опытом и новички, дающие высококачественную продукцию и допускающие брак. Это дает возможность лучше уяснить особенности и причины успеха и затруднений при овладении профессией, а также более четко выявить психологическую структуру профессиональной деятельности в целом.

Самонаблюдение и самоотчет. Самонаблюдение в профессиографии выступает в двух формах: в виде самоотчета специалиста и в виде самонаблюдения психолога, совмещающего в одном лице исследователя и рабочего.

В первом случае специалист получает инструкцию думать вслух в процессе работы, т.е. «проговорить» каждую операцию, каждое наблюдение за прибором и восприятие сигнала. Иногда с этой целью специалиста просят рассматривать наблюдателя как ученика и объяснять ему необходимые действия. Сначала самоотчет охватывает узкий крут объектов, потом этот круг расширяется.

Во втором варианте использования самонаблюдения в профессиографии сам психолог становится учеником и систематически изучает профессию, приобретая постепенно трудовые навыки, все больше и больше в них совершенствуясь. Это позволяет проследить специфические трудности и особенности овладения профессиональной деятельностью. Такой прием получил название трудового метода.

Экспериментальный метод. Эксперимент в профессиографии служит для проверки уже составленной психограммы. С этой целью выделяют несколько групп специалистов с различной профессиональной успешностью. У членов каждой группы с помощью специальных приборов, методик, бланков проверяются свойства, признанные в ориентировочной психограмме профессиональноважными. Результаты исследования сопоставляются с профессиональной успешностью при помощи метода корреляции.

Производственный эксперимент проводится в естественных для изучаемого работника условиях труда, на обычном для него рабочем месте. Создание экспериментальной ситуации может остаться вне сознания участников эксперимента. В этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность наблюдаемого. Такой производственный эксперимент является разновидностью классической формы естественного эксперимента. В других случаях (в частности, при изменении структуры изучаемой трудовой деятельности или организации рабочего места) экспериментальная ситуация создается открыто, сам работник становится активным участником создания экспериментальной ситуации и проведения эксперимента.

Особенностями производственного эксперимента являются неизбежное наличие неконтролируемых факторов (т.е. факторов, действие которых не установлено или не может быть количественно измерено) и необходимость получения максимальной информации в предельно короткий срок во избежание помех производственному процессу.

Личностные методы

Если анализ документации, опрос, наблюдение и другие методы профессиографии позволяют получить информацию как об особенностях профессиональных задач, объекта труда и других элементов профессиональной среды, так и о некоторых свойствах специалиста, то личностные методы направлены только на изучение субъекта труда, притом таких его особенностей, которые не поддаются тестированию или простому наблюдению. Свойства и отношения личности, лежащие в основе профессиональной успешности, могут иметь множество различных проявлений, оцениваемых либо самим испытуемым (в большинстве личностных опросников), либо людьми, хорошо его знающими по совместной работе (в методе независимых характеристик). Такими свойствами могут быть нейротизм, экстраверсия - интроверсия (по опроснику Айзенка). Более сложную картину личности работника получает исследователь, обратившийся к шест-надцатифакторному опроснику Кеттела.

Алгоритмический метод описания трудового процесса

Рассмотренные выше методы служат для сбора информации о субъекте труда или профессиональной среде. Вместе с тем существует ряд методов упорядочения полученной информации. Одним из таких методов является алгоритмический анализ. Алгоритм - строго предписанная последовательность действий, которая неизбежно приводит к решению задачи определенного класса. Эта последовательность может иметь словесное описание, в котором представлены все элементарные действия (операторы) и логические условия, определяющие их порядок, может быть описана в символической форме или в виде кинематического графика. Исследователями разработаны количественные методы оценки алгоритма, позволяющие характеризовать среднюю динамическую интенсивность рабочего процесса, стереотипность или логическую сложность операции и другие показатели.

Ключевые слова: Кадры
Материалы по теме
Понятие должности и должностного лица
КАБАЧЕНКО Т.С. Психология управления: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России...
Планирование работы с кадрами
Щёкин Г.В.Теория и практика управления персоналом.2003
Кадровый менеджмент
Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Законы Паркинсона
Полюшкевич О.А., Введение в психологию управления
Трудовые ресурсы в мировой экономике
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Стили профессионального общения
Евтихов О.В., Управление персоналом организации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 297 с...
Этапы разработки кадровой политики
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Понятие отбора персонала, его принципы
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Оставить комментарий