Выделяют четыре группы методов познания психологических явлений (по Б. Г. Ананьеву):
Организационные методы:
- сравнительный метод (разделение на группы по возрастам, форме деятельности и т. д.);
- лонгитюдный метод (обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени);
- комплексный метод (в исследовании объекта участвуют представители разных наук).
Эмпирические методы:
- наблюдение и самонаблюдение;
- экспериментальные методы;
- психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);
- анализ продуктов деятельности;
- биографические методы.
Методы обработки данных:
- количественный (статистический);
- качественный (дифференциация материала по группам, анализ).
Интерпретационные методы:
- генетический метод (анализ развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов);
- структурный метод (установление структурных связей между всеми характеристиками личности).
Основные методы
Наблюдение. Метод научно объясняет причины психологического явления, и проводится в естественной ситуации (достоинство метода) по программе, в которой Перечислены ожидаемые действия и реакции наблюдаемых с фиксацией частоты их появления. Недостаток метода — трудоемкость.
Эксперимент — вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется тот или иной психологический факт.
Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях с использованием аппаратуры. Действия испытуемого определяются инструкцией. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях при изучении познавательных возможностей на разных этапах возрастного развития.
В зависимости от степени вмешательства экспериментатора эксперимент может быть констатирующим и обучающим, или формирующим (осуществляется воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств).
К методам психологии можно отнести методы опроса, среди которых:
- метод беседы;
- анкетирование, интервьюирование;
- метод экспертных оценок;
- метод тестов.
В последнем методе но качеству тесты делят на стандартизованные и не стандартизованные, а по назначению — на общедиагностические, профессиональной пригодности, специальных способностей и тесты достижений. По материалу оперирования — на бланковые, предметные и аппаратурные.
Тесты бывают индивидуальные и групповые. По комплексности тесты делятся на изолированные тесты и тестовые наборы. По характеру ответов тесты подразделяют на тесты с предписанными и со свободными ответами. По области охвата психической активности их разделяют на тесты личности и интеллектуальные тесты.
Этапы психологического исследования. Любое психологическое исследование предполагает наличие определенных этапов: первый этап — подготовительный (сбор сведений, составление логической к хронологической схемы исследования, выбор контингента испытуемых, составление плана математической обработки и описания исследования); второй — эксперимент в соответствии с методикой исследования, состоящий из экспериментальных серий; третий — обработка данных с применением статистических приемов для проверки достоверности выводов; четвертый — интерпретация данных, окончательное выяснение правильности или ошибочности гипотезы.