Методика «Представления об идеальном родителе» (Р. В. Овчарова, Ю. А. Дегтярева)

Методика состоит из 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по семибалльной шкале (3, 2, 1, 0, 1, 2, 3) в зависимости от выраженности качества.

Структура методики. При отборе качеств использовались данные контент‑анализа родительских сочинений, которые дополнялись собственными идеями.

Все заложенные в методику качества дифференцированы по трем компонентам: когнитивный, эмоциональный, поведенческий; на каждый аспект приходится по 16 пар качеств.

При составлении методики все качества (внутри компонентов) подбирались по следующим антиномиям:

  • положительное – отрицательное (робкий – смелый, сильный – слабый);
  • должное – необязательное (должен быть справедливым – может быть несправедливым, должен все знать – может чего‑то не знать);
  • теплое – холодное (доверяющий детям – не доверяющий детям, сотрудничающий с детьми – соперничающий с детьми);
  • предлагаемое – отвергаемое (бескорыстный – расчетливый, альтруист – эгоист);
  • достижимое – неосуществимое (всегда терпелив – не всегда терпелив, всегда понимает – не всегда понимает);
  • •простое – сложное (решающий за детей – не решающий за детей, компетентный – некомпетентный).

Методика дана в том порядке, в котором она создавалась; в таблице приведены номера вопросов в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и антиномиями. Мы полагаем, что ее можно использовать в неизменном виде, так как испытуемым не видна внутренняя логика построения, например трудно угадать социально желаемые ответы.


Все качества, расположенные в опроснике справа, считаются нами более предпочтительными, чем те которые расположены слева. Мы предполагаем в большей степени качественную, чем количественную, обработку данных. Количественная обработка заключается в подсчете баллов испытуемого по каждому аспекту (когнитивный – первые 18 пар, эмоциональный – вторые 18 пар, с 19‑й по 36‑ю, поведенческий – последние 18 пар, с 37‑й по 54‑ю), в итоге получаем три показателя:

  1. когнитивный показатель представлений об идеальном родителе;
  2. эмоциональный показатель представлений об идеальном родителе;
  3. поведенческий показатель представлений об идеальном родителе.

Испытуемый может набрать от ‑54 до +54 по каждому из них (3 компонента, 18 пар качеств в каждом, максимальная оценка каждого качества 3 балла). Баллы, относящие к качествам справа, «положительным», берутся со знаком «плюс», а баллы, относящие к качествам слева, «отрицательным», берутся со знаком «минус».
Например, испытуемый сделал такой выбор:


При подсчете когнитивного аспекта (обе пары качеств относятся к нему) мы получим: +2 (так как «сильный» находится в правой части) и ‑1 (так как «неблагоразумный» находится в левой части). Итого: 2–1 = 1 и т. д. Качественная обработка заключается в анализе отдельных ответов испытуемого и полученных показателей (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).

Таблица 6. Опросный лист




Ключевые слова: Методики, Семья
Источник: Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Материалы по теме
Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Опросник «Сознательное родительство» (Р. В. Овчарова, М. О. Ермикина)
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Опросник родительской любви и симпатии (Р. В.Овчарова)
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Методики определения психологического и социального возраста
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Признаки функциональной и дисфункциональной семьи
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Конфликты родителей и детей
Анцупов А.Я., Конфликтология
Лабораторные методы исследования в психиатрии
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Оставить комментарий