Метод фотоинтервью в социологии

Визуальные источники иногда используются в качестве вспомогательного материала, например при проведении интервью. Идея техники фотоинтервью проста: в процесс исследовательского интервью включается рассматривание фотографии и ее комментирование респондентом, комментирование как содержания самой фотографии, так и (даже в большей степени) проблем и вопросов, которые она актуализирует. Фотография выступает в качестве своеобразного ключа, который позволяет респонденту вспомнить прошлое, сконцентрироваться на значимых для исследователя вопросах. Исследователь дает респонденту рассмотреть фотографию, а затем ставит вопросы, которые должны выявить его мнение и знания на тему, представленную на фотографии. Таким образом, фотография является основой разговора о пережитом респондентом опыте.

Существует целый ряд методов, аналогичных фотоинтервью, — это и видеоинтервью, и интервью, основанное на привлечении рисованного изображения. На роль фотографии как проводника в мир воспоминаний могут претендовать практически любые визуальные образы — рисунки, фильмы (мультфильмы), граффити, рекламные плакаты, — хотя чаще всего используются именно фотографии. В рамках всех аналогичных фотоинтервью методов для работы с респондентом могут привлекаться образы, которые не находятся непосредственно перед нашими глазами, но которые легко вспомнить, — общеизвестные изображения, символы, персонажи из культовых кинофильмов или мультфильмов и т.п. Не обязательно предъявлять респонденту распространенный в современной массовой культуре образ Че Гевары, Ю. Гагарина или Волка из мультфильма «Ну, погоди!», чтобы он вспомнил о соответствующем персонаже. Главное, чтобы образ вызвал нужные воспоминания и ассоциации, заинтересовал, побудил респондента к рассказу, а обозначит его исследователь с помощью слов или покажет изображение — не важно.

В рамках фотоинтервью фотография используется:

  • в качестве своеобразного зрительного стимула, пробуждающего воспоминания респондента и помогающего получить от него дополнительный словесный отклик, более значительный объем информации;
  • как источник, который помогает респонденту понять тему интервью, задаваемые вопросы;
  • как иллюстрация, требующая комментария, что актуально, например, при анализе существующих культурных различий или изучении субкультур.

Использование образов наравне со словами дает возможность получить более глубокий отклик у респондента, чем в случае использования одних лишь слов. Фотография пробуждает воспоминания, которые при ответе на вопрос в ходе традиционного интервью было бы невозможно извлечь из памяти респондента. Секрет таится в особенностях восприятия: визуальная информация стимулирует появление эмоций, ассоциаций, впечатлений, и, как следствие, события предстают перед вспоминающим человеком более полно и четко.

Помимо стимулирования или усиления воспоминаний или помощи в понимании темы и вопросов интервью, фотография может служить прекрасным средством, налаживающим контакт между интервьюируемым и интервьюером. В ситуации, когда человек испытывает смущение и дискомфорт, оттого что его личность и уникальный опыт являются предметом столь сильного интереса со стороны исследователя, обсуждение фотографии выступает своеобразным «спасательным кругом». Рассматривая фотографии, собеседники не обязаны удерживать контакт глаз и заполнять зависшие паузы в разговоре — они могут обращаться к фотографии как к нейтральному третьему.

Фотографии, используемые в ходе интервью для получения дополнительного отклика и, как следствие, более полной информации от респондента, могут быть разными. Помимо отдельных вещей, объектов или личностей фотографии могут представлять события, являющиеся частью коллективного или институционального прошлого. Это могут быть фотографии школы, места работы либо снимки, отражающие события, случившиеся в течение жизни респондента в стране или в мире. Такие образы могут находить отклик у респондента, даже если не отражают конкретные моменты событий его жизни: они способны вызвать ассоциации и воспоминания, связанные чем-то схожим из пережитого опыта или с событиями эпохи. Для многих жителей России старших поколений таковой может быть фотография деревенской свадьбы (если они выросли в деревне) или фотография очереди в мавзолей Ленина. Используются также снимки из домашних фотоальбомов самого респондента, отражающие наиболее личные моменты его общения с семьей, близкими людьми, его представления о себе и собственном теле и т. п.

Перед тем как провести интервью, необходимо подготовить снимки — подобрать их из разных источников или сделать самостоятельно, ориентируясь на свои задачи. В связи с этим исследователь нередко какое-то время предварительно наблюдает за респондентом. Иногда в ходе такого наблюдения он фотографирует респондента в той или иной ситуации, а потом использует полученные фотографии в ходе интервью с ним. В рамках одного из проектов, посвященных изучению того, как дети влияют на внутрисемейные изменения, швейцарская историк и социолог Р. Штайгер фотографировала семьи с детьми представителей разных социальных классов ее страны. Ее съемка, сконцентрированная преимущественно на детях, позволяла с легкостью определить материальные обстоятельства семей, обзаведшихся первым ребенком, и фиксировать дальнейшие изменения этих обстоятельств. Исследователь через определенное время снова фотографировала семьи, отмечая, как их члены «взрослели», меняли место жительства, как семья обзаводилась вторым и следующими детьми. Таким образом, она вела что-то вроде специфического фотоальбома для каждой из исследуемых семей. Рассматривание с представителями этих семей сделанных исследователем фотографий сопровождалось интервью, которое было сконцентрировано вокруг тематики семейных изменений.

Иногда наблюдение за респондентом необходимо для того, чтобы понять специфику деятельности человека и подготовить «работающие» фотографии. Подбор фотографий для фотоинтервью — задача не настолько простая, как кажется на первый взгляд. Может получиться так, что фотографии не только не вызовут желаемого отклика, но и спровоцируют обратный эффект, когда информант откажется продолжать интервью. В статье о возможностях включения фотографий в процесс исследовательского интервью Д. Харпер приводит пример собственного неудачного опыта общения с респондентами, когда предложенные им фотографии не вызвали никакого отклика, потому что были банальны. При изучении идентичности людей, занятых сельскохозяйственным и фермерским трудом, Харпер сделал фотографии, которые, как он понял впоследствии, были слишком похожи на образы, распространенные на страницах иллюстрированных специальных журналов по животноводству и сельскому хозяйству. Эти фотографии не «сломали рамки» привычного видения фермерами своих повседневных действий. Исследователь вышел из ситуации за счет нескольких кадров, выполненных с помощью аэрофотосъемки и предложивших нестандартные перспективы видения результатов фермерского труда, а также за счет привлечения фотографий из далекого и недавнего исторического прошлого фермеров, — они-то и вызвали желаемый отклик.

О недостатках социологических исследований, включающих фотографию в процесс сбора и анализа данных, следует сказать отдельно. Эти недостатки свойственны и фотоповествованию, и фотоинтервью в равной степени. Бывает, что респондент излишне фокусируется на фотографиях, что отвлекает его от поставленной перед ним задачи (в фоторассказе) или уводит в сторону от темы интервью (в фотоинтервью). Если фотографии сделаны (подобраны) неудачно, то это становится дополнительным источником сложностей: из-за большого количества однотипных фотографий может рассеиваться внимание; из-за банальных снимков исчезает возможность содержательного комментирования, что приводит к потере данных.

Ключевые слова: Методы, Социология
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Метод биографической прогулки в социологическом исследовании
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Партисипаторные методы в социологическом исследовании
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Шеляпин Н.В. Формирование идеологии социальной группы в России (на примере концепции "ритмология")
http://nauka-news.okis.ru/news/1468216
Понятие социальной структуры общества. Социальные общности и их виды
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Критическая теория общества
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Социальные учения Нового времени
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Системный и комплексный подходы в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Понятие культуры в классических социологических теориях
Ритерман Т.П., Социология
Оставить комментарий