Менталитет

Менталитет является комплексной и пограничной научной проблемой. Рассматривая феномен менталитета с точки зрения различных дисциплин, можно отметить специфическую его трактовку. Например, в психологии менталитет:

«... подсознательные, устойчивые мыслительные акты, выработанные многими предшествующими поколениями и закрепленные в национальном или социальном характере людей». (Э. Фромм)

Этнология и этнография, науки, занимающиеся изучением различных народов, осмысливают данный феномен только как составляющую часть формирования и развития этнической культуры.

Термин «менталитет» впервые начал использоваться в западноевропейской науке, точнее в исторической науке, когда ученые ощутили недостаточность традиционной методологии для более глубокого познания прошлого. В 30-е гг. XX в. представители французской исторической школы «Анналов» М. Блок, Ф. Бродель, Ж. Дюби, Р. Мандру и Л. Февр стали инициаторами разработки теории ментальностей, во главу угла ставившей исследование константных представлений, которые заложены в сознание людей культурой, языком, религией, воспитанием, социальным общением. Они создали особую методологию, которая обосновывала менталитет как важнейшую категорию современной исторической антропологии, где в основе лежит социально-культурная мотивация поведения людей, анализ явлений коллективной психологии, раскрытие глубинных процессов человеческой психологии, определяющих развитие истории. «Ментальность - центральная категория методологии Блока. Предмет истории - сознание людей. Анализ явлений коллективного сознания привел Блока к раскрытию глубин социальной структуры и ее движения... целостность, раскрытие которой есть для Блока конечная цель исторической науки, выражает себя именно через человеческое сознание -в нем смыкаются все социальные феномены». По мнению М. Блока, Ф. Броделя, Л. Февра, менталитет - это совокупность социально-психологических и духовно-нравственных черт, определяющих все стороны жизнедеятельности индивидов в обществе. Ф. Бродель связывает менталитет с устойчивыми социальными структурами. Представители нового поколения «Анналов» (Ж. Ле Гофф, Р. Мандру, Ж. Дюби и др. историки, а также культурологи Й. Хейзинга, Ж.-П. Вернан, П. Франкастель, Э. Панофски) пытались воссоздать менталитет разных культурных эпох.

Философия структурализма и постструктурализма (М. Фуко, М. Хайдеггер, Ю. Хабермас) вносит новое проблемное видение. М. Фуко предложил понятие «эписистема» как интеллектуальную проекцию структуры ментальности соответствующей эпохи.

В дальнейшем проблема менталитета исследовалась историками различных школ и направлений в США, Англии, Италии, Германии и Польше. Польские и немецкие историки и социологи связали понятие менталитета с социальной историей, стали рассматривать его не как чисто психологическое явление, а как социальное. Ж. Ле Гофф определил менталитет как «то общее, между Св. Людовиком и мужиками на его землях, между Христофором Колумбом и любым его матросом». Он высказывает мысль, что «менталитеты классов существуют вместе с объединяющими менталитетами, и остается изучать действия и тех и других» и отмечает:

«Менталитеты изменяются более медленно, чем что-нибудь другое, и их изменение учит, как медленно шествует история».

В середине 50-х гг. ХХ в. Ж. Дюби и Р. Мондру под ментальностью подразумевали некую систему находящихся в процессе исторического движения, изменения образов и представлений, которые «в разных группах и странах, составляющих общественную формацию, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей».

В целом для зарубежных ученых менталитет - это своеобразные установки сознания, неясные его структуры, включающие в себя основные представления о человеке, его месте в природе и обществе, его понимание Бога.

Что касается происхождения самого термина «менталитет», то многие исследователи связывают его с латинским словом mens и прилагательным от него mentalis, которое возникло в XIV в. в языке средневековой схоластики. Существительное же mentality возникает через 300 лет в Англии. Оно, как верно отмечают современные исследователи Е.А. Ануфриев и Л.В. Лесная, плод английской философии XVII в., где и осталось философским термином. Во Франции, отчасти благодаря Вольтеру, оно проникает в обыденный язык. В словаре С.И. Ожегова слово «менталитет» называется «книжным» и определяется как «мировосприятие, умонастроение».

В России менталитет как объект научного исследования появился сравнительно недавно, и первоначально методология его исследования была привнесена с Запада. Так, современный представитель отечественной школы «Анналов» А. Гуревич характеризует менталитет как устойчивую картину мира, присущую каждому индивиду в конкретно взятом социуме. Советские ученые пытались проанализировать глубинные пласты народной психики, выявить особенности национального характера. Прежде всего их заинтересовала этническая самобытность русского народа, его национального сознания.

В современной отечественной философской, исторической и культурологической мысли соседствуют весьма различные подходы к осмыслению данного термина. В частности, например, Г. Д. Гачев подходит к менталитету с позиций национального логоса, считая, что существуют национальные логики (русская, немецкая и т. д.), которые и находят свое проявление в менталитете; И. К. Пантин, к примеру, обосновывает точку зрения, согласно которой ментальность - это «выражение на уровне культуры народа исторических судеб страны, как некое единство характера исторических задач и способов их решения, закрепившихся в народном сознании, в культурных стереотипах. В менталитете определенной нации откладывается... её исторический опыт, перипетии ее формирования и развития. Менталитет.. - это своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся "коду" в любых обстоятельствах, не исключая катастрофические». По мнению А.П. Огурцова, «существует громадная неопределенность и большое разноречье в том, что понимается под ментальностью, - то ли противоречивая целостность картины мира, то ли дорефлективный слой сознания. То ли социокультурные автоматизмы сознания индивидов и групп, то ли глобальный, всеобъемлющий "эфир" культуры, в который погружены все члены общества». А.П. Бутенко и Ю.В. Колесниченко считают, что менталитет - это «определенное социально-психологическое состояние субъекта - нации, народности, народа, его граждан, - запечатлевшее в себе (не в "памяти народа", а в его подсознании) результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета». Т.С. Корнеева предлагает следующую трактовку менталитета:

«Менталитет - это социальная категория, в содержании которой отражаются социально-психологическое и духовное состояние субъекта истории (народа, нации, этноса, народности), которое складывается в результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-географических, этнических, социально-экономических и культурных условий его проживания и проявляется в различных видах деятельности».

В.С. Жидков и К.Б. Соколов в работе «Десять веков российской ментальности» определяют ментальность как изначальную картину мира, в которой отражаются определенные стороны человеческой жизнедеятельности. Ментальность - это образ социального целого и его субкультур, групп, классов, сословий; образ природы и способы воздействия на неё; представление о месте человека в структуре мироздания; представления о взаимоотношениях мира земного и мира трансцендентного. Большинство исследователей сходятся во мнении, что менталитет отражает социально-психологическое состояние этноса, которое складывается в результате исторически-длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-географических, этнических, социально-экономических и культурных условий проживания субъекта менталитета и проявляется в различных видах деятельности.

Наиболее приемлемым нам кажется определение менталитета, данное В.П. Визигиным в Новой философской энциклопедии: менталитет - это «глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; относительно устойчивая совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций культуры, социальных структур и всей среды жизнедеятельности человека и сама в свою очередь их формирует, выступая как порождающее начало, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики. «Зазор» между практически не зависимым от истории «коллективным бессознательным» и его «архетипами» (К. Юнг) и исторически изменчивыми «формами общественного сознания» (марксизм) локализует тот уровень, на котором располагаются структуры ментальности». Таким образом, менталитет есть выражение глубинных структур духовной жизни, фундаментальных устойчивых структур сознания. Это - психологическая детерминация поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся «коду». Менталитет - система образов и представлений социальных групп, которые регулируют их поведение и бытие в мире. Он обусловлен генетически, как коренное свойство этноса, предопределяющее его культуру, жизнь и судьбу, определяющее сущностные глубины сознания людей, символы их веры. Как верно подмечает В. К. Егоров, «менталитет потому и менталитет, что он определяет и опыт, и поведение индивида и социальных групп. Анализ такого рода априорных структур сознания, инвариантных слоев в жизневосприятии и сознании человека предполагает, что эти "глубинные" слои определяют и рефлексивные акты, и осознанное поведение». Иными словами, одним из основных атрибутов менталитета выступает идентичность, обусловленная общностью социальных условий, в которых формируется сознание. Идентичность проявляется в способности людей наделять одинаковыми значениями одни и те же явления объективного и субъективного мира, т. е. тождественным образом их сознательно интерпретировать и выражать в одних и тех же символах. Менталитет, таким образом, представляет собой совокупность символов, формирующихся в рамках каждой данной культурно-исторической эпохи и закрепляющихся в сознании людей в процессе общения с себе подобными, т. е. в результате повторений.

В. К. Трофимов пишет, что национальный менталитет есть «присущая национальной общности стабильная совокупность иррациональных и рациональных особенностей коллективных представлений о мире, специфический склад мышления, чувств, верований, установок, которые опредмечиваются в материальной и духовной культуре, а также в особенностях функционирования и организации социальных институтов». По мнению автора, в структуре национального менталитета можно выделить два компонента:

  • сущность, т. е. внутренние, глубинные, нередко потаенные коллективные представления, установки, мыслительные и эмоциональные конструкции;
  • явление, т. е. внешнее обнаружение внутренних свойств менталитета в особенностях поведенческих реакций этнофоров, в специфике организации социальной и политической жизни, а также в несущих национальную окраску продуктах материальной и духовной культуры.

Менталитет - дорефлективный слой сознания, социокультурные автоматизмы сознания. Он детерминирован в большей степени традицией и культурой, чем наличными производственными отношениями и социальным строем. Менталитет - это ма-лоизменяющаяся устойчивая структура сознания, выражающаяся в поведении, жизнедеятельности и рефлексии личности или народа. Эти фундаментальные структуры сознания обусловлены культурой, языком, религией, воспитанием, социальным общением. Менталитет, формируясь или вырабатываясь исторически в каждый конкретный отрезок времени, представляет собой совокупность социально-психологических черт и качеств, сумму детерминируемых ими поведенческих реакций, проявляющихся во всех сторонах жизнедеятельности данной человеческой общности и составляющих её индивидов. Иными словами, как верно отмечают современные исследователи, «менталитет - это записанный в материальных основах психики определенный поведенческий код, детерминирующий устойчивое социально-психологическое состояние субъекта (человека, нации, народа), это, если можно так выразиться, та органическая целостность социально-психологических качеств и черт, присущих именно этому народу, этой общности и составляющим её гражданам, которая обуславливает именно такую, а не иную реакцию субъекта менталитета на изменение окружающих условий».

А. В. Старыгина в своей работе отмечает, что можно выделить несколько характерных для менталитета свойств:

  1. нерефлектируемость, неосознанность или неполная осознанность, стереотипичность проявления (подсознательный характер реагирования);
  2. высокая устойчивость;
  3. проявление регулирующего воздействия на сознательном и поведенческом уровне индивидов, представителей культурной общности.

Если говорить о структуре менталитета, то можно утверждать, что он включает в себя, в первую очередь, нечто коллективное, такие структуры, которые действуют не осознанно, а эмоционально, нечто, вызывающее определенные реакции у субъекта менталитета. Это коллективное бессознательное представляет собой систему коренившихся способов, форм и норм жизнедеятельности, традиций, стереотипов поведения. Ученые сегодня не отрицают роль базовых, нерефлектируемых компонентов в формировании рационального, логического в сознании, в том числе применительно к коллективному сознанию и коллективному бессознательному. Менталитет содержит неосознаваемые, естественные для данной общности ценностные ориентации, архетипы, лежащие в основе коллективных представлений о мире и месте в нем человека. Таким образом, менталитет - это архетипы сознания. Они - самые устойчивые структуры, которые сохраняются на протяжении длительных исторических периодов в поведении, мышлении и деятельности человека. Важно отметить, что архетипы в менталитете служат механизмом взаимодействия между различными компонентами культуры. Они являются устойчивыми, интегрированными в менталитет культуры социума социальными установками, проявляющимися бессознательно, на уровне генетической памяти. В определенные периоды социального развития архетипические представления из периферийной формы становятся центральными, структурообразующими формами сознания. Т.С. Корнеева предлагает следующую структуру менталитета, выделяя три основных компонента.

• Первый - социокультурный компонент. Он включает в себя своеобразие духовного, экономического, религиозного, политического уклада.
• Второй - психологический компонент, выраженный в двух основных уровнях:

  • уровень социальной психологии (национальный и социальный характер);
  • уровень индивидуальной психологии (конкретные проявления социально-психологических и национальных установок у каждого индивида).

• Цивилизационный компонент. Он представляет собой рациональные смыслы культуры и является интеллектуальным обеспечением цивилизации.

Все три компонента, по мысли исследователя, взаимосвязаны и взаимодополняемы. В совокупности своей они образуют «матрицу» феномена «менталитет». Автор также говорит о наличии трех основных типов менталитета: западного, восточного и российского, следуя существующей традиции разграничения по трем типам общества: Запад, Восток, Евразия. Сравнивая менталитет как матрицу трех типов обществ, Т.С. Корнеева приходит к выводу о том, что «менталитет каждой нации (народа) связан с геополитическими и природными условиями, в которых формируются данные общества, особенностями быта, традиций, ритуалов, основы которых - в глубокой древности. Конкретный тип менталитета имеет духовные истоки, уходящие корнями в религию. Древнейшие священные тексты содержат духовный заряд для своеобразного развития целого народа. Разные ментальности - это разные типы идеальной реальности».

Таким образом, исследователь отмечает важную роль в формировании менталитета следующих факторов: природного, геополитического, религиозного и, как следствие вышеназванных факторов, фактор социальной организации как специфическое отражение особых условий формирования и существования того или иного общества.

Основными причинами формирования менталитета А.П. Бутенко, Ю. В. Колесниченко называют:

  1. расово-этнические качества общности, т. е. природные качества самого субъекта менталитета;
  2. естественно-географические условия проживания данной общности;
  3. устойчивые результаты многовекового взаимодействия данной общности и условий её проживания.

В работах В.К. Трофимова впервые основные детерминанты, определяющие своеобразие менталитета того или иного этноса, интерпретируются через призму четырех способов философствования:

  • натурализм признает решающую роль географического фактора (Ш. Монтескье) и биологической наследственности (О. Бауэр);
  • социоцентризм говорит о решающей роли социально-экономических факторов (Ф. Энгельс, П.И. Гнатенко);
  • теоцентризм абсолютизирует роль религии (П.Я. Чаадаев);
  • антропоцентризм отводит решающую роль особенностям национальной системы воспитания и социализации детей в семье (Дж. Горер, Э. Эриксон).

Современные авторы Ю.Н. Солонин и М.С. Каган выделяют следующие особенности менталитета.
1. Менталитет отражает специфические особенности определенного типа культуры, своеобразный образ мыслей, который складывается у тех, кто принадлежит к данной культуре. А.Я. Гу-ревич замечал: «Если вычесть из общественного сознания то, что составляет общечеловеческое начало, в остатке мы найдем менталитет общества». Например, гнев против убийцы, принесшего смерть родственнику, - это общечеловеческое свойство, а кровная месть - черта менталитета, характерного для общества с примитивной культурой. Ментальность обусловлена не общечеловеческими механизмами и закономерностями психики, а особенностями культуры. Общечеловеческие механизмы и закономерности психики называются культурно-независимыми, т. е. одинаковыми среди всех культур. Ментальность всегда культурно зависима, т. е. её содержание определяется культурой и является у представителей разных культур различной.
2. Менталитет представляет собой исторически обусловленный феномен. Социальные преобразования и эволюция культуры ведут к тому, что менталитет изменяется. Но изменение его - сравнительно медленный процесс. В отличие от кратковременных, переменчивых настроений общества, колебания общественного мнения и эмоциональных порывов, которые могут охватывать большие массы людей и весь народ в целом, менталитет устойчив и консервативен. Он сохраняется почти в одном и том же виде на протяжении целых исторических эпох. Трансформация его происходит лишь вследствие значительных культурных перемен.
3. Менталитет входит в структуру индивидуальной психики человека в процессе его приобщения к данной культуре. Каждый ещё ребенком усваивает менталитет своего народа - овладевая национальным языком, слушая сказки и колыбельные песни, адаптируясь к бытовым условиям жизни. Складывающаяся с раннего детства ментальность личности включает в себя как общие установки национальной культуры, так и их вариации, связанные с особенностями субкультурной среды, в которой личность живет. В течение жизни ментальность индивида может модифицироваться, но происходит это только при попадании его под воздействие ментального поля какой-либо новой для него культурной формы и, как правило, бывает связано с глубокими психологическими сдвигами.
4. В менталитете общественное и индивидуальное сливаются вместе и становятся неразличимыми. Он представляет собой и общественное явление, которое выступает как независимая от отдельных людей социокультурная реальность, и явление личностное, характеризующее психику отдельного человека. Менталитет народа есть одновременно и ментальность его отдельных представителей. Социолог Э. Дюркгейм называл мысленные образования такого рода «коллективными представлениями», подчеркивая, что они не зависят от личной природы индивидов, хотя и существуют в их головах. Эти представления не сотворены индивидами, а навязываются им извне, из «коллективной жизни» в общей культурной среде. По выражению А.Я. Гуревича, не только человек обладает определенной ментальностью, но и она им обладает.
5. Менталитет укореняется в бессознательных глубинах человеческой психики, и его носители могут осознать его содержание лишь ценой специальных усилий. Ментальные установки обычно кажутся человеку чем-то само собой разумеющимся, и он просто исходит из них в своем мышлении и поведении, не отдавая себе отчета, почему он мыслит и действует так, а не иначе. Менталитет может быть только «тестирован» извне, отслежен нами там, где мы видим что-то непохожее на нас самих.

Ключевые слова: Социум, Традиции, Общество, Архетип
Источник: Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие / Н.П. Монина. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011. - 196 с.
Материалы по теме
Национальный характер
Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие /...
Соотношение понятий «ментальность» и «менталитет»
Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие /...
Уровни ментальности
Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие /...
Социальная структура и стратификация общества
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Понятие социального конфликта. Общественное согласие
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Общество как социокультурная система
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Понятие «гражданское общество»
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Структура (строение) общества
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Оставить комментарий