Массовая или «креативная» культура

Массовая культура - это своеобразный феномен современной культуры, которая ничего не производит, но сосредоточена на процессах потребления, будь то вещи, удовольствия, наслаждение или информация. В западной научной литературе принят термин популярная культура. Начиная с древнейших цивилизаций явления массовой культуры встречаются в истории, однако подлинная массовая культура зарождается только в Новое время, в период, когда в обществе проходят процессы индустриализации, урбанизации, становления всеобщей грамотности населения и трансляции информации. Особое место массовая культура занимает начиная со второй половины XX века, в связи с переходом к информационному типу общества, и именно в этот период она становится предметом теоретических исследований. Можно говорить о теоретическом плюрализме в изучении этой стороны современной культуры, что безусловно затрудняет выстраивание единой общей теории массовой культуры. Известный исследователь массовой культуры Е.Н. Шапинская предлагает условное разграничение понятий «массовая культура» и «популярная культура»: под массовой культурой следует понимать культуру массового общества, оформившуюся в период индустриального и информационного обществ; под популярной культурой следует понимать область культуры, которая понятна большинству населения в любую историческую эпоху.

Исследователи массовой культуры видят причину низкого её уровня в коммерческом характере культуры, превращающей произведения культуры в товар, который востребован самой широкой частью общества. Примерами могут служить жанр вестерна или голливудская система звезд. Большинство людей в индустриальном обществе стремятся «к потреблению стандартных произведений массовой культуры, так как популярная музыка и кино примиряют людей с их судьбой, давая возможность временно уйти от забот и тревог»37. Стандартизация делает массовую культуру плодовитой и легкодоступной. Если в ранние эпохи трансляционную роль культуры выполняли служители культов, то в современный период эту роль выполняют средства массовой информации: многочисленные информационные ролики вводят нас в пласт повседневной культуры, рассказывая о том, какую одежду следует носить, какую пищу принимать, какими порошками стирать, какой макияж наносить, какие путешествия совершать и др. Реклама вошла в жизнь современной культуры и стала её неотъемлемой частью. Если театральная или кинореклама еще пытаются сохранить художественный стиль, то многочисленные транспаранты на дорожных трассах просто рекламируют дачи, машины, квартиры, которые следует приобретать. Электронная книга, которая входит в мир массовой культуры и прочно завоёвывает в ней свои позиции, перестает быть художественным произведением, над которой помимо автора текста работает художник. Печатная книга, как некогда и рукописная книга начинает превращаться в раритет, и вскоре займет своё место в музейных витринах. Все реже в метро можно встретить пассажира с художественной книгой в руках, люди пользуются техническими средствами, они не видят ничего кроме самого текста. Это не может не отразиться на изменении мировоззрения и мышления нашего современника. Поэзия рисунка или виньетки перестает волновать ум и воображение читателя, художественный шрифт тоже.

В эпоху постмодернизма происходит существенное проникновение массовой культуры в сферу высокой культуры. Проявляется новый путь театра - путь превращения в «рынок культурных услуг»: слияние театра и бизнеса, театра и клубной культуры, появления антрепризы без каких-либо сценических поисков и открытий. Происходит активное включение массовой культуры в театральное искусство, в театральное творчество. На спектаклях Большого театра зрителю предлагают читать перевод текста с иностранного языка в период действия спектакля (вверху, над сценой находится транспарант с бегущей строкой), зритель не знает, включаться ли ему в действие спектакля или смотреть вверх и читать текст. К культурной доминанте в современный период можно отнести виртуализацию, считая, что предпосылками виртуализации общественного сознания послужили информационное общество и социокультурный феномен компьютеризации.

Общество обращается к этой «третьей реальности», как к спасению, погружаясь в «гипнотический сон», создавая новую реальность и новую мифологию. Театр с помощью блогов и социальных сетей формирует особый формат спектакля, который предстает в виде фотографий, трейлеров, музыки, обсуждений, хроник репетиционных процессов и промежуточных стадий работы. В массовом восприятии между искусством и развлечением стирается граница. Происходит деформация основных категорий театральной культуры - действия и конфликта. Действие как внутренняя жизнь драмы и действующих лиц, как это понимал К.С. Станиславский (сквозное действие) трансформируется в действия, которые могут уже происходить не на сцене, а переходят, в зрительный зал; действия могут осуществляться между режиссером и театром, театром и властью; действием может считаться любое действие артиста на сцене. Конфликт в сценическом произведении также претерпевает изменения, однако именно конфликт структурирует композицию и жанр спектакля. Изменения происходят и в современной лексике. Электронная почта, sms-сообщения возродили уже почти умерший эпистолярный жанр, что привело к вторжению в театральную культуру низкого разговорного стиля, и, как следствие, происходит формирование нового языка театра - в значении новой лексики. Новый язык рождает и новое направление в театральной культуре - документальное. Другой тенденцией в эпоху постмодернизма является усиление роли таких периферийных ранее жанров как литературный театр, поэтические вечера, спектакли-читки, моноспектакли, а также движение театра в сторону внежанровых структур. Особенность нового времени просматривается и в возможности отхода от режиссерского театра, подчинении режиссера, художника и автора - актеру. Следует отметить изменение театрального жанра и с социальной точки зрения - тенденция возникновения многофункциональных театральных центров, творческих лабораторий, театров-клубов и др. Исследования по-новому очерчивают и роль зрителя в театре, отводя ему критическое и функционально-значимое место. Современным социальным проявлением театра служит выражение некой революционности и гражданского чувства.

Телевизионные сериалы, женские романы, спортивные передачи, новости из мира моды или передачи о различных народных рецептах питания предназначены совершенно различным зрительским аудиториям. Эти аудитории составляют сложное социальное пространство, в котором значимое место отводится массовой культуре - она выполняет объединительную роль. Массовая культура становится одним из факторов образования всемирного культурного пространства и достигает своего потребителя благодаря средствам массовой коммуникации. Здесь можно подчеркнуть связь массовой культуры с медиакультурой, к которой принято относить кино, радио, телевидение, видео, газеты, журналы. Книжные новинки, бестселлеры быстро экранизируются, создаются телесериалы, песни существуют в форме клипов. Массовая культура в эпоху информационных технологий перестает быть единым пространством, она представляет сложно структурированный культурный феномен. Массовой культуре обычно противопоставляется культура элитарная, или, как её принято обозначать в современный период - культура креативная. Исследованием креативной культуры занимаются такие научные дисциплины, как филология, искусствознание, религиоведение. Это культура политической элиты, научной, художественной и церковной интеллигенции. Креативная культура - это культура творческая, разрабатывающая способы адаптации к новым общественным условиям и обстоятельствам Бытия в виде новых технологий, новых форм социальной организации и коммуникации, новых приемов познания мира38. Креативная культура способствует углублению стратификации общества и обслуживает, прежде всего, эксклюзивный заказ высокостатусной части населения. В недрах этой культуры постоянно происходит конкуренция за место в социально-статусной иерархии. Деятели креативной культуры - это личности с ярко выраженной индивидуальностью. Креативная культура воспроизводится из поколения в поколение посредством специализированного, узкопрофильного образования. Следует отметить, что и массовая и креативная культуры - это городская культура. Представителями этих культур являются все страты городского общества от высокостатусных материальных производителей до средне- и низкостатусного городского населения.

Литература

  1. Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». М., 2003.
  2. Разлогов К. Коммерция и творчество. Враги или союзники? М., 1992.
  3. Шапинская Е.Н. Массовая культура XX века: очерк теорий // Полигнозис. 2000. № 2.
  4. Шапинская Е.Н. Очерки популярной культуры. М., 2008.
  5. Шапинская Е.Н. Массовая культура в контексте современных социальных процессов: учебное пособие/ отв. ред. И.М. Быховская. Государственный институт искусствознания, Российский институт культурологии, Едиториал УРСС. М., 2005.
Ключевые слова: Культура
Источник: Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Материалы по теме
Структура политической культуры
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Природа культурных ценностей
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Функционалистская концепция культуры
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Формы распространения культуры
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Сфера культуры как сфера услуг
Тульчинский Г.Л., Менеджмент в сфере культуры
Институциональные и структурно-функциональные концепции культуры
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Конфуцианско-дальневосточный культурный регион
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Возрождение в Испании
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Оставить комментарий