Марксисты в российской социологии

1890-е годы характеризуются усилением позиций экономического детерминизма («марксистской социологии») и «методологического монизма», когда единственной основой, «базисом» всей социальной жизни объявлялась экономика, способ производства, а основой социального процесса — «исторический (экономический) материализм» (Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов (Ленин), П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский). Первоначально марксисты стали равноправной частью российского социологического сообщества, активно участвуя в продвижении идей науки об обществе. Так, марксистское направление было опредставлено в деятельности Русской высшей школы общественных наук, основанной М. М. Ковалевским в 1901 г. в Париже, где преподавали Струве, Туган-Барановский, Плеханов, Ульянов (Ленин) и др. После революции 1917 г. марксистские воззрения на общественную жизнь приобрели статус господствующей идеологии и постепенно в течение 1920-х годов вытеснили из академической среды все другие направления социологической мысли. В короткий период сосуществования в Советской России марксистского и немарксистских направлений наиболее заметным представителем первого стал Н. И. Бухарин.

Бухарин Николай Иванович (1888-1938) — большевистский политический деятель, один из лидеров ВКП(б) в 1920-х годах, философ и социолог. Основные его работы социологического характера: «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии (1921), «К постановке проблем исторического материализма» (1923), «Дарвинизм и марксизм» (1932), «Учение Маркса и его историческое значение» (1933).

После 1890 г. складывающимися тогда новейшими социологическими школами был брошен теоретический вызов марксизму. В то время социология стремилась к широким социальным теориям исторического масштаба. Главные представители этой новой науки — Э. Дюркгейм, Б. Кроче, М. Вебер — различным образом критически возражали марксизму; во всяком случае, каждый из них по-своему выступал против этого влиятельного учения.

Новейшая социология оказала значительное влияние на Бухарина. Он понимал, что недавно возникшие научные теории общества, представлявшие собой критику марксизма, угрожали привести к ревизии его как социальной науки и, вероятно, к выхолащиванию его как мировоззрения. Но Бухарин также признавал и достижения новейших социологических школ. В противоположность практике советских обществоведов (с конца 1930-х до середины 1950-х годов) он не отбрасывал полностью социологическую мысль, пытаясь вместо этого направить против нее ее же собственное оружие. Для него исторический материализм и был социологией. Решению этих вопросов посвящена работа Бухарина «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии», первое издание которой вышло в 1921 г. Она неоднократно переиздавалась до 1929 г., была переведена на английский язык и издана в 1926 г. в Лондоне, а в Нью-Йорке вышло четыре ее издания (1925, 1928, 1933 и 1934 гг.). Кроме того, она была переведена на немецкий (1922 г.), французский (1927 г.), испанский (1933 г.) и другие языки.

Бухарин считал, что интересы рабочего класса как до завоевания им власти, так и после требуют знаний об обществе, общественном хозяйстве, составляющих общество классах, их поведении, об общественном сознании. Общественные науки носят классовый характер, поскольку каждый класс имеет свою практику, а общественные науки родятся из практики. Каждый класс обладает своим взглядом на вещи: буржуазная практика требует одного, а пролетарская другого, поэтому общественная наука у буржуазии одна, а у пролетариата другая — это марксистская теория, основой которой, полагал Бухарин, является теория исторического материализма.

Общественные науки многообразны, но всю общественную жизнь, по мнению Бухарина, рассматривают только две из них — история и социология. В равной степени рассматривая общественную жизнь во всей ее сложности, история и социология тем не менее решают разные задачи. Если история, по мысли Бухарина, прослеживает и описывает, как протекал поток общественной жизни в такое-то время, в таком-то месте, то социология ставит общие вопросы об устройстве общества, соотношении различных общественных явлений (хозяйства, права, науки и т. п.) и общественном развитии. Социология определяется им как наиболее общая (абстрактная) из общественных наук. История призвана давать материал для социологических выводов и обобщений, социология же, в свою очередь, должна указывать метод для истории.

К проблемам социологической науки Бухарин относит проблемы причины и цели в общественных науках. Он обсуждает специфику общественных законов, роль субъективного фактора в общественном развитии, анализирует причинно-следственные связи. В этом контексте дается критика телеологической точки зрения на исторический процесс и решается проблема соотношения общественной необходимости и свободы воли, необходимости и случайности, степени предопределенности и возможности предвидения общественных изменений.

Исторический материализм для Бухарина — это не политическая экономия и не история. Это общее учение об обществе и законах его развития, т. е. социология. Бухарин настаивал, что у рабочего класса есть «своя, пролетарская социология», а именно исторический материализм, принципы которого были изложены Марксом в работе «К критике политической экономии». Это учение также именуют материалистическим методом в истории или просто «экономическим материализмом», однако Бухарин особо подчеркивал, что пролетарская социология является не только «живым методом» исторического познания, но и теорией, обладающей своим научным содержанием. Она представляет собой общее учение об обществе, законах его развития и не входит в состав философского знания, являясь не философией, а наукой. Этой позиции Бухарин придерживался и в 1930-е годы, когда такая точка зрения уже вошла в противоречие с официальной доктриной большевистской партии, предполагавшей, что исторический материализм является философской основой всех общественных наук. Книга Бухарина «Теория исторического материализма» представляла собой попытку видного марксиста принять во внимание сложившиеся тогда основные понятия социологической теории и социологических исследований, встроить марксизм в процесс научного познания. Однако такой подход не нашел поддержки у советских идеологов, стремившихся к утверждению безусловного приоритета марксизма.

Следует также отметить, что среди российских теоретиков, породивших разные версии марксистской теории в целом, Бухарин был первым, кто выделил социологию в отдельную науку, указал на ее предмет — общие законы функционирования и развития общества. Столь ясной постановки проблемы и ее решения не было ни у Богданова, ни у Плеханова, ни у Ленина.

Ключевые слова: Марксизм, Социология, История
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Исторический материализм К. Маркса и проект «научного социализма»
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Критическая теория Франкфуртской школы
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Парадигмальный кризис в социологии 1960-1970-х годов
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Протосоциология
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Французская постмодернистская социологическая теория
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Классическая социология
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Предмет и история социологии, её структура, функции и методы
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Неоклассическая социология
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Оставить комментарий