Максимизация прибыли

Несмотря на разнообразие мотивов, большинство товаров и услуг, предлагаемых для продажи в рыночной экономике, продаются частными фирмами, основной причиной существования которых является стремление получить прибыль их собственниками. Прибыль фирмы — это разность между валовым доходом, полученным от продажи ее продукта, и всеми издержками, понесенными при его производстве.

Прибыль — разность между валовым доходом фирмы, полученным от продажи ее продукта, и всеми издержками (явными и неявными), понесенными при его производстве.

Максимизирующая прибыль фирма — это такая фирма, чьей важнейшей целью является максимизация величины получаемой ею прибыли. Кривые предложения, которые экономисты используют в стандартной теории предложения и спроса, основаны на допущении, что товары продаются максимизирующими прибыль фирмами на рынках с совершенной конкуренцией — рынках, где отдельные фирмы не оказывают влияние на рыночные цены продаваемых ими продуктов. Из-за своей неспособности оказывать воздействие на рыночную цену фирмы в условиях совершенной конкуренции часто описываются как ценополучатели.

Максимизирующая прибыль фирма — фирма, чьей важнейшей целью является максимизация разности между ее валовым доходом и всеми издержками.

Рынок с совершенной конкуренцией — рынок, на котором отсутствуют индивидуальные поставщики, оказывающие существенное влияние на рыночные цены продуктов.

Ценополучатель — фирма, которая не оказывает влияние на цену, по которой продается ее продукт.

Рынок с совершенной конкуренцией характеризуется следующими четырьмя условиями:

  1. Все фирмы продают одинаковый стандартизированный продукт. Хотя это условие практически никогда не соблюдается буквально, оно рассматривается как приблизительно верно описывающее ситуацию на многих рынках. Так, рынок строительных бетонных блоков определенного размера или яблок конкретного сорта может быть описан подобным образом. Это условие предполагает, что покупатели могут переключиться на другого продавца, если тот предложит им более низкую цену.
  2. На рынке действует множество покупателей и продавцов, каждый из которых покупает или продает только незначительную часть всего количества торгуемых товаров. Это условие предполагает, что индивидуальные покупатели и продавцы являются ценополучателями, т. е. рыночная цена продукта рассматривается как фиксированная сумма, находящаяся за пределами их контроля. К примеру, решение отдельного фермера об отведении меньшей площади на выращивание пшеницы не окажет соответствующего влияния на рыночную цену пшеницы, так же как и решение отдельного потребителя стать вегетарианцем не окажет ощутимого влияния на цену мяса.
  3. Производственные ресурсы являются мобильными. Это условие предполагает, что если потенциальный продавец выявит возможность ведения прибыльного бизнеса на рынке, он будет способен получить труд, капитал и другие производственные ресурсы, необходимые для входа на этот рынок. Иначе говоря, продавцы, которые не удовлетворены возможностями на данном рынке, могут свободно покинуть его и использовать имеющиеся у них ресурсы где-то еще.
  4. Покупатели и продавцы хорошо информированы. Это условие предполагает, что покупатели и продавцы осведомлены о релевантных возможностях для них. Если это не так, покупатели оказываются не способными найти продавцов, предлагающих товар по более низким ценам, а продавцы оказываются не способными использовать свои ресурсы на рынках, на которых они могли бы получить больше прибыли.

Рынок пшеницы является почти таким рынком с совершенной конкуренцией. Однако рынок операционных систем для настольных компьютеров — нет. Более 90% операционных систем для персональных компьютеров продается компанией Microsof, которая оказывает достаточное влияние на рынок в целом, чтобы иметь значительный контроль над назначаемыми ею ценами. К примеру, если она увеличит цену последней версии Windows, скажем, на 20%, некоторые потребители могут переключиться на Macintosh или Linux, другие могут отложить очередное обновление на потом, но многие (возможно даже, большинство) продолжат реализацию своих планов, покупая Windows.

В отличие от этого ситуация, когда отдельный фермер, выращивающий пшеницу, решит назначить цену, всего на несколько центов превышающую текущую рыночную цену бушеля пшеницы, он не сможет продать свою пшеницу вовсе. И поскольку он может продать столько пшеницы, сколько пожелает при рыночной цене, он не имеет стимулов снижать цену.

Ключевые слова: Прибыль
Источник: Бернанке Б., Фрэнк Р. - Экономикс. Экспресс-курс
Материалы по теме
Распределение прибыли
Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000
Общая сравнительная характеристика подходов к определению прибыли
Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Управление прибыльностью
Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Объект обложения налогом на прибыль
Карп М.В. - Налоговый менеджмент - 2001
Правовой режим прибыли
В, С. Белых, Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Виды прибыли
Липсиц И.В., Экономика
Налог на доходы физических лиц
Крюков А.В, Бухгалтерский учет с нуля (бухучет для начинающих)-2010
Максимизация прибыли монополистом
А.С.Булатов, Экономика
Оставить комментарий