Лидерство и пол

Гендерная психология лидерства как научное направление стало интенсивно формироваться под влиянием феминистского движения с середины 1970-х гг., прежде всего американскими, австралийскими и западноевропейскими учеными, хотя и ранее этот вопрос обсуждался в ряде работ. В большинстве случаев лидерство изучается в деловых группах или в группах с интимными отношениями (семья, влюбленные). В данной главе речь пойдет о лидерстве в деловых группах.

Негативное отношение к женскому лидерству традиционно проявляли сторонники фрейдизма. Считалось, что у лидеров-женщин нездоровая гендерная идентичность (Walsh М., 1987), а их стремление к лидерству, называемое «фаллическим», рассматривалось как проявление неполноценности женщины, завидующей мужчинам (Chehrari S., 1987). На Западе отрицательное отношение к менеджерам-женщинам продолжает существовать, как правило, среди мужчин (Heilman, 2001; Schein, 2001) и особенно если женщина-менеджер использует стереотипно маскулинный стиль руководства (Eagli et al., 1992; Rudman, Glick, 2001).

У девушек преобладает потенциальное лидерство (49%), тогда как у юношей - перспективное лидерство (45,7%), и лишь о 6% девушек можно говорить как о преуспевающих лидерах, в то время как у юношей этот показатель 17,1%. Такие свойства личности, как направленность, деловитость, доминирование и уверенность в себе, в большей степени выражены у мужчин (83,2%). Юношам не свойственны уступчивость, зависимость, отзывчивость (16,8%), у женщин отзывчивость преобладает (65,4%).

Из женщин 63,7% и 84,4% - из мужчин мотивированы на успех; мужчины также более склонны к риску (90%) в отличие от женщин, среди которых готовность к риску выявлена у 39,3%. Чаще всего успех женщин-руководителей приписывают везению, игре случая, в то время как успех мужчин-руководителей приписывают личным качествам.

Уголова Е. В., 2002, с. 173.

К. Бартол и Д. Мартин (Bartol, Martin, 1986) показали, что женщина-лидер в мужском деловом мире и вообще находящаяся в мужской группе играет одну из четырех неформальных ролей:

  1. «матери» — от нее ждут эмоциональной поддержки, а неделовой активности;
  2. «соблазнительницы» для начальника, что вызывает негодование у коллег-мужчин;
  3.  «игрушки», «талисмана» — роль милой, но не деловой женщины, приносящей удачу;
  4. «железной леди», обладающей не женской жестокостью (из-за чего эти женщины зачастую оказываются изолированными от группы).

Все эти роли мешают женщинам занять равное положение среди мужчин и снижают возможности их служебного роста. Мужчины делают больше попыток доминировать над представителями своего пола. Женщины же в присутствии противоположного пола менее активно претендуют на роль стихийного лидера. Я. Джорстад (Jorstad, 1996), норвежский психотерапевт, заключил, что лидерство не входит в систему жизненных ценностей многих женщин. Распространено мнение (Eagly et al., 1995; Johnson С., 1994; Wayne et al., 1994), что женщины-лидеры проигрывают лидерам-мужчинам в эффективности руководства, поскольку обладают меньшей властью, влиянием и ресурсами. Э. Игли и К. Джонсон (Eagly, Johnson, 1990) выявили, что женщины больше стремятся к получению руководящей должности, если отвечают традиционной гендерной роли (в частности, директора школы)

Но следует принимать во внимание и различные модели лидерства, которые, по данным Т. В. Бендас (2000), с различной частотой встречаются у мужчин и женщин. Для первых более характерна конкурентная модель (доминантность, агрессивность, уверенность в себе, эгоцентризм, стремление к власти) в сочетании с маскулинной, для женщин — сочетание конкурентной и кооперативной моделей (направленность на общение, альтруизм, экстраверсия) и преобладание фемининной (лидерская роль принимается только при наличии вакуума лидерства, когда нет представителя, соответствующего маскулинной модели). Правда, соотношение этих моделей лидерства у мужчин и женщин может изменяться в связи с этническими особенностями.

Ключевые слова: Пол, Лидерство, Дифференциация
Источник: Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Материалы по теме
Половые различия в стремлении к лидерству, доминантности, независимости
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Поведение мужчин и женщин в конфликтных и фрустрирующих ситуациях
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Половые различия в склонностях к профессиям
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Роль социальных и биологических факторов в формировании психологического пола
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Альтруистическое поведение и пол
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Представленность мужчин и женщин в различных профессиях
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Половые различия в завистливости
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Различия между мальчиками и девочками
Раттер М., Помощь трудным детям
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий