Соотношение понятий личность и индивидуальность

Немало противоречий проявляется и во взглядах на соотношение личности и индивидуальности. Одними исследователями индивидуальность осознается всего лишь как признак личности (В. П. Тугаринов, 1965), другими - как признак человека в качестве единого целого (индивида и личности), развитие которого осуществляется по вектору: индивид - личность - индивидуальность (Б.Г. Ананьев, 1969), т.е. индивидуальность признается новым психофизиологическим образованием.

B.C. Мерлин отличает индивидуальность личности от интегральной индивидуальности, которая характеризует человека как биологическое и социальное существо. Так, рассуждая о соотношении интегральной индивидуальности с социальными типами (к которым он относит и типы личности), автор замечает:

«В работах представителей пермской психологической школы очевидна тенденция подменять понятия «человек», «личность», «темперамент» термином «интегральная индивидуальность», но не выявлять саму индивидуальность как целостное образование. В.В. Белоус (2002), анализируя подходы к изучению структуры темперамента и интегральной индивидуальности, убедительно доказывает, что они не отличаются друг от друга. Все сводится либо к выявлению глобальных типов А и Б, либо к препарированию целого, к выявлению отдельных показателей разных уровней «интегральной индивидуальности».

Б. Г. Ананьев писал, что индивидуальность всегда есть индивид с комплексом природных свойств, хотя не всякий индивид является индивидуальностью. Для этого ему надо стать личностью. А если общество способствует формированию однотипных личностей, как это случается при авторитарных режимах в ряде государств? И чего больше в индивидуальности - индивидного или личностного? Если индивидуальность понимается только как совокупность имеющихся у человека типических (называемых индивидуальными) особенностей, то могут ли быть одинаковые индивидуальности? Могут ли вообще природные свойства создать уникальное, неповторимое сочетание или же для этого требуется влияние жизненного пути, который, действительно, уникален у каждого человека?

Т. В. Копань (1996), например, показала, что у городских и сельских школьников с одной и той же мотивацией достижения успеха структуры интегральной индивидуальности приблизительно одинаковы. О какой же уникальности структуры интегральной индивидуальности (о чем пишет автор) может идти речь, если она присуща многим? Тот факт, что структура личности школьников, имеющих разную мотивацию к достижению успеха, различается, свидетельствует лишь о типических, а не индивидуальных особенностях.

Разные авторы используют различные обозначения индивидуальности:

  • целостная индивидуальность у С. Л. Рубинштейна (1999), Т. Ф. Базылевич (1998) и В. М. Русалова (1988),
  • комплексная индивидуальность у Б.Г.Ананьева,
  • интегральная индивидуальность - у В. С. Мерлина,
  • субьектно-деятельностная индивидуальность - у А. В. Брушлинского (1994),
  • структурно-функциональная индивидуальность у Э. А. Голубевой (1995),
  • ​полиморфная и всеобщая индивидуальность у В. В. Белоуса (2002).

Разрешению вопроса об индивидуальности человека препятствуют и другие моменты, например неадекватное использование многими авторами понятия «индивидуальное». Говорят об индивидуальных свойствах (различиях) индивида имея в виду типологическую дифференциацию по свойствам нервной системы и темперамента.

Но эти свойства являются типическими, так как присущи многим людям. Пишут об индивидуальном стиле деятельности, хотя имеют и виду тот, что свойствен многим тысячам людей, т. е. опять-таки является типическим. Единственное средство избежать этой терминологической путаницы - называть вещи своими именами: присущее многим называть типическим, а свойственное только одному - уникальным и неповторимым, т. е. индивидуальным. Это не означает, что типические характеристики надо исключать из понятия «индивидуальность». Очевидно, что индивидуальность как уникальностьь, неповторимость человека проявляется прежде всего и главным образом в неповторимости его жизненного пути, который формирует многообразные личностные особенности - и не только положительные, но и отрицательные. В связи с этим человек как личность предстает перед нами многоликим существом, со многими склонностями и стремлениями, находящимися порой в полном несогласии друг с другом, и какая из сторон личности проявится, во Многом зависит от ситуации и окружения человека. Даже закоренелый преступник может обладать «чувством» товарищества и взаимовыручки по отношению к членам своей шайки, а культурный и вЫДержаный человек может проявить себя агрессивным болельщиком па футболе. Почему, например, начальник одного из гитлеровских концлагерей мог выступать в двух ипостасях: быть добрым, и сентементальным и играть на скрипке дома и безжалостно убивать заключенных? С какого конца ни подойди - биологического или социального, полную картину о человеке получить не удастся. Не случайно насчитывается более 10 классификаций типов темперамента И более 50 теорий личности.

Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов:

  • Первую группу составляют наследственность (свойство живого), способность передачи свойств и функций от одного организма к другому) и физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передает не только внешние черты человека, но и некоторые поведенческие признаки. Физиология человеКа говорит о том, что в людях очень много общего, определяющею их поведение. В частности, одинаковым для всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.
  • Вторая группа факторов, формирующих индивидуальность человека, проистекает из окружения человека. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека определяется и семьей. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям. В-третьих, на индивидуальность человека оказывает влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя отождествляет, а также устойчивые формы поведения, в частности, типы реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событий. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.
  • Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера, его собственная индивидуальность, т.е. в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек играет активную роль в собственном развитии и не является исключительно продуктом наследственности и окружения.

Итак, диапазон разногласий по понятиям «личность» и «индивидуальность» можно свести к следующим противоположным тезисам:

  • понятие «индивидуальность» шире понятия «личность», ибо включает в себя все, что резко выделяет данного человека из множества других (здесь и генетически обусловленные особенности человека, и биологические свойства и качества, приобретенные в результате социального опыта);
  • понятие «индивидуальность» уже понятия «личность», ибо включает ограниченный набор природных свойств. Более того, чтобы индивид обрел индивидуальность, ему сначала надо стать личностью, и свою индивидуальную неповторимость он может проявить только среди людей.
Ключевые слова: Индивидуальность, Личность
Материалы по теме
Личность и индивидуальность
Мельник С.Н., Психология личности, Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск...
Понятия индивида, личности, индивидуальности
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Человек, индивид, индивидуальность, личность
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Структуры индивидуальности и личности
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя
Соотношение понятия личность с понятиями человек, индивид, индивидуальность
...
Индивидуальные различия в области чувств
Теплов Б.М., Психология
Роль обучения в развитии личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Общество, личность, государство
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Оставить комментарий