Кто такой «гиперактивный ребенок»

«Мой ребенок гиперактивный. Что делать?» – этот призыв о помощи часто приходится слышать детским психологам. Нередко родители сами ставят этот диагноз ребенку, иногда «помогают» в этом воспитатели детских садов, врачи или психологи. Но что же на самом деле подразумевается под гиперактивностью? Как ее распознать и как помочь своему малышу?

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни и т. д. Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Есть у этой проблемы и второе название – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Сразу хочу обратить внимание на то, что грамотный невролог, психолог или психиатр не поставит этот диагноз ребенку до 5–6 лет! Всегда дико видеть эту запись в медицинских картах детей в 1,5–2 года. Если вашему ребенку уже есть 5 лет, вы видите, что он не может заниматься одним видом деятельности больше времени, положенного по возрасту (в 5 лет это 15–20 минут на один вид деятельности, например, рисование), тяжело засыпает, «ерзает» сидя на одном месте, у него легко или резко меняется настроение – начните с визита к неврологу. Доктор проведет необходимые тесты, назначит пройти ЭЭГ и по результатам, возможно, назначит терапию.

А теперь о том, с чем идут к психологу:

  • с малышами до 4 лет;
  • с тем, что ребенок не сидит на месте;
  • не хочет играть один;
  • проявляя протест, постоянно кричит или падает в истериках на пол;
  • плохо спит, часто просыпается;
  • слишком активен, в понимании мамы.

Конечно, это классическое «горе от ума». Мамы читают много книг, журналов, часто сравнивают своих детей с другими «идеальными малышами», которых посадили около коробки с игрушками, и они сидят там два часа. Я не буду вам говорить о том, что не надо сравнивать детей, что ваш особенный и развивается по своему сценарию, я просто предложу вам минитест, ответами на который будут «да» или «нет»:

  1. Вашему ребенку меньше 5 лет?
  2. Ваш ребенок может заниматься одним делом, которое ему интересно, 5–10 минут (например, играть или смотреть мультик)?
  3. Ваш ребенок спит более 3 часов подряд во время ночного сна?
  4. Ваш ребенок может посидеть у вас на руках или самостоятельно на месте?
  5. Ваш ребенок способен спокойно употреблять пищу? Находясь при этом на стуле или на руках?

Если хотя бы 4 из 5 ответов «да» – у вас просто активный малыш, и все, что вы ему приписываете, вряд ли имеет отношение к диагнозу СДВГ.

Разобрались? Что же делать, если вашему ребенку поставлен диагноз СДВГ? Прежде всего начать коррекцию с посещения невролога. Терапия, которую врач проведет, поможет ребенку уравновесить нервную систему и взять ее под контроль. Ему станет легче в обучении, в принятии решений, уйдут тревожность и раздражительность. После этого детский психолог сможет подсказать вам комплекс упражнений для регуляции внимания. Часть из них я опишу ниже.

Вот классическая схема, которую вам посоветуют:

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку на ребенка.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

А теперь советы тем мамам, у чьих детей на самом деле нет этой проблемы:

  • Позвольте ставить диагнозы врачам.
  • Примите, что ребенок развивается в движении, ему это жизненно необходимо.
  • Посмотрите на себя со стороны буквально, лучше с помощью фотографий и видео, и так же разберите поведение вашего мужа. Вы спокойно, тихо, сидя в кресле проводите свое время? Вам нравится часами заниматься одной и той же деятельностью? Нет? Ой, может быть это ваш ребенок?
  • Если вы хотите, чтобы ребенок вас слышал и выполнял то, что вы просите, делайте это правильно. Инструкция должна быть краткой и немногословной. Она должна состоять из очень конкретных и понятных ребенку шагов.
  • Уменьшайте количество запретов. Это то, что вносит противоречие и сумятицу в детские головы. Жизнь в клетке из запретов вынуждает с ними бороться всеми доступными методами.
  • Давайте ребенку время! Это очень важно! Прежде чем добиться результата, предупреждайте его 3–4 раза с интервалом в 5 минут. Это позволяет ребенку подсознательно принять и услышать ваше требование.
  • Не давайте сто заданий сразу. Это сложно. Дробите их на мелкие части.
  • Ограничивайте гаджеты и мультики. Это мешает адекватному восприятию информации ребенком!
  • Думайте о самооценке ребенка! Прежде чем сделать замечание и сказать, что не так, задумайтесь на секунду о том, какой вред это может нанести ему в будущем!
  • Несмотря на все, что я уже сказала, этот пункт очень важен. Активному ребенку нельзя жить во вседозволенности! Помогайте вашему непоседе с детства формировать рамки и границы. Но заранее продумайте, как это сделать, не создавая клеток, о которых мы писали выше. Самое лучшее – рамки, выставленные при помощи игры или сказки, когда малыш делает выводы сам.
  • Давайте обратную связь. Ребенку это важно всегда, а тому, у кого все внутри бурлит, особенно!
  • Придерживайтесь режима дня, особенно если ваш кроха такой активный с раннего детства. Размеренный и предсказуемый цикл жизни очень помогает такому малышу.
  • Если ребенок говорит и может поддержать беседу, сочиняйте с ним сказки-диалоги! Они очень хорошо помогают разобрать ситуацию и привлечь внимание малыша.
  • Удачи вам и терпения!
Ключевые слова: Гиперактивность, Ребенок
Источник: Суркова Л.М., Ребенок от 3 до 7 лет
Материалы по теме
Как справиться с истерикой ребенка дошкольного возраста?
Чернова Т.Л., Советы детского психолога. Подсказки для родителей
Симптомы кризиса семи лет
Смирнова Е.О., Детская психология
Волевая готовность к школе
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя
Как научить ребенка «давать сдачи»
Суркова Л.М., Ребенок от 3 до 7 лет
Классификация видов отклоняющегося поведения у несовершеннолетних
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Нужен ли ребенку детский сад?
Чернова Т.Л., Советы детского психолога. Подсказки для родителей
Психосексуальное развитие ребенка
Лосева В.К., Психосексуальное развитие ребенка
Аутичный ребенок
Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми...
Комментарии
Аватар пользователя Зоя
Зоя

Главное такое не запускать и не ждать, пока само рассосется, а идти к специалистам.

Аватар пользователя Наталья_19031992
Наталья_19031992

Да-да, главное, это вовремя начать с проблемой бороться. У нас с первыми двумя детьми вообще ни забот, ни хлопот не было. А вот третий сынишка с рождения неспокойный, а к трем годам поставили СДВГ и прописали пантокальцин. Лучше стало довольно скоро, сейчас уже совсем все в норме (прошло полгода).

Аватар пользователя Мира
Мира

О, как здорово, надо подруге посоветовать, а то них такая же проблема.

Оставить комментарий