Конкурсное производство при банкротстве

Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

Конкурсное производство назначается судом, если отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность должника и (или) если иные процедуры банкротства не дали желаемого результата. Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

Закон о банкротстве предусматривает следующую возможность: собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо или третьи лица в любое время до окончания конкурсного производства вправе одновременно удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов.

Правовыми последствиями вынесения решения о признании предприятия банкротом и об открытии конкурсного производства являются, в частности, следующие:

  • срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
  • прекращаются начисление неустоек, процентов и иные финансовые санкции по всем видам задолженности должника;
  • все требования кредиторов к должнику, за исключением указанных в п. 1 ст. 126, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;
  • совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих за собой передачу его имущества в пользование, допускается только в порядке, установленном Законом о банкротстве;
  • снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника.

С даты утверждения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника. Конкурсный управляющий обязан:

  • принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию и оценку (с привлечением независимого оценщика), принимать меры по обеспечению сохранности имущества;
  • проанализировать финансовое состояние;
  • предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании;
  • заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;
  • принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
  • вести реестр требований кредиторов и др.

Права конкурсного управляющего определены п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве. В частности, конкурсный управляющий вправе:

  • распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, предусмотренных Законом;
  • увольнять работников, в том числе руководителя должника в порядке и на условиях, установленных законодательством;
  • аявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном ст. 102 Закона о банкротстве.

При осуществлении полномочий конкурсный управляющий имеет право предъявить требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства. Согласно ст. 56 Гражданского кодекса РФ, такими лицами, например, являются учредители (участники), собственники имущества юридического лица, другие лица, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия. Взысканные суммы включаются в конкурсную массу и могут быть использованы только на удовлетворение требований кредиторов. Размер ответственности лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности, определяется исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации-должника.

Оценка имущества должника проводится независимым оценщиком. По решению собрания (комитета) кредиторов оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию должника банкротом, составляет менее чем 100 тыс. рублей, может быть проведена без привлечения независимого оценщика.

В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий формирует конкурсную массу, которая охватывает все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в его ходе.

Из имущества должника, составляющего конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное, предусмотренное Законом о банкротстве, имущество.

В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

В случаях, установленных федеральным законом, составляющее ипотечное покрытие имущество должника, осуществлявшего в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 года № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, исключается из конкурсной массы должника, а требования кредиторов - владельцев облигаций с ипотечным покрытием удовлетворяются в порядке, установленном Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах».

Имущество, изъятое из оборота, принимается его собственником от конкурсного управляющего и закрепляется за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.

Социально значимые объекты (дошкольные образовательные, общеобразовательные и лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения) продаются путем проведения торгов в форме конкурса. Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением. Иные условия проведения конкурса определяются собранием (комитетом) кредиторов по предложению органа местного самоуправления.

Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу.

Жилищный фонд социального использования, а также не проданные социально значимые объекты подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования. Передача жилищного фонда социального использования и любых не проданных в установленном порядке социально значимых объектов в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий.

Решение о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника принимается собранием кредиторов по представлению конкурсного управляющего. Продажа организуется конкурсным управляющим путем проведения, как правило, открытых торгов. Начальная цена продажи должна определяться независимым оценщиком, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется за счет средств, вырученных от продажи имущества должника. Закон устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов, а также содержит подробные правила о порядке удовлетворения требований кредиторов каждой очереди.

Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются:

  • судебные расходы должника;
  • расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
  • текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
  • требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательства, возникшие в ходе конкурсного производства;
  • задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;
  • иные расходы, связанные с проведением конкурсного производства.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Расчеты с кредиторами производятся в соответствии с реестром требований кредиторов. Этот реестр подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Порядок расчета с кредиторами в ходе конкурсного производства определен в ст. 142 Закона о банкротстве.

Деятельность конкурсного управляющего завершается представлением в арбитражный суд отчета, к которому прилагаются:

  • документы, подтверждающие продажу имущества должника;
  • реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований;
  • документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

После погашения требований кредиторов у должника может остаться имущество, например то, которое предлагалось к продаже, но не было реализовано в ходе конкурсного производства. Такое имущество, при отсутствии заявлений о правах на него собственника унитарного предприятия, учредителей (участников) юридического лица, подлежит передаче на баланс соответствующих органов муниципального образования.

После рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое подлежит немедленному исполнению. Данное определение в пятидневный срок представляется конкурсным управляющим в орган, осуществляющий государственную регистрацию.

На основании определения суда в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации должника. С даты внесения такой записи конкурсное производство считается завершенным.

Ключевые слова: Банкротство, Производство
Источник: Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Материалы по теме
Структура производительных фондов и производительного капитала и их оборот
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 2
Концепции культуры как системы производства и потребления
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Попроцессный метод
Волкова. Управленческий учет
Сущность специализации производства
Экономика, организация и управление предприятием., Н. Л. Зайцев
Формы организации производства
Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008
Понятие издержек производства
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 2
Учет процесса производства и выпуска продукции (работ, услуг)
Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд...
Экономические агенты и факторы производства
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Оставить комментарий